Математика и, тесно связанная с ней информатика, в наши дни проникают во все сферы общественной жизни.
Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по данным предметам. Изучение информатики и математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изяществу математических рассуждений, формированию общей культуры человека.
Возникновение интереса к математике и информатике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики преподавания данных предметов.
Актуальность предлагаемого пособия в том, что, решая нестандартные своеобразные математические задачи, обучающиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики, сознают всю нелепость широко распространенного, но, тем не менее, глубоко ошибочного представления о ней, как о чем-то унылом и застывшем («Разве в математике не все открыто?»), начинают понимать, почему математики, говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям («изящный результат», «красивое доказательство»).
Методическое пособие «Системы счисления» рассчитано на 20 часов для учащихся НПО, а так же преподавателей математики и информатики.
Материал, рассматриваемый в данном пособии, своим содержанием может привлечь внимание учащихся, которым интересны математика и информатика и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с методами и идеями данных предметов (самостоятельно или под руководством преподавателя).
При знакомстве с материалами пособия обучающиеся имеют представление о:
- истории возникновения чисел;
- о том, как считали древние люди;
- возникновение систем счисления;
- о системах счисления в Древней Руси, Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Вавилоне, а также Древней Индии и арабских странах.
знают:
- виды систем счисления;
- формулы перевода чисел из десятичной системы в двоичную, пятеричную, восьмеричную и другие.
умеют:
- пользоваться различными справочными материалами;
- переводить числа из десятичной записи в запись других систем счисления.
В соответствии с этим данная программа имеет цели:
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования.
- Интеллектуальное развитие учащихся, повышение уровня их математической и информационной культуры, формирование качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе.
- Развитие и возбуждение стремления учащихся к самостоятельному пополнению пробелов подготовки по информатике и математике.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- Помочь обучающимся развить математическое мышление.
- Пробудить в них наблюдательность, уметь логически мыслить.
- Пробудить веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного.
- Формировать у обучающихся навыки умственного труда.
- Учить решать более трудные и нестандартные задачи и этим расширить множество стандартных задач.
Итак, данный материал имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления обучающихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с историей). Традиционные формы организации занятий: лекция и семинар, безусловно, будут применяться, но на первое место выйдут такие организационные формы, как дискуссия, диспут, выступления с докладами (в частности, с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания) или с содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя или ученика. Возможны и разные формы индивидуальной или групповой деятельности учащихся, например, коллективная работа, отчетные доклады по результатам «поисковой» работы на страницах книг и журналов, включая (по возможности) зарубежные, и сайтов в Интернете, тем более что целый ряд разделов курса, безусловно, позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся.
Тематический план
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
История возникновения чисел |
3 |
2 |
Непозиционные системы счисления |
2 |
3 |
Позиционные системы счисления |
5 |
4 |
Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие |
6 |
5 |
Практическая работа |
3 |
6 |
Итоговая работа |
1 |
|
Итого |
20 |
Полностью работа представлена в Приложении 1.