Цели интегрированного урока:
Образовательная:
Астрономия:
- повторить, обобщить и углубить знания по теме «Звездное небо»,
- рассмотреть особенности звезд, входящих в состав созвездий, видимых на территории Ярковского района Тюменской области.
Производственное обучение: применить профессиональные знания и умения, полученные знания в области коммуникационных и информационных технологий для решения исследовательских задач по астрономии и организовать практикум по теме «Информационный поиск в интернете».
Воспитательная:
- воспитывать стремление к самостоятельному решению проблемы,
- умение получать ощутимый результат совместными усилиями всех членов группы,
- способность применять для решения проблем знания и умения из разных областей науки, техники и культуры.
Развивающая: Развивать ключевые компетенции, в том числе:
- учебно-познавательную как способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение знаниями и умениями организации, целеполагания, планирования, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности;
- коммуникативную компетенцию как знание способов взаимодействия с окружающими людьми, способности выбирать адекватную модель поведения, умение в тактичной форме отстаивать свои убеждения, владение навыками работы в группе;
- компетенцию личностного самосовершенствования как стремление к интеллектуальному саморазвитию и владение навыками эмоциональной саморегуляции;
- информационную компетенцию как умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
- профессиональную компетенцию как способность использовать знания и профессиональные умения на практике.
Общая цель двух дисциплин: предоставить учащимся практикум по разработке группового информационного проекта.
Задачи интегрированного урока: Развивать интеллектуальные умения учащихся, критическое и творческое мышление, специфические навыки работы с информацией.
Оборудование: персональные ЭВМ, укомплектованные операционной системой Microsoft Windows Home Edition SP3, Microsoft Office 2007 SP2, Stellarium 0.10.5, Selestia 1.6.0, оснащенные выходом в Интернет с каждой машины (со скоростью передачи данных не менее 128 Kb/s), 2 экрана в комплекте с 2 мультимедиа-проекторами (1-й для демонстрации презентации, 2-ой для демонстрации картины звездного неба в программе Stellarium), стереофоническая акустическая система, флэш-карты.
Ожидаемый результат интегрированного урока: Элементарный проект в виде презентации, включающей:
- демонстрацию выбранного созвездия на небесном своде в программе Stellarium,
- фотографии, видеоролики или демонстрацию трех заинтересовавших ребят звезд в программе Celestia,
- демонстрацию таблицы характеристик выбранных звезд,
- интересные сведения о звездах.
Этапы интегрированного урока:
Подготовку проводят оба педагога: преподаватель астрономии координирует исследовательскую работу, мастер производственного обучения консультирует по вопросам применения информационных и коммуникационных технологий.
I. Подготовительный этап
Цель: организовать самостоятельную работу учащихся поискового и исследовательского характера.
Задачи: выработать элементарные навыки целееполагания, планирования, осуществления и самооценки самостоятельной исследовательской деятельности, подготовить координаторов групп.
Средства и методы:
Консультация:
- Темы сообщений:
- Самые яркие звезды.
- Самые массивные звезды.
- Самые горячие звезды.
- Ближайшие к нам звезды.
- Звезды с планетами.
Примерный план подготовки сообщения:
- Общие сведения о выбранной группе звезд.
- Примерный план характеристики звезд:
- общие свойства выбранной группы звезд, характеристика, по которой отобраны звезды,
- наблюдательные данные: положение в созвездии (фотографии созвездия или карты звездного неба),
- внешний вид звезды (фотографии, видеоролики или компьютерные модели),
- характеристики звезды, известные науке,
- отличительные особенности звезды.
- Список использованных интернет-ресурсов.
Ожидаемый результат: подготовка и презентация с помощью мультимедийной техники сообщений по заданной теме.
1 часть урока — 90 минут
Работает учитель астрономии.
II. Организационный этап
Цель: организовать самостоятельную работу учащихся по созданию презентации и защите выполненного проекта.
