Развитие и обучение ребенка должно
определяться
не столько тем, что человек имеет, сколько тем,
что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
Эрих Фромм
На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей.
Все дети одарены от природы очень щедро и задатки талантов и способности есть у всех. Однако врожденные предпосылки - это только исходные условия, а дальнейшее успешное их развитие зависит от индивидуальности ребенка, окружающей среды и семейного воспитания. Поэтому, целью моей профессиональной деятельности стало воспитание успешного дошкольника, умеющего самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества.
В работе с детьми моя главная задача - создать максимально благоприятные условия для развития возможностей каждого ребёнка. За основу своей работы взяла "педагогику восхищения" замечательного донского педагога Г.Бревде "Сегодня и ежедневно", главный смысл которой - ритуал. "Ритуал - установившийся порядок, упорядочение действий. Во- первых, что он из духовной терминологии, (дух - это стержень всего человека); во-вторых, многократность повторения ритуала делает его привычным, привычное становится легкоисполнимым, легкоисполнимое - приятным, приятное становится любимым".
Дети по своей природе ритуальны, они любят свое место за столом, если мама завязывает шарф назад, то только так они его надевают, изменение вызывает протест. Поэтому, вводя детей в понимание ритуала, в его усвоение, я смогла, добиться не только его развития, но и не трачу усилий на дисциплину. И не трачу время на бумажную, не живую работу - на планирование повседневной жизни. Она спланирована раз и навсегда в ежедневном ритуале, следует только вытащить из картотеки игры и упражнения, тексты загадок, гимнастик и держать их под рукой до полного усвоения всеми детьми, затем подготовить другие карточки с текстами.
Методика работы, с картотекой следующая: накануне моделирую с помощью карточек следующую рабочую неделю, в конце рабочей недели возвращаю "отработанные" карточки на место и подбираю карточки следующей недели.
Преимущества картотеки в том, что она позволяет:
- постепенно накапливать материал по содержанию педагогического процесса;
- многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его, что экономит силы и время для общения с детьми;
- понять систему, логику зависимость между различным материалом;
- накапливать материал "впрок".
Картотека может включать следующие разделы:
-комплекс гимнастики (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная);
- игры (развивающие, дидактические, подвижные, творческие);
- психогимнастика, упражнения на релаксацию;
- наблюдения (в группе, на воздухе);
- общение взрослых и детей (создание игровых и проблемных ситуаций);
Так же, как виды деятельности, в картотеку входят дни недели. Каждый день недели имеет свой фон, (тематическую направленность).
В связи с этим я разработала модель организации жизни детей и взрослых, в которой я придерживалась демократического стиля отношений (приложение 1).
Чтобы жизнь детей была разнообразной, насыщенной событиями, игрой я использую ритуальные обязательные предметы. Они помогают, вроде бы не уча, научить очень многому. Эти предметы находятся на видном месте, и один из них используется ежедневно и до тех пор, пока все дети в совершенстве не овладеют им.
Мяч - главный ритуальный предмет. Умение свободно играть в мяч является критерием развития сосредоточенности, ловкости, внимания, координации руки.
Игры с веревочкой помогают детям освоить размеры окружающих вещей, учат пониманию красоты, подвижности и выразительности линий изображаемого предмета. Да и сами по себе являются великолепной "гимнастикой ума" (так об этом говорила Мария Монтессори).
Играя с листочком - капелькой, волчком, клубочком, трафаретами готовлю руку ребенка к письму.
Освоение формы- листочка, капли (такую форму имеет медиатор - специальная пластина, употребляемая при игре на струнных музыкальных инструментах) обусловлен тем, что линия бокового контура медиатора совпадает с линией элемента буквы как переходная часть у нижней линии строки. Учится писать письменные буквы в 5-6 лет еще рано, но к этому можно подготовиться, освоив эту форму характерную для письменных букв. Подарил дошкольникам этот замечательный прием Е.Е. Шулешко.
А приученная крутить волчок рука, при обучении письму не будет продавливать странички в тетрадке. Рука станет легкой - ведь хитрый волчок кружится только от легкой руки.
Детям предлагаю разные трафареты, какая тема такие трафареты (осенние листочки, птицы, животные и т.д.), они с удовольствием обводят, штрихуют в разном направлении, раскрашивают, придумывают сюжет, используя трафареты. Помогает развивать воображение детей еще и листочки - капельки.
