Пояснительная записка
Программа элективного курса «Законы математики на уроках физики» составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя отдельные элементы программы для классов с углубленным изучением физики. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен одному из основных понятий современной математики и физики – функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое, приучает воспринимать величины в их живой изменчивости, во взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Иногда график является единственно возможным способом задания функции. Он широко используется в технике, лежит в основе работы многих самопишущих автоматических приборов. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются.
Данный элективный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся, что способствует лучшему освоению базового курса математики, и служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути. Курс предназначен для изучения в 9-м классе для подготовки учащихся к обучению в рамках естественно-математического профиля. Программа курса по физике содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьном программе избранных разделов, с другой – предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс, однако необходимы для решения задач повышенного уровня. Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой восполнение содержательных пробелов основного курса, что придает содержанию курса необходимую целостность.
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям – повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграция тем с элементами высшей математики; опора на умения и навыки учащихся в программировании.
Цели курса:
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- развитие физических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений;
- развитие представлений о ведущем математическом методе познания реальной действительности – зарождении и развитии функций и графиков функций;
- создание мотивационной основы для качественной подготовки учащихся к выпускным экзаменам, к участию в олимпиадах;
- подготовка к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения;
- прояснить и закрепить школьный материал, связанный с функциями и их графиками;
- научить применять теоретические знания о функциях при решении практических задач;
- перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому.
Содержание элективного курса отвечает следующим требованиям:
- поддерживать изучение базового курса;
- развивать культуру мышления учащихся, умение систематизировать, обобщать, делать выводы;
- прививать умения и навыки практического применения знаний.
Основными мотивамиизучения учащимися данного элективного курса являются:
- познавательные и образовательные интересы учащихся;
- подготовка к выпускным и вступительным экзаменам;
- профессиональная ориентация учащихся.
Задачи курса:
- развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
- обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
- способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1) понимать сущность метода научного познания окружающего мира:
– приводить примеры опытов, обосновывающих
научные представления и законы: относительность
механического движения; принцип относительности
Галилея; непрерывный и хаотический характер
движения частиц вещества; существование двух
видов (знаков)электрического заряда; закон
Кулона;
– приводить примеры опытов, позволяющих
проверить законы и их следствия, подтвердить
теоретические представления о природе
физических явлений: закон Всемирного тяготения;
закон сохранения импульса; звук – механическая
волна; первый закон термодинамики;
– используя теоретические модели, объяснять
физические явления: независимость ускорения от
массы тел при их свободном падении; затухание
механических колебаний маятников (пружинного и
математического) и электромагнитных колебаний в
контуре; возможность услышать звуковой сигнал от
источника, скрытого за препятствием:
необходимость теплопередачи для осуществления
изотермического процесса; нагревание газа при ею
быстром сжатии и охлаждении; повышение давления
газа при его нагревании в закрытом сосуде;
электризация тел при контакте; взаимодействие
двух параллельных проводников с током;
зависимость сопротивления полупроводников от
температуры и освещения;
– указывать границы применимости научных
моделей, законов и теорий: второго закона
Ньютона; закона Гука; закона сохранения импульса;
закона сохранения механической энергии;
механики Ньютона (классической механики);
представление тела материальной точкой; модели
идеального газа; прямо пропорциональной
зависимости энергии, теплового движения частиц
вещества от абсолютной температуры;.
– выдвигать на основе наблюдений и измерений
гипотезы о связи физических величин, планировать
и проводить исследования по проверке этих
гипотез;
2) владеть понятиями и законами физики:
– раскрывать смысл физических законов и
принципов: принципы относительности,
близкодействия, суперпозиции.: соответствия;
законы Ньютона, всемирною тяготения, Гука,
сохранения импульса и энергии, термодинамики,;
– вычислять: скорость и путь при равноускоренном
прямолинейном движении; высоту подъема тела,
брошенного вертикально; ускорение тела по
заданным силам, действующим на тело, и его массе;
скорости тел после неупругого столкновения по
заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;
скорость тела, используя закон сохранения
механической энергии; период колебаний
математического маятника, груза на пружине,
установившуюся температуру, используя уравнение
теплового баланса; изменение внутренней энергии
вещества при теплопередаче и совершении работы;
– определять; характер прямолинейного движения
по графикам; период, частоту, амплитуду, фазу
колебаний по уравнениям гармонических
колебаний;
– описывать преобразования энергии при:
свободном падении тел; движении тел с учетом
трения; свободных колебаниях математического и
пружинного маятников; изменении агрегатного
состояния вещества.
Элективный курс создает условия для развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнение экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ, вокруг которых строится обсуждение на семинарских занятиях и конференциях.
