Мастер-класс по теме "Развитие познавательного интереса при обучении математике". Интерактивный обучающий курс

Разделы: Математика


Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательней.
Б. Паскаль

Успех обучения математике, как к любому предмету, обусловлен наличием интереса к ней. А интерес к ней – это мощная сила в обучении. Это сила,  которая заставляет учиться, заниматься исследовательской деятельностью, расширять свой кругозор. 

Мне очень близки  слова американского математика Д. Пойа: «Обучение  – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». Вот про такие маленькие трюки  есть и у меня.

В 2007-2008, 2008-2009 в 5-6-х классах вела курс «Наглядная геометрия» по учебнику И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганживой. Занятия проходили  1 раз в неделю на математическом кружке. В занимательной форме давала начальные геометрические понятия  и определения, ребята знакомились с геометрическими фигурами и телами. Но занятия кружка не похожи на уроки, потому что здесь ребята играют в разные геометрические игры: пентамимо, стомахион. Ребята знакомятся  с многогранниками, делают  их развертки, а потом склеивают их, получая при этом красивые многогранники.

Данный курс развивает геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер. Кроме того,  это и пропедевтика геометрии. Ребята в 7-м классе идут на уроки без тревоги, для них геометрия – яркий праздник, увлекательные занятия.

Мои ученики участвовали в  Межрегиональной физико-математической олимпиаде «Авангард», призерами стали 2007 г Лисицын Ярослав, 2009г Павлюк Виктория. Это меня натолкнуло на мысль, работать с ребятами, увлеченными математикой.

С 2008-2009 года  являюсь руководителем   группы  «Коллективный ученик ОЛ ВЗМШ», в 2009-2010 2 группы  «Коллективный ученик ОЛ ВЗМШ». ОЛ ВЗМШ – это Открытый лицей Всероссийской заочной многопредметной школы. Наверное, все слышали о такой школе. Я и сама училась в  заочной физико-математической школе при Московском государственном университете. Помню, что учиться было сложно,  самостоятельно приходилось изучать и разбирать много тем. Но зато сколько радости было, когда  работы оценивались хорошими и отличными отметками. Решила попробовать учиться со своими учениками.

Не секрет, что одна из главных причин затруднений учащихся, испытываемых при решении задач, заключается в том, что математические задачи из учебника, как правило, ограничены одной темой. Их решение требует от учащихся  знаний, умений и навыков по какому-нибудь одному вопросу программного материала. Самостоятельный поиск метода решения таких задач  учащимися при этом минимизирован.

Основые цели и задачи:

  • Индивидуальная работа с каждым, кто желает учиться, но лишен возможности получить руководство в занятиях от педагогов и семьи
  • Выявление талантливой молодежи и оказание помощи в ликвидации разрыва между школьным образованием и уровнем подготовки, необходимым для поступления в ВУЗ
  • Развитие интереса и самостоятельности мышления, предоставление возможности учащимся углубленно заниматься математикой
  • Совершенствование системы дополнительного образования
  • Создание и развитие новых образовательных технологий
  • Помощь школе в повышении общего уровня преподавания

Программа математического отделения Открытого лицея строится на том, чтобы, вспоминая изученный материал, посмотреть на него другими глазами и увидеть то, что нельзя было увидеть при первом знакомстве.

Задания, предлагаемые ОЛ ВЗМШ, дают возможность продемонстрировать богатство и разнообразие математики, подвести учеников к «открытию» математических фактов, поиску красивых решений. В заданиях есть простые, но красивые задачи, а есть и такие, над которыми можно ломать голову несколько часов и несколько дней.

Как мы работаем.  Мы получаем задания из Заочной школы и начинаем с разбора теоретического материала и опорных задач. Для закрепления разбираем решение задач, аналогичные контрольным.  А потом каждый лицеист  получает задания из контрольной работы и записывает его решение в тетрадь.   Я тетрадь не проверяю, мы ее сразу отправляем на проверку. И после возвращения тетради с оценкой,  разбираем допущенные ошибки.

