Цель: формирование представления о механизме получения информации из окружающего мира человеком.
Задачи:
- вспомнить систему органов чувств человека;
- ввести классификацию видов информации;
- показать возможные достоинства и недостатки при получении информации разными органами чувств;
- совершенствовать навыки работы с мышью.
Оборудование: лимон, лук, чеснок, хлеб, мандарин; чай, молоко, кофе, сок, вода; кубик, мяч, машинка, грабли, грибок, мягкая игрушка; запись фрагмента балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского; электронный учебник “Мир информатики” 1 год обучения Могилёв; аудиозапись сказки “У страха глаза велики”; учебник “Мир информатики” 1 год обучения Могилёв
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1. Презентация)
2. Повторение изученного ранее материала
- Каждый день мы узнаём что-то новое, говоря по-научному, получаем информацию. Без неё человек жить не может. Почему? Докажите. Вспомните, последний урок, на котором мы знакомились с понятием “информация”. (Наводящий вопрос: при переходе улицы, загорелся красный сигнал светофора, вы этого не заметили, что может произойти?)
- Что такое “информация”? (Сведения об окружающем мире)
- Можно ли на данный вопрос ответить так? (Слайд 2)
- то, что передают по телевизору в выпусках новостей;
- прогноз погоды;
- то, что печатают в газете.
- Какой из этих ответов самый полный? Докажите
3. Беседа о получении информации человеком
- Сегодня на уроке мы должны выяснить, как человек получает информацию, какие виды информации различают, выполним практическую работу,
3.1. Вводная беседа
- Как человек узнаёт о разных событиях, новостях, получает интересные сведения? (Слайд 3)
- Всё, что вы назвали, это источники получения информации.
- Но ведь человек узнаёт новости, события из этих источников с помощью чего-то. Может, вы догадались, как? Давайте приведём примеры: (слайд 4)
- утром зазвонил будильник, нам помогли его услышать … уши
- по телевизору идёт интересный мультфильм, мы его видим при помощи… глаз
- огонь костра сильно жжёт, мы ощутили это с помощью … ладоней рук
- коктейль оказался очень сладким, это мы узнали с помощью языка
- с улицы в комнату проник запах цветка, почувствовать этот запах нам помог … нос.
- Оказывается, всю информацию об окружающем мире мы получаем с помощью пяти чувств восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. У человека есть специальные органы, с помощью которых возникают разные чувства
3.2. Практическая работа
1. Учащимся предлагается по запаху определить предмет: лимон, лук, чеснок, хлеб, мандарин.
С помощью какого органа чувств вы определили предмет? (Слайд 5)
Эта информация называется слуховая. Как вы думаете, почему?
2. Учащимся предлагается по вкусу определить предмет: чай, молоко, кофе, сок, вода.
С помощью какого органа чувств вы определили предмет? (Слайд 5)
Как называется эта информация? Почему
3. Учащимся предлагается на ощупь определить предмет (волшебный мешочек): кубик, мяч, машинка, грабли, грибок, мягкая игрушка
С помощью какого органа чувств вы определили предмет? (Слайд 5)
Эта информация получена от органа осязания, поэтому её называют осязательная или тактильная.
- А всегда ли стоит трогать предмет?
4. Учащимся предлагается по музыкальному фрагменту определить автора. (Щелкунчик П И Чайковский)
С помощью какого органа чувств вы определили автора произведения? (Слайд 5)
Как называется эта информация?
5. Учащимся предлагается из предложенных фигур выбрать. (Игра “Кто внимательный”) (Слайд 5 - гиперссылка на слово информация - слайды 9-13)
На слайде фигуры: Треугольники, Четырёхугольники, Круги, Овалы, Звёздочки.
Закрыть глаза. В это время меняется или фигура, или цвет, или расположение фигур, или размер
С помощью какого органа чувств вы определяли, что изменялось? (Слайд 13-гиперссылка на прямоугольник)
Как называется эта информация?
3.3. Обобщение об органах чувств и видах информации
Какого вида бывает информация? (Зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и осязательная)
С чем связано название вида информации? (С органом чувств, который передаёт информацию)
3.4. Прослушивание МЛ “Как мы получаем информацию”
- Повторим правила техники безопасности при работе за ПК.
3.5. Беседа о получении информации человеком и животными. (Слайд 5 - гиперссылка органы чувств - слайд 14)
Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% - на тактильные ощущения и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой форме. (Слайд 14 - гиперссылка на виды информации - слайд 6)
Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.
- Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств, для разных животных различна.
- Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развито у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? Слайд 6)
- Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какого вида информацию не получает средняя обезьянка? (Слайд 7)
4. Выполнение упражнений по закреплению материала
4.1. Беседа по сказке “У страха глаза велики”. (Слайд 8)
Информация бывает полезная, понятная, достоверная, полная. Это свойства информации. В доказательство этих слов мы прослушаем сказку “У страха глаза велики”.
Учебник, стр. 46.
- Всегда ли мы верно воспринимаем информацию, которую нам передают органы чувств?
- О каких свойствах информации можно говорит после чтения сказки?
4.2. Игра “испорченный телефон”
Вывод: при передаче информация может искажаться, стать неверной.
5. Домашнее задание. (Слайд 8 - гиперссылка на свойства информации - слайд 15)
Написать 5 загадок об органах чувств
6. Итог. (Слайд 16)
Продолжите предложения:
Я узнал, что…
Я понял, что…
Мне было интересно …