В целях реализации первой задачи на 2009-2010 учебный год (продолжать поиск новых направлений взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольника) мы выбрали «Встречи с интересными людьми», как форма работы с родителями, способствующая оздоровлению и воспитанию детей.
Перед нами встала задача: мотивировать родителей на участие в запланированных нами мероприятиях, определить их интересы, увлечения, хобби.
Нами была составлена анкета. По итогам анализа проведенного анкетирования мы получили представление о профессиях, хобби, любимых домашних занятиях родителей, а также бабушек и дедушек.
На родительском собрании мы предложили родителям принять участие в организации "Встреч с интересными людьми". Объяснили, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на оказание помощи в этой работе, наметили план встреч таким образом, чтобы они помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития, и способствовали формированию детско-родительских отношений.
Устраивая встречу мы, ориентировались на то, что интересными людьми являются родители наших воспитанников, и каждый из них профессионал в своем деле.
Так в рамках «Встреч с интересными людьми» мы с детьми посетили ряд экскурсий: в пожарную часть, в дом культуры «Железнодорожник», в городскую типографию, экскурсия «спортивный Междуреченск». Познакомились с профессиональным трудом пожарника, хореографа, тренера и др.
Первым гостем нашей встречи была мама Анжелики Скулдицкой – Анастасия Геннадьевна. Она познакомила наших воспитанников с профессией «хореограф». В этом заключался второй этап работы.
Первый этап – это подготовка мероприятия. Она предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой с взрослым.
На данном этапе мы пробуждали интерес детей к предстоящей встрече, создавали мотивацию. Например, если это встреча с человеком, увлекающимся спортом или танцами, мы приносили в группу фотографии с танцорами или танцующих детей. Рассматривали их с детьми. Просматривая фотографии, вызывали эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале обязательно закладываем положительное отношение у детей и только потом даем информацию.
Предлагали детям дома узнать у взрослых – кто из родителей, бабушек, дедушек, либо родственников занимается спортом, танцами.
Постепенно шло погружение в тему.
Рассказывали, для чего людям надо вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой. Все наши беседы сопровождались показом картинок, фотографий, иллюстраций из книг.
В ходе таких познавательных бесед, выяснилось,
что у одной из девочек мама занимается
танцами. Дети выразили желание пригласить ее на
встречу.
Может возникнуть вопрос – зачем детям так много
знать, когда еще и встречи не было? Оказывается,
только на основе имеющихся знаний у детей
появляется интерес, а, следовательно, и вопросы, и
мероприятие, в таком случае, проходит более
оживленно.
Предлагали подумать, что хотелось бы узнать у человека, с которым планируем встречу. Индивидуально с каждым обговаривали вопросы, помогали их формулировать, давали установку на то, что вопрос надо запомнить.
Примерно по такому плану идет работа с детьми перед каждой встречей.
Параллельно велась работа со взрослыми.
Обсудили, как и где будет проходить наша встреча с детьми. Как нас встретят, что будет на занятии, из каких этапов будет состоять наша встреча. Назначили день недели, время нашей встречи.
Затем мы стали готовить родителя к встрече с детьми. Мы помогали составить интересный рассказ о своей профессии. Договорились о том, что это будет место работы родителя. Далее мы давали консультации родителю по подбору атрибутики, наглядного материала (если он потребуется). Давали советы, как правильно общаться с детьми.
Советовали, что принести на мероприятие, давали перечень детских вопросов. Подсказывали, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить.
Старались обучить взрослого педагогическим приемам, которые можно использовать и в процессе встречи, и в процессе разных житейских ситуациях.
Предложили во время встречи включить практическую часть, для того, чтобы дети стали участниками трудовой деятельности.
Такие беседы повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы.
Обращали внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон.
Заключительный третий этап работы – проведение мероприятия. Если мероприятие проходит непосредственно на рабочем месте гостя, то начинается встреча с приема детей. Нас встретили, помогли раздеться, пригласили на экскурсию, показали выставку фотографий. Затем проходило знакомство в форме игры «Снежный ком».
Основная часть встречи – это небольшой, яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби и ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть.
В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание. Мы обращали внимание на значимость того, чем занимается наш гость. Мы прощались, и гость провожал нас.
Такая форма работы, как "Встречи с интересными людьми" помогают нам решать целый ряд важных задач:
– делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;
– формировать у детей понятие "трудовая деятельность";
– показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
– демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;
– дают возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
– развивать монологическую и диалогическую речь;
– создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым;
– помогают поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;
– способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.
В конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру.
При организации мероприятий мы руководствуемся определенными правилами.
Гость во время встречи рассказывает обо всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
Выбранный вид трудовой деятельности должен преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.