Цели урока:
- формирование и развитие представлений учащихся о совместимых и несовместимых понятиях;
- закрепление навыков составления схем отношений между понятиями при помощи диаграмм Эйлера-Венна;
Задачи урока:
- Образовательная: закрепление знаний по предыдущей теме «Совместимые понятия»; формирование представлений по новой теме «Несовместимые понятия»;
- Развивающая: развивать навык работы в группе, способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, компьютерную грамотность учащихся;
- Воспитательная: воспитывать личные качества ученика: внимание, память, ответственное отношение к самостоятельной работе и работе в группе.
Наглядные средства обучения: Презентация «Совместимые и несовместимые понятия», подготовленная в Microsoft PowerPoint 2003; аналогичный этой презентации по содержанию конспект для интерактивной доски, подготовленный в программе Smart Notebook 9.5 для интерактивных досок Smart или досок, использующих программное обеспечение Smart (Приложение 1); раздаточный материал для работы в группе (Приложение 2); компьютеры, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Подробный план урока
1. Организационный момент
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, озвучивание темы урока.
2. Актуализация знаний
По предыдущей теме «Совместимые понятия»:
2.1. Учащиеся отвечают на вопросы из учебника [1] к §9 на оценку (оценивается домашнее задание);
2.2. Проверка выполнения домашнего задания в рабочей тетради [2] и их обсуждение, исправление ошибок.
2.3. Выполнение заданий у доски:
2.3.1. Презентация (слайд 2) – Записать домашнее задание. «Помоги Вини-Пуху вспомнить, какими отношениями могут быть связаны совместимые понятия. Взгляните на схемы и на названия отношений. Сопоставьте схемы и названия. Приведите примеры отношений». Кликнув мышкой, Вы увидите 3 диаграммы Эйлера-Венна для совместимых понятий и названия этих отношений. Ученики вспоминают, какой схемой выражается каждое отношение; по нажатии на название отношения, схема увеличивается и перемещается в центр, нажав еще раз на название отношения, на схеме появляются понятия – т.е. приводится пример этого отношения. Нажав 3-й раз на название отношения, понятия исчезают, схема возвращается на место, – можно приступать к рассмотрению следующего отношения.
2.3.2. (слайд 3) – «Наряди ёлочку: Посмотрите внимательно на понятия, и составьте схему отношений (используя круги и слова)». На данном слайде организовано движение элементов – кругов, понятий и ёлочных игрушек. Учащийся выходит к доске, выбирает (нажимает) пару понятий, которые находятся в каком-либо отношении между собой, называет это отношение, нажимает на круги, чтобы составить схему (круги также передвигаются, но в одно и тоже место на слайде – здесь учитель, заранее зная отношения, которыми связаны понятия, наводящими вопросами помогает ученику, чтобы схема получилась). Ответы к этому заданию следующие: «Ю.Гагарин» – «1-й космонавт», «Винни-Пух» – «автор Пыхтелки» – отношение равнозначности (используется большой круг); «герой сказки» – «Герой «Курочки Рябы» – «мышка», «носитель информации» – «флеш-карта» – отношение подчинения; «мама» – «сестра» – отношение пересечения. За каждую правильно составленную схему ученик наряжает ёлочку, нажав на слово «нарядить».
3. Новая тема: «Несовместимые понятия»
3.1. (слайд 4) – знакомство с названиями отношений между несовместимыми понятиями, а также их схематичной формой представления – учащиеся могут сами предположить, какое отношение какой схемой выражается. Здесь использован технологический приём «Шторка» – сначала учитель обращает внимание детей на название отношений, далее нажимает на шторку, она опускается показывая первый тип отношений «Несовместимость» – учитель с учащимися обсуждает это отношение, просит привести примеры; далее, нажав на название отношения оно переместится и установится над схемой; учитель опять нажимает на шторку – шторка опускается до следующего отношения и так далее.
3.2. (слайд 5) – работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы, «выбирая» понравившийся подарок и нажимая на него – появляется номер их команды, затем ребята получают пустые схемы на бумаге (Приложение 2), которые они в группе будут заполнять. Учитель показывает на доске, с какими понятиями они будут работать следующие 2-3 минуты (нажав на слово «понятия» – «выплывает» контрастный фон, и сами понятия становятся видимыми) и учащиеся заполняют схемы.
