Детям войны посвящается

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости, благодарности и ответственности перед старшим поколением за мирную жизнь на примере литературных и музыкальных произведений о войне.

Задачи:

  • расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны;
  • формирование чувства сопричастности к истории своей страны;
  • укрепление взаимодействия семьи и школы;
  • дальнейшее сплочение классного коллектива;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • формирование поисковых, исследовательских навыков.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальные инструменты.

Желающие использовать данную презентацию могут заменить предложенный фото-ряд на собственный.

(Приложение 1, слайды 1-3)

Под фонограмму «Детство» фото-ряд 7 «А» класса

(Приложение 1, слайд 4)

Разве погибнуть
Ты нам обещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина!
Разве для смерти
Рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
Нашей смерти, Родина?

(Приложение 1, слайд 5)

Пламя ударило в небо! –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого…
Я или Родина!

(«Реквием», Р.Рождественский)

(Приложение 1, слайд 6)

А может, нам о них забыть?
Опять война,
Опять блокада…
Я слышу иногда:
Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне…
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна…

(Ю. Волков)

Звучит песня Олега Митяева «Кино» в исполнении всех ребят

(Приложение 1, слайд 7)

Л. Кассиль «Улица младшего сына»

Володя стоит на стуле возле висящего репродуктора.

Евдокия Тимофеевна (мама): Ты, что, Вова?

Володя: Я всё жду, когда же сообщат, что врага остановили, опрокинули, что он бежит всё бросая, и наши войска с красными знамёнами уже ступают по улицам, сдавшихся фашистских городов.

Мама: Стой, погоди, это они пока сперва так, пока наши не собрались. А вот завтра увидишь!

Володя: Надо идти в ополчение, добровольцем.

Мама: Ты, Вовка, чего это задумываешь, а? Ты уж, пожалуйста, сейчас без глупостей…

Володя (слезая со стула): Знаешь, мама, вот уже 14 лет мне скоро, а как-то жизнь у меня
проходит без толку.

Мама:  Как же без толку? (возмущается). Учиться стал хорошо, в «Артек» съездил, все тебя хвалить стали, а ты «без толку».

Володя: Да это всё так, детское, понимаешь… То всё не я сам как-то… То всё больше для меня кругом делали. Ребята-пионеры по учению нагнать помогли, ты с папой тоже – со своей стороны… ГОРОНО в «Артек» посылал. А вот я сам, понимаешь, ничего такого не сделал.

Мама: Да кто же в твоих годах может особенное такое сделать? Учись хорошенько, помогай нам по дому управляться, а будет задание от пионеров – сделай, как следует. Вот и будет твоя помощь. Чего же тебе ещё?

Володя: Э, мама, не о том разговор идёт. Ну, когда финская война шла, я ещё так-сяк, сидел дома. Один раз, правда, мы с Донченко чуть не убежали, да война уже кончилась. А теперь, видно, длинная война будет… Весь народ воевать пошёл, кругом мобилизация…Кирилюк, птицелов, и тот в ополчение пошёл, а Дубинин должен оставаться… Вот как придёт папа, я сейчас же к нему попрошусь…Или пускай сам меня на флот пошлёт. А то убегу, и всё.

Мама: Да как же тебе не совестно матери это говорить – то? Да если я отцу скажу…

Володя: Я ему сам скажу.

(Приложение 1, слайд 8)

О, детство!
Нет, я в детстве не был,
Я сразу в мужество шагнул,
Я молча ненавидел небо
За чёрный крест,
За смертный гул.
И тем блокадным
Днём кровавым
Мне жёлтый ивовый листок
Казался лишь осколком ржавым,
Вонзившимся у самых ног.
В том городе, огнём обвитом,
В два пальца сатана свистел…
Мне было страшно быть убитым…
Я жить и вырости хотел!

(Приложение 1, слайд 9)

Таня Савичева: Прибавили хлеба, хлеба прибавили! Вместо 120 граммов – целых 200 грамм хлеба на одного! А Женя взяла и умерла. Женя, Женечка, дорогая, милая, родненькая! Как же так: хлеба прибавили. В полтора раза, даже больше! А ты умерла… Женя умерла в 12.30. На дубовых часах 12.30. На часах – ходиках 12.30. Я боюсь, что пройдёт время и забудется день и час, когда не стало Жени. Надо непременно записать точно. До минуты. Но, где, куда? Все тетрадки в портфеле начаты. А новых в этом году так и не купили, не было… Нинин блокнотик: маленький, лёгкий, шелковистый, весь на ладошке помещается. Как хлебная пайка… Где тут буква «Ж»?

Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 г.

Таня: Бабушка умирала тихо. Уже никого не узнавала, только просила не сдавать карточки.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

(Таня подходит к пианино и перебирает пальцами клавиши).

Таня: Лёка, я не могу писать о твоей смерти. Я знаю, это моя обязанность, мой долг – вести летопись в семье Савичевых. Вот шкатулка, карандаш и блокнотик, свидетельство о смерти папы, а теперь и бабушки с Лёкой. Буква «Л».

Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

Таня: Дядя Вася, не умирай, ну, пожалуйста. У тебя просто замёрзли руки. Родненький, дорогой.

Дядя Вася умер 13 апреля  2 часа ночь 1942 г. Запись получилась сбивчивая и не очень правильная.

