Роль педагога в развитии эмоциональной сферы дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогам необходимо в своей деятельности применять различные методы и приемы, которые могли бы способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей?
Самый лучший способ – это, конечно же, игры и игровые упражнения.

“Необходимо научить ребёнка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой душе эту драгоценную способность сопереживать, сорадоваться, сострадать…”

К.И.Чуковский

Педагогам необходимо в своей деятельности применять различные методы и приемы, которые могли бы способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Взрослому, необходимо научиться чутко подбирать формы эмоционального воздействия. Они не должны быть или возникать стихийно, “по настроению” взрослого, а должны являться формой воспитания.
Если у школьников есть учеба, у взрослых — работа, то у дошкольника есть только игра. Игра для ребенка — это способ познания и переработки действительности. Для нормального развития ребенку также необходимо играть, как есть и дышать. Все наши "развивающие занятия" наиболее эффективны тогда, когда мы в них с ребенком играем. И существуют игры, специально придуманные для того, чтобы учить дошкольника общению и развивать его эмоции.

Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей?
Самый лучший способ – это конечно же игры и игровые упражнения, которыми хотела поделиться я с вами:

Окно настроений или окно “Сказка в гости к нам пришла ”

В программе Т.Н.Дороновой “Радуга ” есть замечательная традиция “Утро радостных встреч”. Однажды дети пришли в детский сад, а там их ждал настоящий сюрприз: на одном из окон на них смотрели различные персонажи или мордочки с эмоциями. Все фигуры вырезаны из белой плотной бумаги и наклеены на стекло так , чтобы подход к этим композициям был доступен для каждого ребенка. Взрослые предлагают рассмотреть картинки, угадать какое настроение персонажей, а с каким настроением пришел ребенок в детский сад. Спеть песенку или рассказать стишок о герое на окне, прослушать аудиозапись и много других способов для поднятия настроения, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально.

- в младших и средних группах сказочные персонажи

img1.jpg (14354 bytes)

img2.jpg (12686 bytes)

– “Мишка спит в берлоге”;

img3.jpg (12285 bytes)

img4.jpg (10806 bytes)

– “Лисичка со скалочкой”;

img5.jpg (17729 bytes)

– мультипликационные герои;

img6.jpg (14692 bytes)

– в старших и подготовительных группах сказочные персонажи из прочитанных произведений “Белоснежка и семь гномов”, “Приключения Буратино”;

img7.jpg (11687 bytes)

– в старшей группе “Спасательная служба”;

img8.jpg (9361 bytes)

– мордочки с разными эмоциями.

img9.jpg (16008 bytes)

Педагогу необходимо развивать эмоциональное отношение ребенка к содержанию игры в целом. Нужно, чтобы дети не просто знали содержание той или иной игры, но чтобы они определенным образом к этому содержанию относились, чтобы у них возникла потребность овладеть соответствующей ролью, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально.

Таким образом, эмоции и чувства играют огромную роль в полноценном формировании маленького человечка, поэтому уделять внимание их развитию очень важно.

Список литературы.

1.Башаева Т.В. “Развитие восприятия. Дети 3–7 лет” Ярославль: Академия развития, 2001, 176 с.
2. Маханева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду” пособие для работников дошкольных учреждений”. М: ТЦ “Сфера”, 2001, 128.с.
3. Парамонова Л.Г. “Как подготовить ребенка к школе” СПб.: ООО “АСТ”, 1997 г.
4. Рыжова Н.А. “Развивающая среда дошкольных учреждений” ( Из опыта работы) М., Линка-Пресс, 2003, 192 с.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. “Знакомим дошкольников с литературой” Конспекты занятий.– М.:ТЦ Сфера, 2002, 224 с.