Цель игры: повторить и обобщить знания по теме «Древнерусское государство».
Оборудование для игры: мультимедийная установка. Схема викторины и вопросы оформлены в виде презентации с гиперактивными ссылками.
Правила игры:
В викторине принимают участие две-три команды которые, пользуясь приведенной ниже схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. В конце игры подводится итог и определяется победившая команда.
Схема викторины
Даты |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
События |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
Личности |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
Словарь |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
Религия |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
«Кот в мешке» |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
Вопросы викторины:
Рубрика «Даты»:
50 б. – Начало княжения Рюрика в Новгороде (862 г.)
100 б. – В каком году прошло крещение Руси (988 г.)
150 б. – Объединение Киева и Новгорода князем Олегом (882 г.)
200 б. – Посольство княгини Ольги в Константинополь (957 г.)
250 б. – Первый письменный договор Руси с Византией (911 г.)
300 б. – Годы правления Игоря (912–945 гг)
Рубрика «События»:
50 б. – «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули..» (Киев)
100 б. – «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет он мне враг» (Крещение Руси 988 г.)
150 б. – «В год 6480 (972), когда наступила весна, отправился он к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него… (гибель Святослава на Днепровских порогах)
200 б. – «Земля наша велика и обильная, а порядка в ней нет. Приходите …» (862 г. призвание варягов)
250 б. – Руссы «воевали» окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города (Взятие Константинополя Олегом в 907 г.)
300 б. – Услышав, что опять идёт князь Киева, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьёт его. Так и это: если не убьём его, то всех нас погубит»
Рубрика «Личности»:
50 б. – «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну» (Ольга)
100 б. – «Идите с данью домой, а возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая большего богатства. (Игорь)
150 б. – «В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные, земли со словами: «Хочу на вас идти». (Святослав)
200 б. – Именного этого князя, погибшего от своего любимца, запечатлел в своём произведении великий Пушкин (Олег Вещий)
250 б. – «В лето 6390 (882) г. придя к городу, узнал он что княжат тут Аскольд и Дир …и сказал им «Не князья Вы и не княжеского рода» Показав Игоря и убив Аскольда и Дира, отнесли их на гору, где на той могиле поставил церковь святого Николы. И сел он княжа в Киеве, и сказал «Это будет мать городам русским!» (Олег)
300 б. – Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда.?. И захотел он жениться на Ольге… «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь» И крести её царь и было наречено ей имя в крещении Елена, как матери царя.
«Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своей дочерью..! Кто правил в Царьграде (Константин Багрянородный).
Рубрика «Словарь» (дать определение следующим терминам):
50 б. – Язычество
100 б. – Племя
150 б. – Родовая община
200 б. – Полюдье
250 б. – Вече
300 б. – Натуральное хозяйство
Рубрика «Религия»:
50 б. – От названия этого персонажа славянской мифологии произошло слово лишний. (Леший)
100 б. – Самый весёлый праздник славян с обильными пиршествами и гуляниями – катанием с гор, ряжением и другими потехами. Наряжали чучело, которое потом …. (Масленица)
150 б. – Самый быстрый и лёгкий путь на тот свет умершим обеспечивалось через … (Сожжение на костре)
200 б. – По представлениям африканского племени масоев, души умерших предков вселяются в мух. А в кого, по мнению древних славян, вселялись души умерших женщин? (В бабочек)
250 б. – Именно в этот языческий праздник растаяла Снегурочка. (Ивана Купала)
300 б. – Значение этого деда – родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или неожиданной опасности. (Чур)
Рубрика «Кот в мешке» или «Это мы не проходили»:
50 б. – Во времена раскопок в Новгороде археологи, часто находят деревянные палочки, которые раньше использовались для гигиены ушной раковины. Как называли человека, который уделял обработке своих ушей слишком много времени и внимания? (Копуша)
100 б. – Славяне верили, что кувшинка обладает многими замечательными свойствами: помогает одолеть зубную и желудочную боль, падёж скота, нечистую силу. Именно поэтому её назвали (Одолень-трава).
150 б. – На заре цивилизации люди считали так: один, много. Потом – один, два, много. И так далее. Папуасы Новой Гвинеи при Миклухо-Маклае считали до пяти, после чего шло всё то же много. А вот математики и филологи, проанализировав русский язык, вычислили, что предки славян могли считать лишь до ? (Семи)
200 б. – В ХI в. в медовый хлеб придумали добавлять корицу, гвоздику, кардамон, мяту. В результате получился … (Пряник)
250 б. – Так на Руси называли продавца растительного масла. (Олейник)
300 б. – У славян четверг был днём Перуна, у древних германцев – днём его коллеги, бога грома Доннера. Какой русский фразеологизм возник благодаря этому? (После дождика в четверг)