На протяжении нескольких лет у учителей нашей школы не возникает проблем выбора учебников. Свое предпочтение мы отдали учебникам “Enjoy English”, авторы М. З. Биболетова и др. В настоящее время мы работаем по учебникам этих авторов со второго по девятый класс. В данном УМК на достаточно высоком уровне реализуются требования федерального компонента государственного стандарта через формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность общаться на английском языке. Авторам удалось придать курсу современное звучание, ориентированное на взаимопонимание, толерантность, совместное решение важных проблем.
Я бы хотела выделить основные, по моему мнению, принципы данного УМК.
1. Личностно-ориентированный характер заданий в
учебнике и рабочей тетради, их дифференциация по
характеру и по степени трудности, что
обеспечивает индивидуальную посильную учебную
нагрузку учащихся.
2. Деятельностный характер обучения английскому
языку посредством моделирования условий
реального общения в ролевых играх и проектной
деятельности.
3. Коммуникативная направленность курса, которая
проявляется в формулировке заданий для обучения
устной речи, чтению и письму, имеющих
коммуникативный смысл и виден выход в реальное
общение.
4. Сбалансированное обучение устным и письменным
формам общения.
5. Социокультурная направленность заданий УМК
дают возможность учащимся овладеть английским
языком через знакомство с бытом, культурой,
реалиями, ценностными ориентирами людей, для
которых английский язык является родным.
6. Использование современных технологий обучения
позволяют сделать изучение языка более
увлекательным и эффективным. (обучающие
компьютерные программы “Enjoy the ABC”, “Enjoy Listening and
Playing” для 2-4 классов)
В учебниках данных авторов широко привлечены лингвострановедческие материалы, которые дают детям возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным. Я же предлагаю шире использовать и краеведческий материал. При работе с краеведческим материалом обеспечивается комплексная реализация практических целей обучения, что предполагает развитие у школьников навыков и умений пользоваться иноязычной речью в различных ситуациях общения. Помимо практических, достигаются воспитательные и образовательные цели. Обучение английскому языку при работе с краеведческим материалом призвано:
- способствовать интеллектуальному развитию творческих способностей;
- стимулировать познавательную активность, тем самым расширять свой кругозор;
- повышать общеобразовательный уровень;
- мотивировать учащихся к изучению не только иностранного языка, но и краеведческого материала;
- воспитывать уважение к истории и культуре своего родного края.
Использование краеведческого материала
возможно при обучении всем видам речевой
деятельности, а именно при обучении устной речи,
аудирования, чтения, письма.
Хочу остановиться на нескольких примерах
использования краеведческого материала в 6-м
классе.
В разделе 5 “Faces of London” учащиеся продолжают
знакомиться с достопримечательностями Лондона.
Я же предлагаю им почитать и поговорить о
достопримечательностях нашего родного города.
Museums and interesting places of Astrakhan. (Приложение 1)
Из приложения «Famous people» (Приложение 2) можно узнать об известных людях, жизнь и деятельность которых связана с нашим городом.
Краеведческий материал используется и при изучении темы “Animals in our life”. Учащимся будет интересно узнать, какие виды животных, птиц, рыб обитают в нашей местности, почему здесь был создан заповедник. Внимание учащихся привлечёт и предлагаемый кроссворд. (Astrakhan State Reserve, Приложение 3)
Работа по теме «Известные люди продолжается в восьмом классе. Учащимся предлагается текст для аудирования о нашем знаменитом земляке, великом русском художнике Б. М. Кустодиеве. (Приложение 4).
Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком стимулирует нас, учителей, искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации учащихся, развития их творчества, инициативности, вовлечения детей в активный познавательный процесс. Нами широко используется метод проектов, поскольку данный метод характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. Здесь хочется поделиться опытом работы по созданию краеведческого журнала на английском языке. В создании проекта принимали участие учащиеся 8-9 классов. Работа над проектом представляла собой целостную и последовательную систему, осуществляемую поэтапно:
- создание творческих групп, определение целей и задач, стоящих перед каждой группой;
- организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся при работе над проектом: посещение музея, исторических мест, библиотек, встречи и беседы с интересными людьми, отбор рисунков, фотографий;
- ознакомление с лексикой, перевод на английский язык, корректирование;
- оформление малых проектов каждой творческой группой и отбор материалов для краеведческого журнала;
- презентация краеведческого журнала;
- дальнейшее его использование в учебной работе.
Результатом работы стал иллюстрированный краеведческий журнал «Krasnyi Yar – Our Native Village», который имеет следующую структуру:
- Общая информация.
- Из истории нашего села.
- Памятники и исторические места.
- Архитектура.
- Традиции, праздники.
Учащиеся 9 класса готовят краеведческие проекты в форме мультимедийных презентаций, выполненных в Microsoft Power Point по темам «Astrakhan Is a Tourist Centre» (Приложение 5), «The Astrakhan Kremlin» (Приложение 6), «Seven Miracles of Astrakhan Region» (Приложение 7).
Краеведение, как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре, выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру. Включение краеведческого компонента в содержание обучения ИЯ и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся.