Место проведения: Кабинет информатики.
Цели:
- Доведение до сведения обучающихся истории появления и развития с государственной символики России и Татарстана.
- Ознакомление обучающихся с видами государственных символов и их смысловым значением.
- Расширение кругозора обучающихся.
Задачи:
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма.
- Развитие у обучающихся речи и артистических способностей, умения работать в команде.
- Совершенствование у обучающихся навыков публичных выступлений.
Оснащение:
- Оборудование и оформление кабинета: плакаты с символами государства (для оформления доски).
- Атрибуты: поднос чашка, блюдце, стол.
- Интерактивная доска.
- Презентация «Символика государства».
- Интерактивная игра «Своя игра».
- Гимны России и Татарстана.
- Костюмы для мини-сценок.
План классного часа:
- Вступление.
- Стихотворение Г. Горшкова «Я – Россиянин!»
- Символы государства.
- Мини-сценка «История появления Российского флага».
- Флаг России.
- Мини-сценка «Появление герба Российского».
- Герб России.
- Гимн России.
- Государственная символика Татарстана.
- 10 Стихотворение Р.Рэкыйпова «Мин яратам сине, Татарстан!»
- Флаг республики Татарстан.
- Герб республики Татарстан.
- Гимн республики Татарстан.
- «Своя игра» (по государственным символикам)
- Заключительное слово.
Подготовка классного часа
- За несколько дней до проведения классного часа мастера и классный руководитель распределяют роли среди обучающихся и раздают слова.
- Обучающиеся получают задание – подобрать мелодии, гимны России и Татарстана.
- Ведущие разучивают текст, участники мини-сценки разучивают роли, чтецы стихи.
- Участники команд, принимающие участие в «Своей игре», заранее изучают литературу по символике государства
- Готовятся все необходимые атрибуты для оформления кабинета, мини-сценок и для проведения игры.
- Разрабатывается и составляется презентация «Символика государства».
- Разрабатывается интерактивная игра по символике государства «Своя игра».
- Проводится репетиция классного часа. Накануне оформляется кабинет.
- За несколько минут до проведения классного часа участники одеваются в костюмы, формируются команды для игры.
Ход классного часа
Классный час проводится накануне Дня принятия Конституции России, в кабинете информатики, с приглашением обучающихся и педагогов ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж».
Перед классным часом целесообразно осуществить музыкальную настройку обучающихся на восприятие темы. Звучит мелодия.
Мелодия затихает на сцену выходит чтец со стихотворением «Я – Россиянин!».
Далее на подиум выходят ведущие, которые приветствуют аудиторию слушателей и начинают классный час, объясняют понятие – символы государства. Все мероприятие сопровождается слайдами на интерактивной доске.
Разыгрывается мини-сценка «История появления Российского флага».
Ведущие объясняют значения цветов Российского флага, правила использования флага.
Разыгрывается мини-сценка «Появление герба Российского».
После чего, ведущие объясняют понятие – «герб», и рассказывают о том, что изображено на гербе России, значения изображений, использование герба.
Затем, ведущие рассказывают об авторах музыки и слов гимна России, о том в каких случаях исполняют гимн и как себя при этом ведут.
Далее, все находящиеся в кабинете встают и слушают гимн России.
Ведущие переходят к рассказу о государственных символах республики Татарстан.
Выходит обучающаяся и читает стихотворение на татарском языке «Мин яратам сине, Татарстан!» («Я люблю тебя Татарстан!»).
После чего, ведущие рассказывают о флаге республики Татарстан, о значении его цветов.
Также, ведущие объясняют значения и смысл изображений герба республики Татарстан.
Далее объясняется, почему гимн республики Татарстан не имеет слов.
Звучит гимн республики Татарстан, присутствующие встают.
После познавательной части мероприятия, объявляется «Своя игра», для того чтобы проверить знания обучающихся по государственным символам.
Классный час заканчивается заключительным словом педагога.
После проведения классного часа собирается базовая группа, где анализируется подготовка, ход классного часа, дается оценка работы каждого обучающегося, отмечаются сильные и слабые стороны.
Сценарий:
Звучит музыка. Музыка стихает на сцену выходит ученик и зачитывает стихотворение. (Презентация 1. Слайд 1)
Ученик.
Я – россиянин!
Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!
Символы России – наши главные слова,
Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с нашей Отчизною!
(Геннадий Горшков)
Ведущий. Добрый день дорогие друзья! Наш классный час сегодня посвящен государственным символам России и Татарстана.
Ведущая. Символы государства (по словарю) – отличительные признаки государства. Государственные символы обычно основаны на исторических традициях; надругательство над ними является наказуемым деянием.
Ведущий. Чтобы лучше узнать, что представляют собой символы современной России, предлагаю вам совершить небольшое путешествие в далекие-далекие времена.
Инсценировка.
Действующие лица: Петр I, служанка Матрена.
