Факультативное занятие "Бедность и однообразие синтаксических конструкций"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (729 кБ)


Цель: познакомить учащихся с бедностью и однообразием синтаксических конструкций как речевым недочетом, научить избегать такого недочета в своей речи.

Задачи:

  • формирование умения строить текст, используя разнообразные синтаксические конструкции;
  • формирование навыков речевого самоконтроля;
  • воспитание потребности пользоваться литературным языком, избегать бедности и однообразия синтаксических конструкций в устной и письменной речи.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, таблица «Виды речевых, стилистических и грамматических ошибок» (Приложение 1), «Терминологическое лото», языковой материал для игры, текст для редактирования.

Ход урока

(Слайд 1) (Заставка)

I. Оргмомент.

– Добрый день! Сегодня у нас с вами, ребята, очередное факультативное занятие по культуре речи, надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного. В ходе всего занятия мы будем работать в группах.

II. Повторение изученного.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на таблицу «Виды речевых, грамматических и стилистических ошибок». Мы изучили все виды.

– Проверим, как вы были внимательны, умеете ли видеть их в речи, определять их тип.

1. Первое задание – «Терминологическое лото». Перед вами игровое поле, на котором обозначены определения терминов, называющих речевые ошибки, и карточки с названиями терминов. Необходимо закрыть на игровом поле карточкой соответствующее определение термина. Пожалуйста.

Игровое поле «Определения терминов»

Карточки-термины

Слова, словосочетания, целые высказывания, употребляемые в деловых документах как устойчивый шаблон, как трафарет, требующий не особых усилий, а лишь речевого авантюризма

Сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого

Несоответствие текста сочинения или изложения плану, т.е. нарушение последовательности в изложении событий

Случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли

Слова, мелькающие в речи слишком часто, к месту и не к месту, в речи отдельных людей, не научившихся следить за тем, как она построена

Ошибочное употребление одного паронима вместо другого

Стечение в одной фразе однокоренных слов

Канцеляризмы

Плеоназм

Композиционная ошибка

Речевая недостаточность

Слова-паразиты

Смешение паронимов

Тавтология

– Закончили. Проверьте себя, термины должны быть размещены в следующей последовательности.

(Слайд 2) (Самоконтроль)

Эталон:

  • Канцеляризмы
  • Плеоназм
  • Композиционная ошибка
  • Речевая недостаточность
  • Слова-паразиты
  • Смешение паронимов
  • Тавтология

2. Я предлагаю вам ещё одну игру, которая называется «Восхождение на пик Культуры речи». Мы продолжаем работать в группах. Победителем будет команда, достигшая вершины первой. Условия игры: каждый правильный ответ даёт право подняться на 1 ступеньку вверх. Ошибочный ответ – спускаемся на 1 ступеньку вниз.

Языковой материал для игры:

  • чары (а) злой; б) злостной) мачехи;
  • ситуация (а) случилась; б) сложилась);
  • в сочинении ученик (а) приводит; б) высказывает) цитаты;
  • чудо (а) приключилось; б) произошло);
  • героиня (а) рассказа; б) текста);
  • дальнейшая её (а) жизнь; б) судьба) проходила в Нижнем Новгороде;
  • русский язык весьма (а) старый; б) древний) по происхождению;
  • перед глазами мелькали (а) однообразные; б) адекватные) дома;
  • от изумления друг (а) окоченел; б) оцепенел);
  • я (а) заглянул; б) взглянул) в коробку;
  • ученик учится раскрывать новые стороны (а) изучаемых; б) обучаемых) явлений.

– Каких речевых ошибок вам помогла избежать эта игра?

(Смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, употребление слова в несвойственном ему значении, ошибка в употреблении синонима.)

(Слайды 3–14) (Ответы к заданиям)

Определение победителя.

– Группа, установившая фигурку на вершину горы, поднимите руки. Молодцы!

III. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка проблемной задачи и её решение.

– Мы прекрасно справились с заданием, были внимательны, старательны, практически не допустили ошибок. А сейчас я предлагаю вам применить свои знания уже при выполнении письменной работы и выполнить её также безошибочно.