3.3. (слайд 6) – представитель группы №1 выходит к доске и распределяет понятия на схеме, аналогичной той, что была на бумаге – для этого учащийся использует инструмент «ручка», взяв его из меню слева внизу; заполнив схему, учитель берет инструмент «стрелка» и по нажатии на схему слова распределяются по ней – теперь осталось проверить правильность заполнения схемы. Затем происходит проверка и обсуждение ошибок. Учитель обязательно просит дать название отношения и тип понятий (совместимые/несовместимые).
3.4. (слайд 7) – группа №2 аналогичным образом представляет свою работу.
3.5. (слайд 8) – группа №3 аналогичным образом представляет свою работу.
3.6. Промежуточный контроль знаний происходит в ходе обсуждения: учитель просит учеников ответить на следующие вопросы: «С какой группой понятий мы познакомились сегодня?», «Какими отношениями эти понятия могут быть связаны между собой?», «Как на схеме выражаются эти отношения?», «Приведите свой пример каждого отношения в тетради»([2], в рабочей тетради после каждого параграфа находится страница с клетчатым полем, которое можно использовать для заданий такого типа). Ответ на последний вопрос учитель визуально проверяет и комментируют работу каждого ученика, помогает, при ошибочном ответе обсуждается с классом.
4. Физкультминутка (слайд 9).
4.1. Массаж головы. Круговыми движениями массируем лоб («он» молодец, хорошо сегодня поработал), брови, внутренний уголок глаза, виски, нос, основания крыльев носа, основание уха, сами уши, шею, сбрасываем усталость с рук.
4.2. Пальминг (упражнение для расслабления и снятия напряжения глаз). Учитель просит сильно потереть ладошки друг о друга до тепла, затем выгнуть ладошки (как будто держите воду в них), и, положив пальцы одной ладошки на пальцы другой, поместить получившуюся «крышу» на глаза так, чтобы середина ладошки приходилась на центр глаза. Учитель считает до 10, затем ладошки убираются и глаза открываются, активно моргая.
4.3. Снятие напряжения при помощи упражнения «Мишки в зоопарке». Ноги на ширине плеч, расслабив и опустив навзничь руки, начинаем покачиваться из стороны в сторону.
5. Самостоятельная работа в Рабочих тетрадях [2] (слайд 10)
6. Компьютерный практикум.
На слайде № 11 представлено 5 интерактивных упражнений из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Учитель даёт комментарии по выполнению упражнений, озвучивает путь – где эти упражнения находятся на ПК, учащиеся садятся за ПК и выполняют задания. При выполнении достаточного количества упражнений можно оценить работу учащихся.
7. Рефлексия.
Учитель просит учащихся рассказать о том, что они узнали на уроке и что научились делать.
- оценивание ответов на вопросы к домашнему параграфу;
- оценивание самых активных учеников на уроке;
- оценивание выполненных заданий за ПК.
8. Список используемых ресурсов:
- Матвеева, Н.В. Информатика и ИКТ/учебник для 4 класса; Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А.Нурова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- Матвеева, Н.В. Информатика и ИКТ/ Рабочая тетрадь для 4 класса. Часть 1; Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А.Нурова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
9. Дополнительно.
Учителю рекомендуется просмотреть и поработать с презентацией внимательно, чтобы избежать ненужных нажатий на триггеры в презентации – просмотреть какие и какого размера круги нужно использовать для составления схем. Ниже приведены правильно составленные схемы для слайда 3:
9.1. Нажимаем на большой круг, затем на слова «Ю.Гагарин» и «1-й космонавт», получается следующая схема:
Наряжаем ёлочку, нажав на слово «нарядить». Чтобы разобрать схему, снова нажимаем на слова «Ю.Гагарин», «1-й космонавт» и большой круг – они встают на свои места, – место освободилось, составляем следующую схему.
9.2. Нажимаем на средние круги, затем на слова «сестра» и «мама», получается следующая схема:
Наряжаем ёлочку, нажав на слово «нарядить». Чтобы разобрать схему, снова нажимаем на слова «мама», «сестра» и средние круги – они встают на свои места, – место освободилось, составляем следующую схему.
9.3. Следующее отношение:
9.4. Следующее отношение:
9.5. Последнее отношение:
На ёлочку можно одеть еще 7 игрушек, например, если учащийся приведет свой пример отношений, составит схему при помощи кругов и впишет понятия при помощи инструмента «ручка» из меню слева на слайде.