Учебно-воспитательные задачи:
- актуализировать полученные ранее знания по темам «Звездное небо» и «Солнце и звезды»,
- совместными усилиями выработать критерии для оценки презентованных сообщений и оценить последние,
- разделить учащихся на группы,
- задать структуру выполняемых проектов,
- указать возможные средства и временные рамки выполнения,
- задать критерии качества выполнения проектов.
Средства и методы:
Актуализация знаний с помощью дополнительных вопросов по теме в ходе презентации сообщений учащихся на выбранные темы, каждому докладчику выделяется 15 минут.
Презентация «Самые яркие звезды» (Приложение 1):
Вопросы:
- Как измениться тройка самых ярких звезд, если их блеск оценивать по абсолютной звездной величине?
- Видны ли самые яркие звезды (по видимой звездной величине) на территории нашего района?
- Существуют ли более яркие звезды, чем те, которые Вы назвали?
- Скажите, какую тайну открыло Вам звездное небо?
Презентация «Самые массивные звезды» (Приложение 2):
Вопросы:
- А можно ли достоверно определить массу звезды?
- Если светимость R136a1 превышает солнечную почти в 10 миллионов раз, то является ли эта звезда самой горячей из известных науке Звезд?
- А почему так «похудела» рекордсменка R136a1?
- На все ли вопросы Вы нашли ответы? А на какие вопросы не нашли ответа?
Презентация «Самые горячие звезды» (Приложение 3):
Вопросы:
- Существуют ли звезды с температурой поверхности выше тех значений, которые вы назвали?
- Каким методом измеряют температуру звезды?
- Проанализируйте диаграмму Герцшпрунга-Рассела и скажите нам, какие характеристики звезды тесно связаны с её температурой?
- Какие новые не раскрытые тайны преподнес Вам проект?
Презентация «Ближайшие к нам звезды» (см. основную презентацию):
Вопросы:
- Что общего кроме расстояния между тремя звездами, находящимися в непосредственной близости от солнечной системы?
- Среди трех ближайших звезд есть ли звезды с планетами?
- С точки зрения пригодности для жизни эти планеты представляют интерес для человечества?
- Какую тайну открыло Вам сегодня звездное небо.
Презентация «Звезды с планетами» (Приложение 4):
Вопросы:
- Сколько экзопланет открыто в 2010 году?
- Какими инструментами изучают экзопланеты?
- Когда, кем и у какой звезды впервые была обнаружена Экзопланета?
- На какие вопросы Вы не нашли ответа?
Совместная выработка обучающимися и педагогом критериев для оценки сообщений.
- Актуальность отобранной информации.
- Соответствие информации, приведенной в презентации, заявленной теме.
- Полнота раскрытия темы, четкая структура, наличие логических связей между частями презентации, правильный порядок изложения.
- Доступность изложения материала.
- Наглядность и эстетичность оформления презентации, стилевое единство.
- Владение основными приемами работы в браузерах, поисковых системах.
- Выступление докладчика.
Выбор экспертной комиссии.
Самооценка презентованных сообщений и оценка сообщений учащимися, заполнение комиссией таблицы оценок за сообщение (Приложение 5).
Распределение на группы и по рабочим местам в кабинете информатики.
Распределение ролей в микрогруппе (координатор; оператор, проводящий поиск; оператор, оформляющий презентацию; докладчик проекта).
Ознакомление с требованиями к обязательным элементам проекта.
Определение списка необходимых программных и аппаратных средств и временных рамок выполнения проектов.
Задание критериев качества проекта.
Итоги первой части урока.
2 часть урока — 180 минут
III. Создание проекта
Работает мастер производственного обучения.
Цель: накопить опыт самостоятельной проектной деятельности, выполнение и оценка проектов.
Учебно-воспитательные задачи: в течение второго урока обучающимся необходимо:
- найти, загрузить и установить на компьютер бесплатные планетарии Stellarium и Celestia,
- с помощью виртуального планетария сконструировать картину звездного неба на широте и долготе, выбранного группой населенного пункта Ярковского района Тюменской области, предварительно найти координаты населенного пункта в интернете,
- выбрать одно из видимых на территории Ярковского района Тюменской области созвездий,
- найти информацию о созвездиях, звездах и других объектах, входящих в их состав в Интернете,
- проанализировать найденную информацию, отобрать три звезды, обладающие уникальными свойствами,
- сохранить информацию на компьютере,
- оформить и презентовать проект в виде слайд-шоу PowerPoint,
- объективно оценить выполненные проекты.
