Мы – туристы

Разделы: Работа с дошкольниками


«Единственная красота – это здоровье»

Гейне

Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Туризм – эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, оздоровление и закаливание ребенка, развитие его физических возможностей.

Наш детский сад имеет выгодное местоположение, располагаясь в природной местности, на границе городской черты и частного сектора. Недалеко от него находятся парк им. А.С.Пушкина, речка Травянка, Травянский пруд, детский парк, а также поля и лес. Не воспользоваться этим было невозможно. Все это влечет и манит как детей, так и педагогов.
Поэтому одной из форм работы с детьми в нашем детском саду стало проведение прогулок-походов, которое основывается на региональной программе А.М.Федотовой «Пермский край – мой родной край».

Стержень программы – краеведо-туристическая  работа с дошкольниками.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через детский туризм.

Задачи:

  • научить ребенка понимать простейшие взаимосвязи в мире природы, любить и беречь ее;
  • развивать эмоциональные возможности детей (смотреть и видеть, слушать и слышать);
  • формировать начальные туристические навыки и умения, включая ориентирование на местности;
  • обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией;
  • повышать двигательную активность и развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу.

Решение задач проводим комплексно, с использованием физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Как организовать прогулки-походы с детьми, в том числе в условиях городской черты? Каким образом с их помощью обеспечить более глубокое познание окружающего природного и социального мира, развить двигательные умения и навыки, обеспечить активный отдых?

Программный материал прогулок-походов рассчитан на детей разного дошкольного возраста, но с соответствующей физической нагрузкой, содержанием, расстоянием прогулок.
В работу с детьми младшего дошкольного возраста в сетку занятий включаем экологические занятия, предполагающие практическую работу в уголке природы и выход на природу (целевые прогулки, экскурсии, туристические прогулки, называемые детьми «походом»).

В старшем дошкольном возрасте – туристические занятия, включающие обучение детей с элементами ориентирования (используется план-схема детского сада, участка, микрорайона).
Продумываем систему прогулок-походов. Предусматриваем их цели и задачи, содержание, физические нагрузки, связь с другими формами работы.
Прогулки-походы организуем в разное время года.

Каждая из них имеет определенную тематику, например:

  • «Никто не забыт, ничто не забыто» (к Мемориалу Славы, к Вечному огню);
  • «История моего города» (в краеведческий музей);
  • «Как хорошо в гостях у осени» (в лес);
  • «Идет волшебница Зима» (в парк) и т.д.

Самый «большой выход», настоящий поход в лес с костром, песнями, играми совершаем ежегодно, в сентябре, с детьми старшего дошкольного возраста.
Длительность его 3 – 3,5 часа, т.е. в утренний отрезок времени до обеда. Организуем обычно в конце недели, чтобы обеспечить активный отдых детей, учитывая уровень их подготовленности к походу, погодные условия и рельеф местности.
Приглашаем с собой в поход в качестве помощников родителей.
Заранее составляем план-конспект турпохода, карту-схему маршрута.
Работу строим в три этапа.

Подготовка к походу.

Включаем изучение маршрута по плану, чтение книг о природе, об обитателях леса, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, разучивание стихов, загадок, дидактические игры, повторение правил «туристят» (Приложение 1).

Сам поход:

В пути используем все встречающиеся естественные препятствия: поваленные деревья, пеньки, кочки, канавки для развития движений – для равновесия, лазания, прыжков.
Проводим наблюдения за объектами живой и неживой природы: травой, листьями, небом, насекомыми и др.
Упражняемся в ориентировании по компасу.
Играем в дидактические и подвижные игры.
Собираем природный материал (шишки, камешки, веточки и т.д.).
Насладившись чистотой воздуха, налюбовавшись красотой осеннего пейзажа, отдохнувшие, мы возвращаемся обратно в детский сад.

Подведение итогов:

  • Обсуждаем увиденное в походе;
  • Свои впечатления дети отражают в рисунках «Как мы ходили в поход», в поделках из природного материала «Дары осени»;
  • Оформляем книжки из рассказов, составленных детьми («В гостях у осеннего леса»), гербарии из засушенных листьев, трав, фотоальбом «Наш поход».

Зимой совершаем лыжные походы в парк, выезжаем на трамплин, где игры, соревнования, катание со снежных гор, ходьба на лыжах, горячий чай с бутербродами, костер в лесу, общение детей и взрослых.

Туристические походы сближают детей и взрослых. В походе дети помогают друг другу нести рюкзаки, надевать или снимать лыжи, делятся угощением во время чаепития, показывают друг другу то интересное, что встретилось им в пути.

В результате проведенной работы дети:

  • расширяют кругозор, знания о природе родного края, родного города;
  • пополняют словарный запас;
  • учатся бережно относиться к природе;
  • становятся выносливее и сильнее.

Совершая прогулки-походы дети становятся туристами, ну а если не туристами, то настоящими «туристятами».
Данный материал представлен в презентации, которую можно посмотреть в Приложении 2.