Музыкальное путешествие по Франции

Разделы: Музыка


Цель урока: знакомство учащихся с французской народной и авторской музыкой в национально-историческом контексте.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся со своеобразием культурной жизни Франции посредством интегративного комплекса видов искусств (музыка, живопись, литература).
  2. Формирование детских представлений о французской народной и придворной песенной и танцевальной музыке 17-18 вв..
  3. Выражение эмоционального характера музыки и специфики социальной среды ее бытования в движениях и пластике учащихся.

Оборудование:

  • фортепиано, CD-проигрыватель;
  • видеомагнитофон, телевизор, аудиозаписи;
  • наглядные пособия, бубны;
  • политическая карта Европы.

Ход урока

Сегодня мы, ребята, с вами
Отправимся в далекий край.
Взгляни на карту пред глазами
И ту страну ты угадай.

- Указать на политической карте Францию.

Ты прав. А в путешествии друзья
Нам верно музыка поможет-
И звуков чудная семья
Всех вас, я знаю, расстревожит.
В какой же век мы попадем?
Прослушав музыку, узнаем,
Названье танцу подберем,
Характер также угадаем.

Слушание «Менуэт» Рамо. Видео «Замок в Версале».

- Характер музыки каков? Как танец этот назовем? В какое время попадем?

Давным-давно в 17 веке
Батист Люлли в Италии жил,
Трудился день и ночь в таверне,
Но долго там он не пробыл.
В один прекрасный день хозяин
Прогнал мальчишку со двора,
Он крикнул вслед ему: «Лентяй ты,
Поешь лишь песни до утра!»
Взял мальчуган свою старушку.
Гитару так он называл,
И зашагал с своей подружкой
В места, где раньше не бывал.
Шел он и шел и тут заметил,
Что камень на пути лежал,
Присел он, вспомнил свои песни
И весело их заиграл.

- Какой характер у героя – печальный или что другое?

- Какую песню для души запел, как думаете вы?

Все верно, и теперь, друзья,
Спою вам эту песню я.

Слушание Векерлен «Кадэ Руссель».

Вам полюбилась видно песня,
Ну что ж, разучим ее вместе.

Разучивание Вкрерлен «Кадэ Руссель».

- Я с нетерпением жду ответов: каков характер песни этой?

- И, может, скажете вы мне – Батист мог другом быть Кадэ?

Ну что же, а теперь, друзья,
Продолжим путешествия.
Шел он и шел и тут заметил,
Что камень на пути лежал,
Присел он, вспомнил свои песни
И весело их заиграл.
Карета в это время мчалась,
Остановилась, услыхав
Гитары нежное звучанье
И песенок задорный нрав.
Синьор де Гиз, вельможа знатный,
Слугу послал за сорванцом
И встретившись сказал невнятно:
«Спой нам еще, будь молодцом!»
Мальчишка был так рад стараться,
Что пел и пел он без конца
Так, что подумал герцог взяться
За воспитанье удальца.
И на запятках той кареты
Батист Люлли продолжил путь,
И видеть мог он за обедом
Какой нелегкий сельский труд.
Он видел также и веселье
И праздников народных ход,
Играл на них он с упоением,
Водил со всеми хоровод.
Сейчас мы с вами превратимся
В певцов и музыкантов вмиг,
И вместе с песней очутимся
На этом празднике на миг.

Слушание Векерлен «Пастушка».

На этом празднике народном
Мы все певцы, и нужно нам
Исполнить танец вам свободно
И поиграть на бубне вам.

Разучивание и исполнение песни Векерлена «Пастушка» с бубнами.

А в замке все не так случилось
И вместо музыки, увы,
Батисту кухни дверь открылась,
Но не забыл своей мечты
Наш мальчуган. С утра пораньше
Он начинал играть и петь
Для тех, кто днями за плитою
Мог жарить, парить, печь и греть.
И так бы все это тянулось,
Пока однажды в гости к ним
Король Людовик не приехал,
И не затеяли бы пир.
Все повара и поварята
Работали не покладая рук.
И лишь шеф-повар удалился,
Раздался тут гитары звук:
Звучала в кухне тарантелла
Для всех готовивших обед
Да так, что сбила музыкантов,
Игравших в зале менуэт.
Король, конечно, всполошился
И все же он решил узнать:
«Откуда песня доносилась?
Кто смог оркестр переиграть?»
Предстал пред ним наш чудный малый
С кастрюлями и весь в муке
И заиграл легко, забавно
Гавот со скалкою в руке.

- Каков характер в танце этом, прослушав, скажете ответом?

Слушание Люлли «Гавот».

- Каков характер в танце этом?

Ах, музыка была та – прелесть,
Жива, звонка и весела –
Все в пляс пустились в то же время,
Так чудная игра их завела.

Музыкально-ритмические движения Люлли «Гавот».

А бал все дальше продолжался:
Звучал оркестр во дворце,
И дивный голос рассыпался
Как жемчуг в золотом ларце.
Что был за звук, мы можем с вами
Сейчас услышать и понять -
На лед похож он иль на пламя?
Давайте музыке внимать.

Слушание Аноним «Дафна».

- Так что здесь каждый заприметил? Какой был звук, кто мне ответит?

Звучал здесь тембр клавесина,
Который сделан, был тогда,
Когда во Франции Батиста
Занялся музыкой, друзья.
Да, инструмент старинный этот
Тогда у знати был лишь он,
Изяществом и позолотой
И перламутром наполнен.
Похож он внешне на рояли.
На нем мог дирижер играть:
Одной рукой оркестром править,
Другой – аккорды извлекать.
Звук не ударом извлекался,
А зарождался он щипком,
На нем Люлли наш занимался
И сочинял для клавесина он.

- Когда и где на нем играли? Как звуки эти извлекали?

Что ж, клавесин звучит для вас,
Послушаем его сейчас.

Слушание Аноним «Дафна».

И после этого события
Батист Люлли не только пел,
Он занимался сочинением,
Стал мастером великих дел –
Театры ставили балеты
И оперы, ну а народ
Любил петь песни до рассвета
И танцевать живой гавот.
На этом наше приключение
Мы завершить должны, увы,
Но с музыкой и с вдохновением
Не расставайтесь, други, вы.