Актуальность
Подготовка ответственного, критически мыслящего молодого человека, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации, – одна из важнейших задач современной школы. Содействие профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной экономики и развития новых высокоэффективных технологий приобретает особое значение. Необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений очевидна. Поэтому основной целью учителя технологии при изучении данного раздела является создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий, видами профессионального образования и типами образовательных учреждений. Это поможет учащимся осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научит их соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии, что в свою очередь, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Кроме того, важнейшей задачей учителя при изучении данного раздела является помощь подростку в построении его индивидуальной образовательной траектории, то есть в выборе варианта продолжения образования после окончания основной школы.
Тема урока: “Профессиональное образование”.
Тип урока: Урок усвоения знаний, умений и навыков.
Организационная форма проведения урока: совместная работа учителя и учащихся с выполнением практических заданий на интерактивной доске Panaboard.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов, организация работы на интерактивной доске); практические (выполнение практических заданий); методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся); методика критического мышления.
Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, учебные компьютерные презентации, работа с интерактивной доской.
Изучив материал данной темы учащиеся должны:
знать:
- определения понятий “профессиональная подготовка”, “начальное профессиональное образование, “среднее профессиональное образование”, “высшее профессиональное образование”, “послевузовское профессиональное образование”, “аспирантура”, “ординатура”, “адъюнктура”, “докторантура”, “рынок образовательных услуг”;
- виды профессионального образования;
- формы получения профессионального образования;
- особенности регионального рынка образовательных услуг;
- источники информации о рынке образовательных услуг.
уметь:
- объяснять особенности различных форм обучения при получении профессионального образования;
- доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
- находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями.
Цели учителя.
- Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
- Подвести учащихся к определению понятий “профессиональная подготовка”, “начальное профессиональное образование, “среднее профессиональное образование”, “высшее профессиональное образование”, “послевузовское профессиональное образование”, “аспирантура”, “ординатура”, “адъюнктура”, “докторантура”, “рынок образовательных услуг”.
- Познакомить учащихся с видами и формами получения профессионального образования.
- Познакомить учащихся с различными видами источников информации о рынке образовательных услуг.
- Научить учащихся анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями.
- Организовать исследовательскую деятельность учащихся по изучению регионального рынка образовательных услуг.
- Научить учащихся обосновывать выбор типа образовательного учреждения и формы обучения в соответствии с индивидуальным образовательным запросом в конкретных жизненных ситуациях.
Основные понятия:
- виды профессионального образования;
- формы получения профессионального образования;
- типы образовательных учреждений;
- профессиональная подготовка;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование рынок труда;
- аспирантура;
- ординатура;
- адъюнктура;
- докторантура;
- рынок образовательных услуг.
Методические рекомендации
I. Виды профессионального образования
Поскольку на предыдущем уроке учащиеся получили опережающее домашнее задание собрать как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором они хотели бы получить профессию после окончания школы, урок следует начать с его разбора.
Для того чтобы подвести старшеклассников к изучению нового материала учитель может задать им следующие вопросы:
- Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?
- Чем профессиональное образование отличается от общего?
- Чем отличаются друг от друга перечисленные вами образовательные учреждения?
Затем он вместе со школьниками делает выводы:
- для того чтобы получить ту или иную профессию, прежде всего необходимо соответствующее образование;
- общее образование ставит задачу формирование общей культуры личности, ее адаптацию к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;
- профессиональное образование имеет своей целью профессиональное развитие личности.
Далее учитель знакомит подростков с основными видами профессионального образования, существующими в Российской Федерации, используя подготовленный заранее материал для интерактивной доски.
Ступени высшего профессионального образования в России установлены следующие: 1) высшее профессиональное образование – присваивается квалификация "магистр" и "дипломированный специалист" ; 2) базовое высшее профессиональное образование – квалификация "бакалавр". Образование лиц, не завершивших обучение по основной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за три года обучения), признается незаконченным высшим профессиональным образованием и подтверждается соответствующим документом.
Для проверки усвоения данного материала целесообразно выполнить заранее подготовленное задание, с помощью которого учащиеся еще раз получают возможность соотнести уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений.
Установите соответствие между уровнями профессионального образования и типами образовательных учреждений. Используя “перетаскивание”, правильно разместите их в таблице.
Уровни профессионального образования | Типы образовательных учреждений |
Высшее профессиональное образование | Колледжи, техникумы |
Начальное профессиональное образование | Институты, университеты, академии |
Профессиональная подготовка | Профессиональные училища |
Послевузовское профессиональное образование | Учебно-курсовые комбинаты |
Среднее профессиональное образование | Аспирантура, докторантура |
II. Рынок образовательных услуг
Учитель предлагает учащимся самим составить определение понятия “рынок образовательных услуг”. При этом используется, так называемый “лингвистический конструктор”. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Учащиеся могут добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
Система
Население
Образовательные услуги
Предлагаемые
Образовательные учреждения
Определенная территория
Рынок образовательных услуг – система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на определенной территории
III. Индивидуальная образовательная траектория
Беседа по вопросам:
- Какое образование необходимо, чтобы получить профессию “столяр”?
- Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?
- Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?
После обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).
Учащимся предлагается составить схемы получения профессионального образования к предложенным выше ситуациям, используя элементы, представленные на интерактивной доске.
Для закрепления изученного материала учитель просит учащихся проанализировать варианты получения профессионального образования, исходя из конкретных жизненных ситуаций, а также особенностей и устремлений отдельного выпускника. Чтобы помочь учащимся справиться с заданием, он предлагает им следующие вопросы:
- Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?
- По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?
- Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?
Ответы на эти вопросы учитель просит сопровождать составлением схем на интерактивной доске. Таким образом, старшеклассники выстраивают образовательную траекторию для людей в предложенных ситуационных задачах.
Домашнее задание.
Педагог предлагает учащимся следующее задание:
“Рассмотри несколько вариантов получения своего профессионального образования и проанализируй их, выявив плюсы и минусы каждого. Укажи, какой из вариантов ты считаешь оптимальным и обоснуй свой выбор”.