(Приложение 1, слайд 10)

Таня: Страница с буквой «Л» уже занята Лёкой, придётся написать на развороте.

Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

(Таня зажала уши руками, закачалась из стороны в сторону).

Таня: Только не ночью, мама, пожалуйста, Ну куда мне бежать, кого звать глухой ночью?

Листок с буквой «М». Мама 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года.

(Приложение 1, слайд 11)

Таня: Одна. До войны Савичевых было девять. Я девятая. Это моя страничка. Буква «Т». Кто обнаружит блокнот, догадается, в какой последовательности надо читать. А начать следует с буквы «С».

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятия –
После похорон.

Звучит припев песни Олега Митяева «Кино» в исполнении всех ребят (Приложение 2).

– Московские школьники на детской любительской киностудии «Аистята» создали короткий документальный фильм, который назвали «На войне маленьких не бывает».
(Приложение 1, слайд 13) Фильм о детях блокады идёт в полной тишине, без музыки, только голос диктора и ровный звук метронома – живой звук блокадного радио.
– И красок нет, как их не было у осиротевших ленинградских ребят, которых город, спасая от верной гибели, собирал в детские сады, детские дома. Мы видим их рисунки и слышим подписи к ним.
На оберточной бумаге трёхлетний Шурик Игнатов нарисовал загогулины, а в середине листочка – маленький овал. Его спросили, что это такое, он ответил: «Это война, вот и всё. А посредине булка. Больше не знаю». Воспитательница записала его слова на уголке рисунка и дату поставила: 23 мая 1942 года.
До конца войны оставалось ещё три года.
До конца блокады – почти два.
До наших дней – целых шестьдесят семь…

Звучит припев песни Олега Митяева «Кино» в исполнении всех ребят (Приложение 2).

(Приложение 1, слайд 14)

Дети и война. Страшное сочетание этих слов и по сей день возникает, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.
– И, конечно, самое страшное в ней – дети концлагерей.
– Дети в документальном фильме московских школьников – это отрядик близнецов, которых фашисты не убили из «научных» целей (немецкие врачи проводили на близнецах какие-то особые опыты)…
– Комендант Освенцима Кох был человеколюбив – жена и дети жили тут же, в лагере, дом их находился напротив печей крематория.
– Слева – печи, справа – дом коменданта, лужайка, деревья, детский смех, светлые платьица, гости и гостинцы.
– А между печами и домом, точно посередине, – колодец. На перекладине этого колодца был впоследствии повешен Кох.
– Вот и его детям не удалось остаться маленькими на войне.
– В бывшем фашистском концлагере Равенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись только женщины и дети, есть фотография детского сердца, в центре которой аккуратно нарисован кружочек, а подпись гласит, что эсэсовец, который так метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребёнка, будет получать дополнительные отпускные дни. В это трудно поверить, но это было.

Звучит припев песни Олега Митяева «Кино» в исполнении всех ребят (Приложение 2).

(Приложение 1, слайды 15)

Война меня кормила из помойки,
Пороешься – и что-нибудь найдёшь.
Как серенькая мышка-землеройка,
Как некогда пронырливый Гаврош.

Зелёненький сухарик, корка сыра,
Консервных банок терпкий аромат.
В штанах колени, вставленные в дыры,
Как стоп-сигналы красные горят.

И бешеные пульки вместо пташек
Чирикают по-своему…
И дым, как будто знамя молодости нашей,
Встаёт над горизонтом золотым…

(Г.Горбовский, «Детство моё»)

Что такое фашизм, поэт Глеб Горбовский увидел глазами своей души, всей её детской чистотой и впечатлительностью.
– Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы.
– Он увидел глазами детской души свой народ, его горе, его силу и благородство.
– Он понял, что жестокость есть орудие страха.
– Он понял и узнал цену хлеба и слова.
– Он очень рано стал взрослым.

(Приложение 1, слайд 16)

Война в жестокой своей слепоте соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь ребят от страданий. Правда, порой эти усилия оставались тщетными.
– Но в ту суровую пору дети были не только жертвами – они становились и воинами. Оказываясь беспощадной волею войны в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

(Приложение 1, слайд 17)

За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею…
– Особые заслуги! А были они мальчишками. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей.
– И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета об их награждении никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему?
– Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

(Приложение 1, слайд 18)

На фотографии в газете
Нечётко изображены
Бойцы, ещё почти что дети,
Герои мировой войны.

Они снимались перед боем –
В обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зелёная трава.

Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя.–
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зелёная трава.

(Р.Казакова)

(Приложение 1, слайд 19)

Мы, сегодняшние дети, акселераты, как часто немного насмешливо и испуганно нас называют, продолжаем искать своё прошлое, свои корни.
– Да мы. Не слышавшие, к великому счастью наших близких, воя бомб. Мы, полагающие часто, что сирена – это мифическая красавица, завлекающая путешественников своим необычным голосом. Мы, отказывающиеся от хлеба и пирогов, чтобы не растолстеть. Мы – обычные дети.
Но самое страшное, что могло бы случиться с нами, – Это поражение незнанием и бесчувствием. Самое страшное, потому, что без вчера нет ни сегодня, ни завтра (хором).

(Приложение 1, слайд 20)

Звучит песня Олега Митяева «Кино» в исполнении всех ребят (Приложение 2).