1. Объяснение задания.

(Слайд 15) (Фото – весенний пейзаж)

– Посмотрите на фото. Нравится ли оно вам? Какие чувства оно у вас вызывает? Какое настроение создаёт? Есть ли у вас желание полюбоваться им?

Итак, задания группам: написать мини-сочинение на тему весны по данному фото:

  • 1 гр. – используя простые предложения;
  • 2  гр. – используя простые и сложные предложения;
  • 3 гр. – используя простые и сложные предложения, а также осложнённые предложения.

Работаем.

(Отрывок из цикла П.И. Чайковского «Времена года» «Апрель. Подснежник».)

2. Написание мини-сочинений.

3. Проверка работ (от каждой группы по одной работе).

– Всё готово. Послушаем, что у нас получилось.

Вывод.

– Какой текст, по вашему мнению, приятнее слушать, представляет более удачное описание, более благозвучное? Почему?

(Последний. Чем разнообразнее конструкции, используемые в тексте, тем приятнее его слышать, читать, тем больше положительных эмоций он вызывает.)

– Какой текст, на ваш взгляд, менее удачный? Почему?  

(Первый, т.к. однообразие конструкций придаёт речи монотонность, даже способно навеять скуку, не способствует заинтересованности.)

– Правильно.

IV. Объяснение нового материала.

(Слайд 16) (Тема)

1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

– Запишите тему урока. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

(Познакомиться с новым типом ошибки, научиться избегать её в своей речи.)

2. Слово учителя.

– Однообразие используемых в речи конструкций обедняет речь, делает её монотонной, учёные определяют это явление как «стилистический монотон».

– Попытайтесь с опорой на толкование лексического значения слова монотонный дать определение нового термина.

(Слайд 17) (Словарные статьи)

(Стилистический монотон – стилистическое однообразие.)

– Причина ошибок – неумение человека свободно маневрировать языковыми средствами, находящимися в его распоряжении. Иногда причиной является недостаточное владение самим материалом, бедность мысли и как следствие – появление общих фраз.

3. Наблюдение. Работа с таблицей «Виды речевых, стилистических и грамматических ошибок». (Приложение 1)

Обратите внимание на примеры в таблице. Чем отличается текст, содержащий речевой недочёт, от эталона? При ответе на вопрос пользуйтесь информацией 3-ей колонки таблицы.

(В эталоне употреблены разнообразные конструкции, в деформированном тексте – только простые предложения, которые слабо распространены, в основном однотипны.)

– Это не речевая ошибка, так как в тексте нет ничего неправильного, это речевой недочёт. Просто можно сказать лучше.

– Обратите внимание на его условное обозначение в таблице.

V. Закрепление.

– А сейчас я предлагаю вам с опорой на полученные знания самим отредактировать текст, сделать его лучше.

Текст для редактирования

Хорош лес ранней и поздней весною. Начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны тонкие ветки берёз. Они осыпаны надувшимися смолистыми почками. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы. Токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах появились первые проталины. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать подснежники-перелески. Они разрастаются ковром. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев…

(Слайд 18) (Совершенствуем написанное)

1. Редактирование деформированного текста.

2. Самопроверка.

(Слайд 19) (Эталон)

Вывод.

– Мы справились с заданием, смогли сделать текст лучше, и, конечно, будем обращать внимание на разнообразие своей речи всегда.

(Слайд 20) (Цитата)

VI. Поведение итогов урока.

– С каким новым термином вы сегодня познакомились?

(Стилистический монотон.)

Это речевой недочёт или речевая ошибка?

(Речевой недочёт.)

– Чем речевой недочёт отличается от речевой ошибки?

(Это не ошибка, всё правильно, но можно сказать лучше.)

VII. Рефлексия.

– А сейчас я предлагаю вам игру «Честно-пречестно».

(Слайд 21) – Что для вас было уже легко?

(Слайд 22) – Что было ещё трудно?

(Слайд 23) – А что показалось самым интересным?

(Слайд 24) («Благодарим за сотрудничество»)