Цели урока:
- Учить находить обстоятельство и определять, чем оно выражено.
- Развивать умение разбирать предложения по членам предложения.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать уважение к мнению друг друга.
Ход урока
Мотивационно-ориентировочный этап.
Вхождение в контакт и мотивация учебной деятельности:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу.
- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им.
- А теперь посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки.
- Тихо садитесь, мы начинаем урок русского языка. У нас много разнообразной работы: сегодня мы продолжим работу по формированию орфографической зоркости, поработаем с предложением, продолжим развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Мы будем воспитывать аккуратность, точность и лаконичность в ответах.
План урока.
- Чистописание.
- Вспомним и закрепим пройденный материал.
- Новая тема.
- Закрепление новой темы.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Откройте тетради запишите дату и вид работы.
Операционно-исполнительский этап.
Чистописание с орфографическим заданием: чистописание будем выполнять с орфографическим заданием, вам нужно выписывать только буквы пропущенные в словах, называя орфограмму.
На доске написаны слова:
- Сол...це (пропущена заглавная буква Н, орфограмма на непроизносимую согласную, проверочное слово солнешко).
- Изредк... (орфограмма правописание суффиксов в наречиях, в наречиях с приставками из на конце пишется А).
- Перрон (орфограмма в корне слова , на парную согласную, пишется удвоенная буква Р).
- Т…мнота (орфограмма на безударную гласную в корне слова, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить или подобрать проверочное слово, чтобы гласная стала ударной, проверочное слово Тёмный пишем букву пишется Е).
- Чудак (из слова выпишите непарную глухую согласную).
- Выход...т (орфограмма на безударную гласную в окончании глагола , чтобы проверить безударную гласную в окончаниях глагола, нужно определить спряжение , поставить слово в неопределенную форму Что делать? Ходить , заканчивает на ить, второе спряжение пишем букву И).
- О полян...(орфограмма на безударную гласную в окончании существительного, чтобы проверить безударную гласную в окончаниях существительных, нужно определить склонение и падеж существительного, поляна 1 склонение, предложенный падеж окончание Е).
- Какое слово у вас получилось? (Получилось слово – наречие.)
- Давайте вспомним, что мы знаем о наречии?
Два ученика работают на компьютере, отвечая на тест.
Тест на доске:
1. Наречие – это ...
- Часть предложения.
- Часть речи.
- Часть слова.
2. Наречие обозначает ...
- Предмет.
- Признак предмета.
- Действие предмета.
- Какой-то признак.
3. Наречие ...
- Склоняется и спрягается.
- Не склоняется и не склоняется.
- Иногда склоняется.
- Иногда спрягается.
4. Наречие отвечает на вопросы ...
- Как? Когда? Где? Откуда?
- Кто? Что?
- Что делать? Что сделать?
- Какой? Какая? Какое?
5. Наречие в предложении бывает ...
- Подлежащим.
- Обстоятельством.
- Сказуемым.
- Любым членом предложения.
Теперь мы по работам с предложением, а вы все знания примените на практике.
- Ночью ворвался в город северный ветер.
- Запишите предложение.
- Разберите по членам предложения.
- Разберите по частям речи.
4. Постановка проблемы.
Какой частью речи выражено обстоятельство.
У- Существительными.
У- Наречиями.
У- Наречием и существительным.
- Ночью. На какой вопрос отвечает?
У- Когда?
- Вопрос, какой части речи?
У- Наречия.
- От какой части речи оно произошло?
У- Наречие образовано от существительного – ночь.
- Склоняется или спрягается оно? Докажите?
У- Оно не спрягается и не склоняется.
Вывод: это наречие время действия.
- В город. На какой вопрос отвечает?
У- Куда?
- Вопрос, какой части речи?
У- Наречия.
- Употребляется наречие с предлогом?
- Наречие употребляется без предлога. В городе, есть предлог. Значит, это
существительное.
- Склоняется или спрягается оно? Докажите?
У- Оно склоняется. Можно определить падеж. В городе (в чем?) – предложный падеж.
Наречие можно склонять.
- Нет
Вывод: это существительное.
Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?
Вывод: обстоятельство может быть выражено именем существительным и наречием.
Групповая работа.
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже светлело.
1 группа. Найти и выделить все орфограммы.
2 группа. Подчеркнуть члены предложения.
3 группа. Определить части речи.
Работа с учебником.
№247. Найти и выписать обстоятельство со словом, к которому оно относится. Указать, чем выражено.
Итог урока.
- Давайте обратимся к нашему плану урока, все ли мы с вами сделали. План на доске.
- План урока весь выполнен. Осталась рефлексия.
- Ребята на доске записаны предложения, выберите, то которое больше подходит вам к окончанию урока.
- Урок полезен, всё понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Еще придется потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться!
Урок окончен. Всем спасибо!