Примерный план презентации:
- Название выбранного созвездия.
- Местоположение созвездия на карте звездного неба.
- Краткая характеристика выбранных звезд: название, положение в созвездии, история открытия, отличительные особенности звезды, характеристики, известные науке.
- Интересные сведения о выбранных звездах.
Ожидаемый результат: групповые информационные проекты, оформленные в виде презентации PowerPoint.
IV. Презентация проекта (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9):
Цель: обучить защите, экспертизе и оцениванию групповых информационно-исследовательских проектов.
Порядок защиты: Демонстрация презентации, сопровождающаяся докладом. Синхронно с докладчиком в программе Stellarium работает оператор ЭВМ из команды, создававшей проект, который по мере необходимости находит и отображает в виртуальном планетарии созвездие, звезды, туманности и другие объекты выбранного созвездия.
Вопросы к докладчикам:
- Почему выбрано именно это созвездие?
- Какая информация (текстовая, графика, видео и аудио) была использована при подготовке презентации, каковы источники информации.
- Какие поисковые системы/машины были использованы для поиска информации в Интернете? По каким критериям отбирались результаты поиска?
- Что не удалось/не удалось выполнить при подготовке презентации?
- Что удивило Вас при просмотре или выполнении проектов?
- О каком факте из увиденных или созданных проектов вы обязательно расскажите друзьям?
Оцениваются:
- Актуальность отобранной информации.
- Соответствие информации, приведенной в презентации, заявленной теме.
- Полнота раскрытия темы, четкая структура, наличие логических связей между частями презентации, правильный порядок изложения.
- Доступность изложения материала.
- Наглядность и эстетичность оформления презентации, стилевое единство.
- Владение основными приемами работы в браузерах, поисковых системах.
- Скорость и точность показа звезд и созвездий в виртуальных планетариях.
- Выступление докладчика.
Обязательные элементы:
- Использование информации, опубликованной в течение 2010 года.
- Использование текстовой, графической, видео и аудиоинформации.
- Демонстрация созвездий и звезд в планетариях.
Средства и методы:
Выступление докладчика, сопровождающееся презентацией проекта в Power Point.
На завершающем этапе работают оба педагога.
V. Оценка проекта:
Цель: оценить проделанную работу.
Ожидаемый результат: объективность оценки.
Средства и методы:
Оценка проектов: в таблицу результатов заносятся оценки, выставленные всеми присутствующими, голосование производится индивидуально в открытой форме с помощью цветных табличек 5 баллов — красная табличка, 4 балла — желтая, 3 балла — зелёная. Результаты оценки заносятся членом экспертной комиссии в таблицу № 2 (Приложение 10) .
Оценка преподавателями целого проекта: презентации производится путем суммирования всех полученных баллов по одному проекту. Победитель определяется по максимальному количеству набранных баллов. Дополнительно объявляется 11 номинаций:
- За информационную компетентность — лучшему информатору.
- За организаторский талант — лучшему координатору проекта.
- За умение привнести весомый вклад в работу коллектива — виртуозному исполнителю.
- За умение учиться самому и обучать других — лучшему ученику-«учителю».
- За умение пошутить и подбодрить окружающих — юмористу-приколисту.
- За тонкий вкус и эстетичное оформление — лучшему художнику проекта.
- За увлекательный рассказ — лучшему докладчику.
- За операторское искусство — самому быстрому оператору, работавшему в планетариях.
- За самый удачный подбор музыкальной композиции на тему «Космос» — лучшему звукооператору.
- За стойкое решение возникших проблем — самому находчивому и целеустремленному участнику проекта.
- За удачный подбор видеороликов — лучшему режиссеру.