Урок по истории России для учащихся 6-го класса по теме "Древнерусское государство"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (977 кБ)


Цель игры: повторить и обобщить знания по теме «Древнерусское государство».

Оборудование для игры: мультимедийная установка. Схема викторины и вопросы оформлены в виде презентации с гиперактивными ссылками.

Правила игры:

В викторине принимают участие две-три команды которые, пользуясь приведенной ниже схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. В конце игры подводится итог и определяется победившая команда.

Схема викторины

Даты

50

100

150

200

250

300

События

50

100

150

200

250

300

Личности

50

100

150

200

250

300

Словарь

50

100

150

200

250

300

Религия

50

100

150

200

250

300

«Кот в мешке»

50

100

150

200

250

300

Вопросы викторины:

Рубрика «Даты»:

50 б. – Начало княжения Рюрика в Новгороде (862 г.)

100 б. – В каком году прошло крещение Руси (988 г.)

150 б. – Объединение Киева и Новгорода князем Олегом (882 г.)

200 б. – Посольство княгини Ольги в Константинополь (957 г.)

250 б. – Первый письменный договор Руси с Византией (911 г.)

300 б. – Годы правления Игоря (912–945 гг)

Рубрика «События»:

50 б. – «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули..» (Киев)

100 б. – «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет он мне враг» (Крещение Руси 988 г.)

150 б. –  «В год 6480 (972), когда наступила весна, отправился он к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него… (гибель Святослава на Днепровских порогах)

200 б. –  «Земля наша велика и обильная, а порядка в ней нет. Приходите …» (862 г. призвание варягов)

250 б. – Руссы «воевали» окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города (Взятие Константинополя Олегом в 907 г.)

300 б. – Услышав, что опять идёт князь Киева, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьёт его. Так и это: если не убьём его, то всех нас погубит»

Рубрика «Личности»:

50 б. – «Вот уже иду  к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну» (Ольга)

100 б. – «Идите с данью домой, а возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая большего богатства. (Игорь)

150 б. – «В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные, земли со словами: «Хочу на вас идти». (Святослав)

200 б. – Именного этого князя, погибшего от своего любимца, запечатлел в своём произведении великий Пушкин (Олег Вещий)

250 б. – «В лето 6390 (882) г. придя к городу, узнал он что княжат тут Аскольд и Дир …и сказал им «Не князья Вы и не княжеского рода» Показав Игоря и убив Аскольда и Дира, отнесли их на гору, где на той могиле поставил церковь святого Николы. И сел он княжа в Киеве, и сказал «Это будет мать городам русским!» (Олег)

300 б. – Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда.?. И захотел он жениться на Ольге… «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь» И крести её царь и было наречено ей имя в крещении Елена, как матери царя.

«Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своей дочерью..! Кто правил в Царьграде (Константин Багрянородный).

Рубрика «Словарь» (дать определение следующим терминам):

50 б. –  Язычество

100 б. –  Племя

150 б. –  Родовая община

200 б. –  Полюдье

250 б. –  Вече

300 б. –  Натуральное хозяйство

Рубрика «Религия»:

50 б. – От названия этого персонажа славянской мифологии произошло слово лишний. (Леший)

100 б. – Самый весёлый праздник славян с обильными пиршествами и гуляниями – катанием с гор, ряжением и другими потехами. Наряжали чучело, которое потом …. (Масленица)

150 б. – Самый быстрый и лёгкий путь на тот свет умершим обеспечивалось через … (Сожжение на костре)

200 б. – По представлениям африканского племени масоев, души умерших предков вселяются в мух. А в кого, по мнению древних славян, вселялись души умерших женщин? (В бабочек)

250 б. – Именно в этот языческий праздник растаяла Снегурочка. (Ивана Купала)

300 б. – Значение этого деда – родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или неожиданной опасности. (Чур)

Рубрика «Кот в мешке» или «Это мы не проходили»:

50 б. – Во времена  раскопок в  Новгороде  археологи, часто  находят  деревянные палочки, которые  раньше  использовались  для гигиены  ушной  раковины. Как называли  человека, который  уделял обработке  своих  ушей слишком  много  времени и  внимания? (Копуша)

100 б. – Славяне верили,  что  кувшинка обладает  многими  замечательными  свойствами: помогает  одолеть  зубную и  желудочную  боль, падёж скота, нечистую силу.  Именно поэтому  её  назвали (Одолень-трава).

150 б. – На заре  цивилизации  люди считали  так:  один, много. Потом – один, два, много.  И так  далее. Папуасы  Новой Гвинеи  при  Миклухо-Маклае  считали до  пяти,  после чего  шло  всё  то же  много.  А вот  математики  и филологи,  проанализировав  русский язык,  вычислили, что предки славян могли  считать  лишь до  ? (Семи)

200 б. – В ХI в. в медовый  хлеб придумали  добавлять  корицу, гвоздику, кардамон, мяту.  В результате  получился … (Пряник)

250 б. – Так на  Руси называли продавца  растительного масла. (Олейник)

300 б. – У славян  четверг  был днём  Перуна,  у древних  германцев – днём  его коллеги, бога  грома Доннера.  Какой русский  фразеологизм  возник благодаря  этому? (После дождика в четверг)