Зеркальный кубик использую для отработки мимической реакции, также для передачи эмоций через вхождения в образ героя персонажа.
Для достижения цели при организации познавательной деятельности использую игровые и социо-игровые приемы (методика программы "Обновление и самообразование", автор Е. Е. Шулешко), которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста. Я стараюсь изменить образ жизни так, чтобы инициатива в решении проблем исходила от детей, изменить не содержание, а способ обучения.
Обучение веду по трем направлениям:
- прямое обучение, когда инициатива принадлежит мне;
- взаимообучение, когда обучение происходит в форме передачи обмена опытом между детьми, при объединении их в пары или малые группы;
- самообучение ребенка в процессе индивидуальной деятельности с дидактическими материалами, когда обучение проходит с помощью специально организованной среды.
Основной упор в воспитании и обучении отвожу самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору приемов и средств, проверки правильности решения. На занятиях использую различные формы объединения детей (парами, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. Занимаясь в малых группах, дети подходят к пониманию того, что свои знания можно передавать друг другу, помогать товарищу и получать самому помощь, поддерживать друг друга, а я в свою очередь направляю детей друг на друга: "Скажи детям, а не мне"; "Мнение Никиты очень интересно, давайте его, обсудим:". Это позволяет мне воспитывать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. Игра "Волшебная палочка" в кругу помогает мне вести фронтальный опрос по любой теме, каждый ребенок получает возможность высказаться, игра учит не только слушать, но и слышать о чем идет речь. В итоге все дети осваивают необходимый для дальнейшего продвижения "минимум", но при этом не тормозится развитие более способных детей. Так же на занятиях использую элементы технологии ТРИЗ - игра "Хорошо - плохо" с целью выявления противоречивости в объекте; творческие задания, которые позволяют ребенку организовать собственную речевую деятельность творческого характера. Например, на тему "Домашние птицы" дети высказывали свои мнения о том, что хорошего, что рядом с нами живут домашние птицы - "они красивые" приносят пользу; человек становится сильнее, потому что он много двигается, работает, ухаживая за птицами; не нужен будильник - разбудит петушок. Что плохого - "плохой запах, мусорят, они же не могут убрать за собой; нужно ухаживать за птицами, а хочется отдохнуть; утром хочется поспать, а петух громко кукарекает - мешает спать" и т.д. На продуктивном занятии давала творческое задание дорисовать "капельку" так, чтобы получилась какая-либо домашняя птица. А на занятии по развитию речи дети старались сочинить загадки, сказки о домашних птицах, используя найденные определения и сходства: "Не король, но носит корону. Не будильник, но будит", "Маленький, желтенький комочек. Папа - боевой петух, мама - заботливая курица" и т.д. Используя элементы технологии ТРИЗ, я не просто развиваю у детей фантазию, а учу детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, развиваю у детей нестандартное диалектическое мышление, творческое воображение (приложение 2).
Объединяющие игры: "Клубочек", "Зеркало", "Позови в гости"; обыгрывание различных игровых, проблемных ситуаций вели к возникновению у детей познавательных интересов: ситуации типа "Наши добрые дела", "Письмо больному другу", "Поздравляем наших мам и бабушек", "Мы старшие в детском саду", "Мы строим для малышей снежную горку", "Научи своего друга тому, что умеешь делать сам". Некоторые ситуации для разыгрывания дети придумывали сами, некоторые я взяла из реальных поступков детей нашей группы. Полученные знания в ходе игр, упражнений, проблемных ситуаций дети вместе со мной применили в реальной жизни: вышли на демонстрацию с транспарантами с целью выражения своих взглядов, посетили кафе, сходили в кино, навещали больного товарища. Выходили на природу вместе с детьми других групп, с родителями, выступали со своей концертной программой, показывали сказки для детей младших групп. Познавательные задачи в форме проблемных, игровых ситуаций могут стать промежуточной формой на пути перехода детей к учебно-познавательным задачам в младшем школьном возрасте.
По результатам своей деятельности я пришла к выводу, что сотрудничество детей на развивающих занятиях создает благоприятные условия для развития их познавательных способностей. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия, они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивать свои мнения, становятся инициативными в получении новых знаний, начинают самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества, т.е. дети становятся успешными.
