Задачи:
- Повторить координатную плоскость и решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными.
- Раскрыть понятие степени и ознакомить с терминологией степени.
- Развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
Эпиграф к уроку:
«Лучше усваиваются те знания,
которые поглощаются с аппетитом».
Анатоль Франс, французский писатель.
Ход урока
Разминка.
- Самое большое целое отрицательное число.
- Одна сотая часть числа.
- Наименьшее положительное двузначное число.
- Сумма противоположных чисел.
- Наибольшее отрицательное двузначное число.
- Произведение двух отрицательных чисел.
- Произведение девяти положительных чисел.
- Произведение девяти отрицательных чисел.
- Произведение чисел 950 и 0.
- Произведение чисел –15 и 1.
I. Дорогие, ребята! Сегодня продолжаем знакомиться с Алгеброй. Язык науки Алгебры вам уже знаком. Она ввела вас 1 сентября 2010 года в свой огромный научный дом. В доме этом много этажей. Насколько успешно работали вы на 1 – 3 этажах проверит вас Алгебра.
II. Из повторения. Назовите промежутки, аналитическую модель занесите в тетрадь.
1.
(5; +∞), открытый луч, х > 5.
[а;
+∞), луч, х ≥ а.
[а; в]
, отрезок, а ≤ х ≤ в.
(-7;
20], полуинтервал , 7 < х ≤ 20.
2.
Назовите уравнение прямой и координаты точек, не лежащих на прямой.
А(-3; 4), В(7; 8) (точки построены на плоскости).
Д(-3; -5), Е(3; -4).
3. Решить систему:
1.
2. Найдите площадь прямоугольника со сторонами а и в.
Вычислите значение данного выражения при следующих значениях а и в:
1) а = 1,5м; в = 0,5м.
2) а = м.
3) в = м.
Дополнительно: построить точки: В(-7; 0), С(-4; 8), А(5; -2).
Напоминаю. Дом Алгебры не достроен – количество этажей всё время увеличивается. Новые и новые этажи возводят учёные – алгебраисты. Может быть, кому-то из вас суждено попасть в их число.
Вы хорошо справились с заданиями.
Подготовительная работа к восприятию нового материала.
Алгебра разрешает подняться на следующий этаж и открывает перед вами двери в лабораторный комплекс «Умножение», где продолжаем знакомство с алгебраическими операциями.
Вычислите наиболее экономным способом:
1) 8·7·25
2) (-4)·47(-75)
3) 4·13·625
4) (-5)·125·4·8
5) 125·75·16·4
6) 4(-5)·0(-25)
Какие свойства умножения вам пришлось применить?
Приведите примеры задач, которые можно решить, используя только умножение.
Задача. В книгохранилище 50 полок, на каждой полке по 50 книг, в каждой книге по 50 страниц, на каждой странице по 50 строк, в каждой строке по 50 букв. Сколько напечатано букв во всех данных книгах?
50·50·50·50·50 = 625·500000 = 312.500.000 (букв)
Ответьте на вопрос: игра «Определение истинности (ложности) утверждения».
Является ли:
- Произведение двух целых чисел целым числом?
- Произведение двух отрицательных чисел отрицательным числом?
- Произведение двух положительных чисел положительным числом?
- Произведение двух рациональных чисел рациональным числом?
(Приведите примеры.)
Ребята! Вы убедились, что во всех заданиях речь шла об операции «Умножение» и её свойствах. Кое-где встречались буквы. Они были просто масками чисел. Алгебраическое умножение оперирует числами и буквами. Но под маской иногда могут скрываться не только числа.Нам предстоит знакомство с тем, как используется умножение для построения новых алгебраических выражений, как при этом применяются основные свойства умножения коммутативность и ассоциативность.
Ближе к делу. Прошу вас в лабораторию «Исследование степеней».
Взгляните, вот кусок старинного папируса Ахмеса (1700г. до н.э.).
На нём записана задача: 7 человек имеют по 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышь съедает по 7 колосьев ячменя, а из каждого колоса вырастает 7 мер ячменя.
Сколько мер ячменя сохранится благодаря этим кошкам?
Если вы немного вдумаетесь в содержание задачи, то обнаружите, что для её решения нужно вычислить произведение пяти одинаковых множителей: 7·7·7·7·7 = 75.
Такие произведения изучают в этой лаборатории.
