Урок технологии "Профессиональное образование"

Разделы: Технология


Актуальность

Подготовка ответственного, критически мыслящего молодого человека, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации, – одна из важнейших задач современной школы. Содействие профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной экономики и развития новых высокоэффективных технологий приобретает особое значение. Необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений очевидна. Поэтому основной целью учителя технологии при изучении данного раздела является создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий, видами профессионального образования и типами образовательных учреждений. Это поможет учащимся осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научит их соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии, что в свою очередь, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Кроме того, важнейшей задачей учителя при изучении данного раздела является помощь подростку в построении его индивидуальной образовательной траектории, то есть в выборе варианта продолжения образования после окончания основной школы.

Тема урока: “Профессиональное образование”.

Тип урока: Урок усвоения знаний, умений и навыков.

Организационная форма проведения урока: совместная работа учителя и учащихся с выполнением практических заданий на интерактивной доске Panaboard.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов, организация работы на интерактивной доске); практические (выполнение практических заданий); методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся); методика критического мышления.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, учебные компьютерные презентации, работа с интерактивной доской.

Изучив материал данной темы учащиеся должны:

знать:

  • определения понятий “профессиональная подготовка”, “начальное профессиональное образование, “среднее профессиональное образование”, “высшее профессиональное образование”, “послевузовское профессиональное образование”, “аспирантура”, “ординатура”, “адъюнктура”, “докторантура”, “рынок образовательных услуг”;
  • виды профессионального образования;
  • формы получения профессионального образования;
  • особенности регионального рынка образовательных услуг;
  • источники информации о рынке образовательных услуг.

уметь:

  • объяснять особенности различных форм обучения при получении профессионального образования;
  • доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
  • находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями.

Цели учителя.

  1. Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
  2. Подвести учащихся к определению понятий “профессиональная подготовка”, “начальное профессиональное образование, “среднее профессиональное образование”, “высшее профессиональное образование”, “послевузовское профессиональное образование”, “аспирантура”, “ординатура”, “адъюнктура”, “докторантура”, “рынок образовательных услуг”.
  3. Познакомить учащихся с видами и формами получения профессионального образования.
  4. Познакомить учащихся с различными видами источников информации о рынке образовательных услуг.
  5. Научить учащихся анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями.
  6. Организовать исследовательскую деятельность учащихся по изучению регионального рынка образовательных услуг.
  7. Научить учащихся обосновывать выбор типа образовательного учреждения и формы обучения в соответствии с индивидуальным образовательным запросом в конкретных жизненных ситуациях.

Основные понятия:

  • виды профессионального образования;
  • формы получения профессионального образования;
  • типы образовательных учреждений;
  • профессиональная подготовка;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование;
  • послевузовское профессиональное образование рынок труда;
  • аспирантура;
  • ординатура;
  • адъюнктура;
  • докторантура;
  • рынок образовательных услуг.

Методические рекомендации

I. Виды профессионального образования

Поскольку на предыдущем уроке учащиеся получили опережающее домашнее задание собрать как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором они хотели бы получить профессию после окончания школы, урок следует начать с его разбора.

Для того чтобы подвести старшеклассников к изучению нового материала учитель может задать им следующие вопросы:

- Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?

- Чем профессиональное образование отличается от общего?

- Чем отличаются друг от друга перечисленные вами образовательные учреждения?

Затем он вместе со школьниками делает выводы:

- для того чтобы получить ту или иную профессию, прежде всего необходимо соответствующее образование;

- общее образование ставит задачу формирование общей культуры личности, ее адаптацию к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

- профессиональное образование имеет своей целью профессиональное развитие личности.

Далее учитель знакомит подростков с основными видами профессионального образования, существующими в Российской Федерации, используя подготовленный заранее материал для интерактивной доски.

Ступени высшего профессионального образования в России установлены следующие: 1) высшее профессиональное образование  – присваивается квалификация  "магистр" и "дипломированный специалист" ; 2) базовое высшее профессиональное образование – квалификация "бакалавр". Образование лиц, не завершивших обучение по основной программе   высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за три года обучения), признается незаконченным высшим профессиональным образованием и подтверждается соответствующим документом.

Для проверки усвоения данного материала целесообразно выполнить заранее подготовленное задание, с помощью которого учащиеся еще раз получают возможность соотнести уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений.

Установите соответствие между уровнями профессионального образования и типами образовательных учреждений. Используя “перетаскивание”, правильно разместите их в таблице.

Уровни профессионального образования Типы образовательных учреждений
Высшее профессиональное образование Колледжи, техникумы
Начальное профессиональное образование Институты, университеты, академии
Профессиональная подготовка Профессиональные училища
Послевузовское профессиональное образование Учебно-курсовые комбинаты
Среднее профессиональное образование Аспирантура, докторантура

II. Рынок образовательных услуг

Учитель предлагает учащимся самим составить определение понятия “рынок образовательных услуг”. При этом используется, так называемый “лингвистический конструктор”. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Учащиеся могут добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

Система

Население

Образовательные услуги

Предлагаемые

Образовательные учреждения

Определенная территория

Рынок образовательных услуг – система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на определенной территории

III. Индивидуальная образовательная траектория

Беседа по вопросам:

- Какое образование необходимо, чтобы получить профессию “столяр”?

- Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?

- Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?

После обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).

Учащимся предлагается составить схемы получения профессионального образования к предложенным выше ситуациям, используя элементы, представленные на интерактивной доске.

Для закрепления изученного материала учитель просит учащихся проанализировать варианты получения профессионального образования, исходя из конкретных жизненных ситуаций, а также особенностей и устремлений отдельного выпускника. Чтобы помочь учащимся справиться с заданием, он предлагает им следующие вопросы:

- Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?

- По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?

- Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?

Ответы на эти вопросы учитель просит сопровождать составлением схем на интерактивной доске. Таким образом, старшеклассники выстраивают образовательную траекторию для людей в предложенных ситуационных задачах.

Домашнее задание.

Педагог предлагает учащимся следующее задание:

“Рассмотри несколько вариантов получения своего профессионального образования и проанализируй их, выявив плюсы и минусы каждого. Укажи, какой из вариантов ты считаешь оптимальным и обоснуй свой выбор”.