«Единственная красота – это здоровье»
Гейне
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Туризм – эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, оздоровление и закаливание ребенка, развитие его физических возможностей.
Наш детский сад имеет выгодное местоположение,
располагаясь в природной местности, на границе
городской черты и частного сектора. Недалеко от
него находятся парк им. А.С.Пушкина, речка
Травянка, Травянский пруд, детский парк, а также
поля и лес. Не воспользоваться этим было
невозможно. Все это влечет и манит как детей, так
и педагогов.
Поэтому одной из форм работы с детьми в нашем
детском саду стало проведение прогулок-походов,
которое основывается на региональной программе
А.М.Федотовой «Пермский край – мой родной край».
Стержень программы – краеведо-туристическая работа с дошкольниками.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через детский туризм.
Задачи:
- научить ребенка понимать простейшие взаимосвязи в мире природы, любить и беречь ее;
- развивать эмоциональные возможности детей (смотреть и видеть, слушать и слышать);
- формировать начальные туристические навыки и умения, включая ориентирование на местности;
- обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией;
- повышать двигательную активность и развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу.
Решение задач проводим комплексно, с
использованием физкультурно-оздоровительных
мероприятий.
Как организовать прогулки-походы с детьми, в том
числе в условиях городской черты? Каким образом с
их помощью обеспечить более глубокое познание
окружающего природного и социального мира,
развить двигательные умения и навыки, обеспечить
активный отдых?
Программный материал прогулок-походов
рассчитан на детей разного дошкольного возраста,
но с соответствующей физической нагрузкой,
содержанием, расстоянием прогулок.
В работу с детьми младшего дошкольного
возраста в сетку занятий включаем
экологические занятия, предполагающие
практическую работу в уголке природы и выход на
природу (целевые прогулки, экскурсии,
туристические прогулки, называемые детьми
«походом»).
В старшем дошкольном возрасте –
туристические занятия, включающие обучение
детей с элементами ориентирования (используется
план-схема детского сада, участка, микрорайона).
Продумываем систему прогулок-походов.
Предусматриваем их цели и задачи, содержание,
физические нагрузки, связь с другими формами
работы.
Прогулки-походы организуем в разное время года.
Каждая из них имеет определенную тематику, например:
- «Никто не забыт, ничто не забыто» (к Мемориалу Славы, к Вечному огню);
- «История моего города» (в краеведческий музей);
- «Как хорошо в гостях у осени» (в лес);
- «Идет волшебница Зима» (в парк) и т.д.
Самый «большой выход», настоящий поход в лес с
костром, песнями, играми совершаем ежегодно, в
сентябре, с детьми старшего дошкольного
возраста.
Длительность его 3 – 3,5 часа, т.е. в утренний
отрезок времени до обеда. Организуем обычно в
конце недели, чтобы обеспечить активный отдых
детей, учитывая уровень их подготовленности к
походу, погодные условия и рельеф местности.
Приглашаем с собой в поход в качестве помощников
родителей.
Заранее составляем план-конспект турпохода,
карту-схему маршрута.
Работу строим в три этапа.
Подготовка к походу.
Включаем изучение маршрута по плану, чтение книг о природе, об обитателях леса, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, разучивание стихов, загадок, дидактические игры, повторение правил «туристят» (Приложение 1).
Сам поход:
В пути используем все встречающиеся
естественные препятствия: поваленные деревья,
пеньки, кочки, канавки для развития движений –
для равновесия, лазания, прыжков.
Проводим наблюдения за объектами живой и неживой
природы: травой, листьями, небом, насекомыми и др.
Упражняемся в ориентировании по компасу.
Играем в дидактические и подвижные игры.
Собираем природный материал (шишки, камешки,
веточки и т.д.).
Насладившись чистотой воздуха, налюбовавшись
красотой осеннего пейзажа, отдохнувшие, мы
возвращаемся обратно в детский сад.
Подведение итогов:
- Обсуждаем увиденное в походе;
- Свои впечатления дети отражают в рисунках «Как мы ходили в поход», в поделках из природного материала «Дары осени»;
- Оформляем книжки из рассказов, составленных детьми («В гостях у осеннего леса»), гербарии из засушенных листьев, трав, фотоальбом «Наш поход».
Зимой совершаем лыжные походы в парк, выезжаем на трамплин, где игры, соревнования, катание со снежных гор, ходьба на лыжах, горячий чай с бутербродами, костер в лесу, общение детей и взрослых.
Туристические походы сближают детей и взрослых. В походе дети помогают друг другу нести рюкзаки, надевать или снимать лыжи, делятся угощением во время чаепития, показывают друг другу то интересное, что встретилось им в пути.
В результате проведенной работы дети:
- расширяют кругозор, знания о природе родного края, родного города;
- пополняют словарный запас;
- учатся бережно относиться к природе;
- становятся выносливее и сильнее.
Совершая прогулки-походы дети становятся
туристами, ну а если не туристами, то настоящими
«туристятами».
Данный материал представлен в презентации,
которую можно посмотреть в Приложении
2.