Элективный курс позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель – ученик». У ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
В ходе изучения данного элективного курса особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать вычислительные,графические, качественные и экспериментальные задачи; использовать на практике межпредметные связи.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. По окончанию курса проводится олимпиада по физике и математике (предлагается выполнить самостоятельно дома), с дальнейшей защитой на последнем занятие.
Календарно-поурочное планирование:
Номер темы | Кол-во |
Тема |
Содержание |
Законы алгебры (15 часов) | |||
1. |
1 |
Линейная функция и её график. Тождественные преобразования. | Тепловые явления. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика. |
2. |
1 |
Линейная функция и её график. Тождественные преобразования. | Плавление. Парообразование. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика. |
3. |
1 |
Линейная функция и её график. | Прямолинейное равномерное движение. Законы движения ?(t), х(t) и их графики. Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика. |
4. |
2 |
Линейная функция и её график. | Прямолинейное равнопеременное движение. Законы движения а(t), ?(t), х(t) и их графики Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика. |
5. |
1 |
Квадратичная функция и её график. | Прямолинейное равнопеременное движение. Закон движения х(t) и его графики |
6. |
1 |
Система уравнений | Нахождение времени и места встречи материальных точек. Метод замещения. |
7. |
1 |
Система уравнений | Относительность движения. Метод сложения и деления. |
8. |
1 |
Средняя скорость. | Нахождение средней скорости (задачи разных уровней сложности). |
9. |
1 |
Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень. | Расчет диаметра, объёма, массы молекул, атомов. Расчёт количества заряженных частиц (электронов, протонов) по массе заряда и массе одной частицы. |
10. |
2 |
Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень. | Закон всемирного тяготения. Расчет первой космической скорости. Расчет масс небесных тел по радиусу и плотности. Расчёт ускорения свободного падения на других небесных телах. |
11. |
1 |
Прямая и обратная зависимость. | Решение задач с изменяющимися параметрами. |
12. |
1 |
Пропорция. | Правило равновесия рычага. |
13. |
1 |
Столбчатые, круговые диаграммы. | Решение задач с применением диаграмм. Кинематика, тепловая физика. Закон сохранения энергии. |
Законы геометрии (18 часов) | |||
14. |
1 |
Метод координат. | Прямолинейное равномерное движение. |
15. |
1 |
Метод координат. | Прямолинейное равноускоренное движение по горизонтали. |
16. |
1 |
Метод координат. | Прямолинейное равноускоренное движение по вертикали. |
17. |
1 |
Метод координат. | Прямолинейное ускоренное движение по вертикали для двух одновременно движущихся тел. |
18. |
1 |
Координаты точки пересечения графиков. | Нахождение времени и места встречи материальных точек графическим методом |
19. |
1 |
Вектор и его проекция. Теорема Пифагора | Применение теоремы Пифагора при нахождении перемещения в ХоY . |
20. |
1 |
Вектор и его проекция. | Движение тела по горизонтали (или вертикали)под действием нескольких сил |
21. |
1 |
Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса. | Движение тела по горизонтали под действием нескольких сил, где сила тяги приложена под неким углом к горизонту. |
22. |
1 |
Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса. | Движение тела по наклонной плоскости под действием нескольких сил. |
23. |
1 |
Теорема косинусов. Сложение, вычитание векторов. | Применение теоремы косинусов в кинематике. Относительность движения. |
24. |
1 |
Фигуры в пространстве. Объём шара, куба, призмы, цилиндра. | Нахождение веса тела, выталкивающей силы, импульса тела. |
25. |
1 |
Фигуры на плоскости. Площадь круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, ромба. | Нахождение давления, веса тел, опирающихся на плоскую поверхность. |
26. |
1 |
Функции синуса, косинуса и их графики. | Гармонические колебания. Нахождение периода, частоты, амплитуды при помощи графика. Закон гармонических колебаний. |
27. |
1 |
Функции синуса, косинуса и их графики. | Вид волны. Волны механические и электромагнитные. Нахождение длины волны.. |
28. |
2 |
Признаки равенства треугольников. Вертикальные, накрестлежащие углы. | Построение изображения в прямом зеркале. Построение изображения (предмета) в собирающей и рассеивающей линзах. |
29. |
1 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. Средняя линия. Построение призмы, конуса. | Нахождение ширины, глубины тени. |
30. |
1 |
Вертикальные и накрест лежащие углы. Синус, косинус и тангенс острого угла. | Закон преломления света в плоскопараллельных пластинах. |
Проверка знаний | |||
31. |
1 |
Олимпиада по физике и математике. | Проверка знаний. |
Литература для учителя и учащихся указана в Приложении.