Цели:
- получение основ экологических знаний;
- расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;
- развитие познавательных и творческих способностей, мышления, памяти, коммуникативных навыков; формирование основ исследовательской деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе, любви к животным, растениям.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, карточки с заданиями, учебник, “Атлас – определитель” Плешакова А.А. творческие работы учащихся, исследовательский фартук.
Ход урока
I. Организационный момент
- Поздороваемся с нашими гостями.
- Что означает слово “здравствуйте”?
- Верно, пожелание здоровья, здравия.
- Я желаю здоровья всем присутствующим.
- А нам с вами хочется пожелать успешной работы.
II. Введение в тему урока
- Начинаем урок по окружающему миру. (Приложение 1. Слайд 1)
- А теперь все внимание на экран, прочитайте.
- Доброе утро, меньшие наши друзья! (Слайд 2)
- Здравствуйте, реки, озера, моря, (Слайд 3) Луга, леса, равнины и горы!
- Доброе утро, родные просторы! (Слайд 4)
- Кого подразумеваем под словами “друзья наши меньшие”?
- Давайте посмотрим, что означает слово “друг” в словаре Ожегова.
- Друг – сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. (Слайд 5)
- Как вы понимаете такое толкование?
- Используя его, продолжите мысль: “Дружить с растениями, обитателями лесов, полей и рек – это значит… (защищать их)”.
- Объектами какой природы являются растения и животные?
- Докажите.
- Вспомните, о чем мы с вами говорили сейчас и попробуйте определить тему урока.
- Будь природе другом. (Слайд 6)
- Если бы человек вот так же здоровался со всем тем, что его окружает и защищал бы все это, наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле, которые мы, к сожалению, уже не можем увидеть.
III. Работа над пройденным материалом
1. Работа в группах
- Нам предстоит выяснить, что значит “Быть природе другом”?
- Что же нужно для этого делать?
1) В этом нам поможет кроссворд. (Слайд 7)
- Какое ключевое слово? (Береги)
- Кого нужно беречь?
- Почему нужно их беречь?
- Верно, они стали редкими и занесены в Красную книгу.
2) Работа с Красной книгой.
- Давайте вспомним, что знаем о Красной книге. (Слайд 8)
3) Работа с тестами.
1 группа:
- В нашей стране первая Красная книга была издана в: 1849; 1948; 1978; 1984 (Слайд 9)
2 группа:
- Сколькими цветами обозначены страницы Красной книги?
7; 6; 10; 8 (Слайд 10)
3 группа:
- На каких страницах Красной книги указывается о восстановленных видах и находящихся вне опасности?
- Желтых, красных, зеленых, белых? (Слайд 11)
4 группа:
- О каком цветке говорится в легенде? (Слайд 12)
“Во время соревнований диск случайно угодил в юношу и он погиб, из его крови, вылившейся на землю вырос цветок”? - Лилия, венерин башмачок, шафран двухцветковый? - Молодцы, вы очень хорошо поработали!
4) Создание Красной книги Ивановской области. (Слайд 13,14, 15, 16)
- Мы начнем с вами создавать Красную книгу Ивановской области.
- Какие же растения и животные мы в ней разместим? (Рассказы детей из каждой группы по одному человеку о выхохуле, филине, аполлоне, любке двулистной)
- Красная книга – это боль и тревога, но в то же время это наша надежда и программа спасения всего живого на Земле. Так, давайте бережно относиться к природе!
Физкультминутка. (Слайд 17)
- А сейчас вам предлагаю немного отдохнуть. Эй, ребята, с мест вставайте, И со мною поиграйте. Вы словам не доверяйте, То за мной лишь повторяйте, Что не повредит природе, А не то, что нынче в моде! Кто там снес в гнезде яичко? Птичка, птичка! (Взмахи руками) Что ж нагнемся, поглядим, (Приседают) Мы семейству навредим! (Грозят пальцем) Кто забрался под кусточек? Кто свернулся там в клубочек? (Приседают) Нет ни головы, ни ножек, Кто, ребята, это? Ежик! Забирай его, ребята! (Грозят пальцем) Брать зверей домой не надо! Лес его родимый дом, Жить ему полезней в нем! Шубка рыжая на ней, Кто там скачет меж ветвей? (Прыжки) Иль играет в погорелки? Кто это, ребята? Белка! А давайте для потехи, Заберем ее орехи! (Грозят пальцем) Вижу впереди поляну, Мимо проходить не стану. К солнцу повернув листочки, Распрямивши стебелечки, Небывалой красоты распустились здесь… Цветы (Повороты туловища, вправо, влево). Краше в целом свете нет, Собирайте их в букет! (Грозят пальцем) Мы такого не позволим, Лучше им цвести на воле!
IV. Работа над новым материалом
- Ребята, еще раз напомните мне тему нашего урока.
- А какой урок вам дала эта игра?
- Верно, главный принцип – не навреди! (Нельзя разорять птичьи гнезда, брать зверей домой, забирать запасы зверей, рвать цветы)
1. Работа в группах
- Сейчас мы продолжим работу по охране природы, но вначале решим, какая группа с каким видом живой природы будет работать. Работаем в группах по карточкам.
1) Отгадывание загадок (Слайд 18)
1 группа: “Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет”.
2 группа: “Пестрая крякушка ловит лягушек”.
3 группа: “Не птица, а с крыльями”.
4 группа: “Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в зеленом полушалке”.
2) Исследовательская работа
- Мы будем заполнять наш экологический исследовательский фартук (макет фартука с карманами вывешивается на доске), но вначале вспомним, что такое экология? (Слайд 19)
- Работаем в группах по карточкам с теми видами животных или растений, о которых шла речь в загадке по плану:
1-3 группы работают по плану:
1. Название:
2. К какой группе животных относится?
3. Место обитания:
4. Чем питается?
5. По каким причинам может исчезнуть это животное?
6. Какие меры нужно принимать, чтобы этого не произошло?
4 группа:
1. Название:
2. К какой группе растений относится?
3. Место обитания:
4.Чем интересно?
5. Причины возможного исчезновения этого растения.
6. Какие меры нужно принимать, чтобы этого не произошло?
После обсуждения ответов в группах заполняется исследовательский фартук.
3) Работа со схемой. (Слайд 20)
- Рассмотрите схему. Сделаем вывод, почему многие виды растений и животных исчезают.
4) Рисование экологических знаков.
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы быть природе другом?
- Нарисуйте к ним экологические знаки.
- Расскажите, как должны вести себя в природе экологически грамотные люди.
5) Работа со стихотворением Б. Заходера “Про всех на свете” на с.56-57 учебника.
V. Итог урока.
- Как мы можем дружить с природой?
- Что мы делаем, чтобы быть природе другом?
- С какими словами вы хотели бы обратиться друг к другу?
- Какое пожелание хотите сделать? (Береги природу, будь природе другом)
V. Домашнее задание.
- Прочитать статью в учебнике, выполнить рисунок на тему: “Мир глазами кузнечика”.