Орг. Момент. Вступительное слово учителя.
Звучит музыка И. Талькова с демонстрацией слайдов (слайды 1–11)
Учитель: В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать Всемирный день Земли 22 апреля. С 1995 года этот день отмечается и у нас. В нашей школе отмечается традиционно уже не первый год. Поэтому сегодня праздник мне хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери «Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля». Этот год еще и знаменит тем, объявлен ЮНЕСКО годом биоразнообразия. Поэтому сегодня мы совершим путешествие по местам нашего края, мы посетим станции «Животные», «Птицы», «Занятия жителей Югры», «Литературная», «Экологические проблемы», «Лаборатория», «Лекарственные растения», «Краснокнижный мир Югры».
Итак начнем наше путешествие. Я хочу Вам прочитать замечательное стихотворение поэта Васильева. Послушайте, пожалуйста. (слайд 12)
Наш мир беднеет.
В мире что-то гибнет.
Был мамонт, а у мамонта тропа.
От мамонта остались только бивни,
Да кости белые, да черепа.
Была тайга дремотна и космата,
Была сосна, была, да стала пнем.
Теперь лишь пни остались в три обхвата,
Да корни, поразмытые дождем.
Природа так мудра и справедлива,
Но люди, надо же понять.
И как на фронте в случае прорыва
Приходится по флангам отступать.
И отступает, и теряет вовсе
Она себя, да что там говорить
Ее утрат ни в мраморе, ни в бронзе
Ни в чем другом уже не повторить!
Поэтому мне сегодня хочется, чтобы вы задумались о своем отношении к объектам природы и стали мудрее и ответственнее по отношению к ним.
Первая наша остановка «Животные».
- Я вам предлагаю карточки с изображением животных, сверху животное закрыто белым листом бумаги с тремя вырезанными окошками. Ваша задача – через минуту определить какое животное спряталось за волшебными окошками и описать его (олень, барсук, крот).
- На слайде задание командам, каждой команде предоставляется слово (слайды 13–16).
Следующая остановка «Птицы».
- По голосу определить птиц, проживающих у нас (кедровка, сорока, ворон).
- Узнать пернатых обитателей Югры по орнаменту, по картинке (слайд 17, ответ: 18 слайд).
- Зачитывается фрагмент сказки. Вопрос: О какой из северных птиц идет речь в отрывке народной хантыйской сказки? (слайд 19-20, ответ: глухарь).
Остановка «Занятия населения Югры»
- Отправляясь в лес на охотничий или рыболовный промысел, коренные народы севера придерживались «Правила одного дня». Объясните смысл этого правила (Завтра будет новый день – новая пища) (слайд 21).
- Каждый охотник, добыв медведя или лося, на дереве у места добычи зверя оставлял катпос (зарубки). С какой целью это делалось? (слайд 22-23) (Ответ: таким образом регулировалась численность животных)
- Какой бы деятельностью не занимались коренные жители Сибири, рыболовством, охотой или собирательством, во всех действиях заложен первичный принцип: «Как я сегодня отношусь к природе, так……….) (слайд 24) (Ответ: так сегодня, завтра, в будущем буду жить я, моя семья, мой народ)
Остановка «Лекарственные растения»
- Семена этого священного для коренных народов Сибири дерева обладают высокими пищевыми, диетическими и лечебными свойствами. Человек, срубивший это дерево, чтобы обобрать шишки становится объектом вс еобщего презрения. Что это за дерево? (слайд 25-26) (Ответ: кедр)
- В Библии рассказывается, как был казнен Иоан Креститель. Когда палач нес на блюде его голову, на землю упало несколько капель крови, где и выросла трава, называемая Ивановой кровью.Много поверий и обрядов связано с этим удивительным лекарственным растением. В древности траву клали ребенку под подушку или под матрац. Старики утверждали, что она отгоняет от жилища злых духов и демонов. Собирали его в начале июня после Троицы и Духова дня. Назовите это удивительное растение наших лугов и полей. (слайд 27) (Ответ: зверобой продырявленный)
- Все мы хорошо знаем лекарство – ацетилсалициловую кислоту, в просторечии аспирин. Из чего его изготавливают? (Ответ: его получают из коры ивы)
Остановка «Литературная»
Вам даны разные части пословиц, надо их соединить правильно (слайды 28-29).
Остановка «Лаборатория»
Задание 1 группе: Налейте в пробирки по 2 мл воды водопроводной и из реки Иртыш, добавьте в каждую пробирку 2 мл ВаСl2, определите по помутнению содержание сульфат ионов.
Задание 2 группе: Приготовьте почвенный раствор (образцы почвы возле школы и ул. Киевская), приготовьте фильтр, поместите его в воронку и профильтруйте его, определите РH раствора. Сделайте вывод.
Задание 3 группе: Поместите индикаторную трубку в воздухозаборный шприц, прокачайте воздух через нее два раза, определите содержание углекислого газа в воздухе по изменению индикаторного материала, находящегося в трубке.
Остановка «Экологические проблемы»
- По рисунку дать характерестику экологического нарушения (слайды 30–33).
- Сколько очистных сооружений надо построить для этого предприятия (слайд 34).
- Решаем экологические проблемы (слайды 35–37).
Остановка «Краснокнижный мир Югры глазами детей» - демонстрация презентации.
Остановка «Лаборатория»
Задание 1 группе: Налейте в пробирки по 2 мл воды водопроводной и из реки Иртыш, добавьте в каждую пробирку 2 мл ВаСl2, определите по помутнению содержание сульфат ионов.
Задание 2 группе: Приготовьте почвенный раствор (образцы почвы возле школы и ул. Киевская), приготовьте фильтр, поместите его в воронку и профильтруйте его, определите РH раствора. Сделайте вывод.
Задание 3 группе: Поместите индикаторную трубку в воздухозаборный шприц, прокачайте воздух через нее два раза, определите содержание углекислого газа в воздухе по изменению индикаторного материала, находящегося в трубке.
Выступление групп, заслушивание отчетов.
Подведение итога игры (подсчет жетонов), определение команды-победителя.