Матрена: Батюшка, Петр Алексеевич, извольте покушать! С утра ведь голодный ходите! Все в делах, в делах... (Подаёт на стол чашку и ложку)
Пётр: Уйди, Матрёна, уйди, некогда мне! Думу я великую думаю! (Смотрит в окно) Да велик флот Российский! Одно плохо: никакого отличия государственного. Вот, к примеру, аглщкий корабль аль французский сразу узнать можно – флаг государства издалека видно. А российский корабль как отличить? Неужто Россия не великое государство?! Надо что-то придумать... (Садится за стол, берет перо, чертит на бумаге) (Презентация 1. Слайд 2)
Ведущая. Вот так, а может быть почти так, появился на свет флаг, который существует и до сего дня, Пётр I учредил российский триколор: белый – синий – красный.
Ведущий. Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
Ведущая. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований и в случае победы наших спортсменов. Флаги постоянно подняты на государственно-административных зданиях и вывешиваются на зданиях органов местного управления, общественных объединений, предприятий, организаций, жилых домах в дни государственных праздников, торжеств, мероприятий и т.д. А в дни траура, флаги приспускается и на них повязывается траурной ленты (Презентация 1. Слайд 3)
Ведущий. В ст.№10 об использовании государственного флага Российской Федерации говорится, что надругательство над флагом влечет за собой ответственность согласно законодательству РФ
Ведущая. В XII-XIII веках появились такие понятия, как герб и геральдика. Геральдика – это наука, изучающая гербы, герб – это рисунок на щите. Первые геральдические изображения появились ещё в незапамятные времена. Позже различными рисунками стали украшать щиты и оружие.
Инсценировка.
Действующие лица: царь Иван III, его жена Софья Палеолог – племянница византийского императора.
Софья: Ну, вот я и царица!
Иван III: Да, Софьюшка, ты теперь царица! А я, царь Иван III, смогу, наконец, мечту свою исполнить. Объединю Русь из мелких княжеств в великое, единое государство! А потому как у каждого государства должен быть свой знак отличия, то задумал я старый герб Москвы с изображением всадника, поражающего змия, объединить с гербом твоего дядюшки-императора – двуглавым орлом. И будет этот новый герб обозначать могущество власти моей!..(Презентация 1. Слайд 4)
Ведущая. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторые официальных документах, на фасадах зданиях, использование герба с нарушением так же влечет за собой ответственность в соответствие законом
Ведущий. В лапах орла — скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава — это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти.
Ведущая. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия — символ зла.
Ведущий. На гербе мы также видим изображение орла. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. Крылья орла подняты. Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия — могучая страна. Где мы можем увидеть изображения герба?
Ведущая. Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя начало территории нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.
Ведущий. Ещё одним символом государства является гимн. Гимн — это торжественная песня. Она исполняется в особых, торжественных случаях. Гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы. (Презентация 1. Слайд 5)
Звучит гимн, все встают.
Ведущая. (Презентация 1. Слайд 6) А сейчас, давайте рассмотрим государственные символику республики Татарстан. Татарстан – почти для всех сидящих здесь, является исторической Родиной, расположен в центре Российской Федерации на Восточноевропейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек – Волги и Камы. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы. (Презентация 1. Слайд 7)
Студент читает стихотворение.
Мин яратам сине, Татарстан!
Мин яратам сине, Татарстан!
Ал таннарын ечен яратам.
Кук кукрэп, яшен яшьнэп яуган
Янгырларын ечен яратам..
Арыш кырын, урманнарын ечен,
Тукайларын ечен яратам.
Жэлиллэрен, Сэйдэшлэрен ечен,
Тукайларын ечен яратам.
(Роберт Рэкыйпов)
Ведущий. В Татарстане проживают люди многих национальностей: татары, русские, якуты, чуваши и др. Что их объединяет? – это общая территория, законы и символы. У Татарстана государственные символы: флаг, герб, гимн. Государственный флаг Татарстана является символом, он подымается, вывешивается в тех же случаях, что и флаг России и согласно законам, если на них смотреть флаг России вывешивается слева, а татарский справа.
Ведущий. (Презентация 1. Слайд 8) Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.
Ведущий. (Презентация 1. Слайд 9) Государственный герб Республики Татарстан представляет собой следующее; центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и ее народа Барс изображен на фоне красного диска солнца.
Ведущий. Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан. Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.
Ведущий. Приподнятая правая передняя лапа барса – это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления.
Ведущая. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса – и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.
Ведущий. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.
Ведущая. Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства. Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
Ведущий. Так же как и Россия, Татарстан имеет свой гимн Проявление публичного неуважения и оскорбления Государственного гимна влечет ответственность в установленном законе порядке. Государственный гимн Татарстана был принят без слов.
Ведущий. Объяснение этому следующее в Татарстане проживают представители многих народов (более 100). Языку, какого народа отдать предпочтение? Решили никого не обижать. Каждый народ имеет право самому придумать слова к гимну, как это и сделал татарский народ. (Презентация 1. Слайд 10)
Звучит гимн, все встают.
Ведущая Вы познакомились с символами России и Татарстана. Надругательство над любым из символов, влечёт за собой ответственность согласна законам. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости происхождения, истории) прежде всего Родину, в которой мы все живем. (Презентация 1. Слайд 11)
Ведущий. А сейчас, мы предлагаем вам проверить ваши знания по символике государства и сыграть с нами в «Свою игру». Проводится игра (Презентация 2).
Ведущий: Сегодня мы с вами расширили исторические знания и представления о государственной символике Российской Федерации и Татарстана.