Цель: познакомить учащихся с бедностью и однообразием синтаксических конструкций как речевым недочетом, научить избегать такого недочета в своей речи.
Задачи:
- формирование умения строить текст, используя разнообразные синтаксические конструкции;
- формирование навыков речевого самоконтроля;
- воспитание потребности пользоваться литературным языком, избегать бедности и однообразия синтаксических конструкций в устной и письменной речи.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, таблица «Виды речевых, стилистических и грамматических ошибок» (Приложение 1), «Терминологическое лото», языковой материал для игры, текст для редактирования.
Ход урока
(Слайд 1) (Заставка)
I. Оргмомент.
– Добрый день! Сегодня у нас с вами, ребята, очередное факультативное занятие по культуре речи, надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного. В ходе всего занятия мы будем работать в группах.
II. Повторение изученного.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на таблицу «Виды речевых, грамматических и стилистических ошибок». Мы изучили все виды.
– Проверим, как вы были внимательны, умеете ли видеть их в речи, определять их тип.
1. Первое задание – «Терминологическое лото». Перед вами игровое поле, на котором обозначены определения терминов, называющих речевые ошибки, и карточки с названиями терминов. Необходимо закрыть на игровом поле карточкой соответствующее определение термина. Пожалуйста.
Игровое поле «Определения терминов» |
Карточки-термины |
||||||||||||||
|
|
– Закончили. Проверьте себя, термины должны быть размещены в следующей последовательности.
(Слайд 2) (Самоконтроль)
Эталон:
- Канцеляризмы
- Плеоназм
- Композиционная ошибка
- Речевая недостаточность
- Слова-паразиты
- Смешение паронимов
- Тавтология
2. Я предлагаю вам ещё одну игру, которая называется «Восхождение на пик Культуры речи». Мы продолжаем работать в группах. Победителем будет команда, достигшая вершины первой. Условия игры: каждый правильный ответ даёт право подняться на 1 ступеньку вверх. Ошибочный ответ – спускаемся на 1 ступеньку вниз.
Языковой материал для игры:
- чары (а) злой; б) злостной) мачехи;
- ситуация (а) случилась; б) сложилась);
- в сочинении ученик (а) приводит; б) высказывает) цитаты;
- чудо (а) приключилось; б) произошло);
- героиня (а) рассказа; б) текста);
- дальнейшая её (а) жизнь; б) судьба) проходила в Нижнем Новгороде;
- русский язык весьма (а) старый; б) древний) по происхождению;
- перед глазами мелькали (а) однообразные; б) адекватные) дома;
- от изумления друг (а) окоченел; б) оцепенел);
- я (а) заглянул; б) взглянул) в коробку;
- ученик учится раскрывать новые стороны (а) изучаемых; б) обучаемых) явлений.
– Каких речевых ошибок вам помогла избежать эта игра?
(Смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, употребление слова в несвойственном ему значении, ошибка в употреблении синонима.)
(Слайды 3–14) (Ответы к заданиям)
Определение победителя.
– Группа, установившая фигурку на вершину горы, поднимите руки. Молодцы!
III. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка проблемной задачи и её решение.
– Мы прекрасно справились с заданием, были внимательны, старательны, практически не допустили ошибок. А сейчас я предлагаю вам применить свои знания уже при выполнении письменной работы и выполнить её также безошибочно.
1. Объяснение задания.
(Слайд 15) (Фото – весенний пейзаж)
– Посмотрите на фото. Нравится ли оно вам? Какие чувства оно у вас вызывает? Какое настроение создаёт? Есть ли у вас желание полюбоваться им?
Итак, задания группам: написать мини-сочинение на тему весны по данному фото:
- 1 гр. – используя простые предложения;
- 2 гр. – используя простые и сложные предложения;
- 3 гр. – используя простые и сложные предложения, а также осложнённые предложения.
Работаем.
(Отрывок из цикла П.И. Чайковского «Времена года» «Апрель. Подснежник».)
2. Написание мини-сочинений.
3. Проверка работ (от каждой группы по одной работе).
– Всё готово. Послушаем, что у нас получилось.
Вывод.
– Какой текст, по вашему мнению, приятнее слушать, представляет более удачное описание, более благозвучное? Почему?
(Последний. Чем разнообразнее конструкции, используемые в тексте, тем приятнее его слышать, читать, тем больше положительных эмоций он вызывает.)
– Какой текст, на ваш взгляд, менее удачный? Почему?
(Первый, т.к. однообразие конструкций придаёт речи монотонность, даже способно навеять скуку, не способствует заинтересованности.)
– Правильно.
IV. Объяснение нового материала.
(Слайд 16) (Тема)
1. Сообщение темы урока. Целеполагание.
– Запишите тему урока. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
(Познакомиться с новым типом ошибки, научиться избегать её в своей речи.)
2. Слово учителя.
– Однообразие используемых в речи конструкций обедняет речь, делает её монотонной, учёные определяют это явление как «стилистический монотон».
– Попытайтесь с опорой на толкование лексического значения слова монотонный дать определение нового термина.
(Слайд 17) (Словарные статьи)
(Стилистический монотон – стилистическое однообразие.)
– Причина ошибок – неумение человека свободно маневрировать языковыми средствами, находящимися в его распоряжении. Иногда причиной является недостаточное владение самим материалом, бедность мысли и как следствие – появление общих фраз.
3. Наблюдение. Работа с таблицей «Виды речевых, стилистических и грамматических ошибок». (Приложение 1)
– Обратите внимание на примеры в таблице. Чем отличается текст, содержащий речевой недочёт, от эталона? При ответе на вопрос пользуйтесь информацией 3-ей колонки таблицы.
(В эталоне употреблены разнообразные конструкции, в деформированном тексте – только простые предложения, которые слабо распространены, в основном однотипны.)
– Это не речевая ошибка, так как в тексте нет ничего неправильного, это речевой недочёт. Просто можно сказать лучше.
– Обратите внимание на его условное обозначение в таблице.
V. Закрепление.
– А сейчас я предлагаю вам с опорой на полученные знания самим отредактировать текст, сделать его лучше.
Текст для редактирования
…Хорош лес ранней и поздней весною. Начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны тонкие ветки берёз. Они осыпаны надувшимися смолистыми почками. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы. Токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах появились первые проталины. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать подснежники-перелески. Они разрастаются ковром. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев…
(Слайд 18) (Совершенствуем написанное)
1. Редактирование деформированного текста.
2. Самопроверка.
(Слайд 19) (Эталон)
Вывод.
– Мы справились с заданием, смогли сделать текст лучше, и, конечно, будем обращать внимание на разнообразие своей речи всегда.
(Слайд 20) (Цитата)
VI. Поведение итогов урока.
– С каким новым термином вы сегодня познакомились?
(Стилистический монотон.)
– Это речевой недочёт или речевая ошибка?
(Речевой недочёт.)
– Чем речевой недочёт отличается от речевой ошибки?
(Это не ошибка, всё правильно, но можно сказать лучше.)
VII. Рефлексия.
– А сейчас я предлагаю вам игру «Честно-пречестно».
(Слайд 21) – Что для вас было уже легко?
(Слайд 22) – Что было ещё трудно?
(Слайд 23) – А что показалось самым интересным?
(Слайд 24) («Благодарим за сотрудничество»)