Для поддержания и развития благоприятной групповой атмосферы сочла необходимым создать определенный стиль жизни через введение традиций в группе. Считаю, что для воспитания личности необходимо вводить такие традиции, которые смогут порождать самостоятельные проявления внимания и доброжелательности со стороны самих детей.
Так в нашей группе сложились: ежедневные традиции: лично встретить родителей и каждого ребенка; "Утренний сбор" - мотивация выбора темы; "Модель трех вопросов" (Что мы знаем; Что хотим узнать; Что нужно сделать, чтобы узнать.); традиция, при которой в конце дня дети мысленно возвращаются к прожитому дню и вместе со мной подводят итог, отмечая то, как положительно отличился каждый из них;
еженедельные традиции: по средам праздничное чаепитие "Сладкий вечер", где я стараюсь дать ребенку необходимую для его эмоционального благополучия дозу положительных эмоций. С помощью познавательных тематических занятий и бесед знакомлю детей с этикетом, историей вещей, традициями русской культуры; по пятницам "Вечер успешности", традиция при которой во вторую половину дня я и дети устраиваем "маленький концерт" - дети по желанию читают стихи, поют песни, изображают пантомимикой животных, танцуют, устраивают выставки самостоятельных художественных работ. Я считаю, что чем раньше ребенок услышит в свой адрес аплодисменты, тем быстрее он приучится к выразительной публичной речи, тем легче ему в жизни будет даваться общение с людьми, будет чувствовать себя успешным;
ежемесячные традиции: совместно с детьми оборудуем групповую комнату, вместе размещаем игрушки, создаем уют; организовываю и провожу вместе с родителями чаепитие, праздники "Новоселье", "День рождение", "Проводы в отпуск".
Одним из эффективных механизмов социализации и индивидуализации ребенка является детская субкультура. В процессе приобщения к ней я решаю те задачи, которые поставила перед собой: развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления, расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающим на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
Для решения этих задач я использую современные формы работы: презентации жизни детской группы ("Давайте познакомимся", "Чудеса вместе с ребенком"), которая способствует развитию социальной уверенности детей и накоплению опыта; персональные выставки ("Мои любимые игрушки", "Мои достижения" - домашние рисунки детей) направлены на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; детский фольклор (считалки, потешки, дразнилки) помогают мне развивать речь детей, воспитывают отрицательное отношение к жадности и ябедничеству, регулируют соблюдение норм и правил поведения в отношениях со сверстниками, тренируют в ребенке эмоциональную устойчивость и самообладание; совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения, которых создаю условия для гуманизации межличностных отношений.
Для практического решения важной задачи "запуска" механизмов самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию у них достижения успеха использую портфолио дошкольника, как собрание достижений, фиксацию успехов в индивидуальном развитии ребенка. Портфолио каждого воспитанника, получивший название "Самоцветик", показывает динамику развития ребенка, "картину" того, как он "расцветает".
Развитие любого ребенка, не может и не должно определяться только работой педагога. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. Работу с родителями выстраиваю на основе активизации и обогащения воспитательных умений родителей, сотрудничества и партнерского взаимодействия: совместные конкурсы, походы в тундру, субботники; выставки семейных проектов: "Город, в котором я живу", "Семья вместе - так и душа на месте", "Здравствуй Новый год", " Летнее приключение" (приложение 3); выпуск семейно-групповых газет "Визитная карточка", "Родовое древо", "Когда мой папа был солдатом"; совместные детско-родительские развлечения. Все участия родителей завершаются награждением семей благодарственными письмами и грамотами.
С целью повышения педагогической компетенции родителей организовываю и провожу: консультации, практикумы, обучающий семинар, дни открытых дверей, организовала библиотеку под названием "Как помочь своему ребенку стать успешным?", выставки детских работ, где родители могут видеть успехи своих детей, персональные выставки рисунков детей (это домашние рисунки), ими оформлены помещения нашего детского сада.
Работая в инновационном режиме, планирую, что у моих воспитанников сформируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Дети смогут вести диалог, пользуясь разными средствами общения с учетом конкретной ситуации, самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям старшего возраста, согласовывать свою активность с ситуацией, ответственно участвовать в совместных играх, труде, высказывают свое мнение, вносить предложения, договариваться, поддерживать созидательное отношение к окружающему миру, что позволит ему в дальнейшем самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества, т.е. ребенок станет успешным (приложение 4).