Иногда в похожих задачах приходится иметь дело с большими числами. Лаборатория помогает обойтись в таких случаях без громоздких вычислений. Здесь предлагают следующие записи:
1 000 000 000 = 10·10·10·10·10·10·10·10·10 = 109;
1048576 = 220;
8 000 000 = 29·56.
Частые гости лаборатории – астрономы. Они приносят сюда свои «астрономические числа»; подвергают их алгебраической обработке и получают полезные результаты.
Например, расстояние от Земли до туманности Андромеды выражается числом:
95 000 000 000 000 000 000 км = 95·1018 км.
Масса Солнца в граммах выражается числом:
1 983 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 = 1983·1030 г.
Кроме того, в лабораторию попадает и масса других серьёзных задач. Остро стоит проблема вычисления выражений вида:
; а(а2)3·(а3)3;
сотрудники лаборатории пытаются провести такие вычисления наиболее экономным способом. Вы можете подключиться к этой работе. Хотите?
Тогда, прежде всего вам нужно ознакомиться с терминологией, которой пользуются исследователи степеней.
Решите анаграмму: Т Е С Е П Ь Н.
Определение 1.
Степенью алгебраического выражения а с натуральным показателем n называется произведение n множителей, каждый из которых равен а.
Читают так:
- «а в n-й степени»;
- «n-ая степень алгебраического выражения а»;
- «а в степени n».
Условлено, что для любого алгебраического выражения а: а1 = а
Следует, что любое алгебраическое выражение можно рассматривать как степень.
а + 5 = (а + 5)1
3в – 4с = (3в – 4с)1
Кроме того, введена нулевая степень алгебраического выражения: а0 = 1, (а ≠ 0).
Складывается такая картина. Компоненты степени имеют специальные названия:
Примеры:
1) а·а = а2, читается «а во второй степени» или коротко «а
квадрат» или а в квадрате.
2) а·а·а = а3, читается «а в третьей степени» или «а в кубе» или
коротко «а куб».
С чем связано прочтение «а квадрат» и «а куб»? (С площадью квадрата со стороной а и объёмом куба с ребром а.)
Привыкайте к новым терминам и к новой операции – операция возведения в степень. (Эта операция, в сущности, пятое действие для чисел и для неизвестных, обозначающих числа. Она является новым действием алгебры. Математики считают его действием третьей ступени).
Закрепление.
№ 15.1 (2 строчка).
б) 7·7·7·7·7·7 = 76;
г) 8,4·8,4·8,4·8,4·8,4 = (8,4)5.
№ 15.2 (2 строчка).
б) y·y·y·y·y = y5;
г) q·q·q = q3.
№ 15.3 (устно).
а) – устно;
б) ;
в) .
Комментирование.
№ 15.5.
а) (ав)·(ав)·(ав)·(ав) = (ав)4
б) (-pq)·(-pq)·(-pq) = (-pq)3
№ 15.6.
б) (zt)·(zt) = (zt)2
№ 15.9, 15.10 (а, б).
а) х8 = х·х·х·х·х·х·х·х;
б) (-2а)4 = (-2а) ·(-2а) ·(-2а) ·(-2а).
№ 15.13 (а, б, в).
а) 16 = 42;
б) 16 = (-4)2;
в) .
№ 15.14 (а, в).
а) 125=53;
в) -0,216-(-0,6)3.
Самостоятельно. Карточки. Проверьте себя.
I вариант.
Вычислите площадь квадрата со стороной а, если а = 2,5 см. Вычислите:
а) 2·2·2·2·2;
б) ;
в) (-1)5.
II вариант.
Вычислите объём куба с ребром в, если в = 3 дм. Вычислите:
а) (-2)·(-2)·(-2)·(-2)·(-2);
б) ;
в)137.
Взаимопроверка: работа в парах.
Итог урока. Игра «Заполни пропуски».
Заполните пропуски карандашом.
- «При возведении в степень положительного числа получается … число».
- «При возведении в степень нуля получается …».
- «Степень отрицательного числа с чётным показателем есть ... число».
- «Степень отрицательного числа с … показателем есть число отрицательное».
- «Квадрат любого числа есть … число».
- «Куб … числа является положительным числом».
- «Куб … является отрицательным числом».
Домашнее задание:
§15, 1-5, подготовить сообщение об Андромеде;
№ 15.14 (б, г), № 15.11.