При обучении мы пользуемся следующими пособиями:

  • И.М. Гельфанд, А.Х.Шень «Алгебра»;
  • А.В.Спивак «Тысяча и одна задача по математика»,
  • А.В.Спивак «Математический кружок» 6-7 класс
  • С.Л.Табачников «Многочлены»;
  • В.Л. Гутенмахер «Системы линейных уравнений»;
  • В.Н.Шандер «Уравнения и неравенства»;
  • Л.Г.Серебренникова «Планиметрия».

Все книги написаны понятным, доступным  языком, читаются легко, содержат разобранные задачи. Но та как количество пособий (на прямую связано с финансовой точке зрения) всего 3, то приходиться выкручиваться. И  мне  на помощь пришел  ИНТЕРНЕТ (хотя связь  с кураторами групп  с Елена Яковлевна Скворцова и Екатерина Евгеньевна Пушкарь  и консультации я осуществляю с помощью ИНТЕРНЕТа), точнее  обучающий  интерактивный курс.
Интерактивный обучающий курс по математике состоит:

  • Учебные программы.
  • Лекционный курс.
  • Курс практических занятий.
  • Тесты для проверке, самопроверке.
  • Библиография.

Это то, что мне нужно. Для написания лекции , того теоретического материала, который я получаю не достаточно, необходима работа с другими источниками, снова «выручает» ИНТЕРНЕТ.

Лекционный курс составлен мною по темам, которые  заявлены по программе ОЛ ВЗМШ. (Разработаны 2 темы) и размещены на  сайте школы.
1 курс:

  • Занимательные задачки (2 задания)
  • Двоичная система счисления
  • Дроби
  • Проценты
  • Принцип Дирихле

2 курс:

  • Многочлены. Действия над многочленами. Рациональные функции
  • Планиметрия. Треугольники
  • Корни многочлена. Разложения многочленов на множители
  • Геометрия. Окружности
  • Системы линейных уравнений
  • Квадратный трехчлен. Квадратное уравнение. Формулы Виета
  • Подобные треугольники
  • Графики многочленов и рациональных функций.

Для  курса практических занятий использую задания из учебника, пособиях и контрольные задания.

Тесты  для проверки, использую уже составленные или составляю сама.

Ребята, мои лицеисты, могут работать в информационно-ресурсном центре в течение недели, а по субботам  на занятии мы разбираем непонятные теоретические  вопросы, прорешиваем сложные задания и задания, которые  «не получились».

Ответственный  – оформляет в отдельную тетрадь решение и передает другим ребятам для дальнейшего оформления.

С введением профильных и элективных курсов возрастает потребность в использовании богатейшего опыта ВЗМШ.

Подключившись к сети Интернет, ВЗМШ уже сейчас существенно расширила свои возможности. Но, к сожалению, компьютер есть далеко не в каждой школе (не говоря уже о каждой семье), тем более подключенный к Интернет. Когда подключенные к всемирной паутине компьютеры перестанут быть экзотикой, ВЗМШ приобретет новое качество. Но и сейчас, пользуясь старым «дедовским» способом – обыкновенной перепиской, ВЗМШ играет роль мощного социального регулятора, не на словах, а на деле создавая равные стартовые возможности для всех, кто хочет получить образование высшей пробы и продолжить его после средней школы.

На отделении математики теперь можно обучаться с 7-го класса. Для этих учеников специально разрабатывалась программа, создавались новые пособия. Успехи наших учащихся подтвердили правоту «спуска» к младшему возрасту. Ищутся пути наиболее яркого, интересного, в тоже время – максимально подходящего по возрасту и развитию, полезного курса.
Все это позволит более эффективному выбору направления интересов детей в старших классах. При этом, естественно, математическое отделение вовсе не предполагает, что все, кто учится на нем обязательно в математику. Ведь математика – база для изучения практически всех наук, и математическая основа образования – прочный фундамент для изучения любого предмета.

При этом математическое отделение оставляет учащимся возможность поступить на любой курс.

Литература:

1. Алгебра 7, 8 класс  под редакцией  Ш.А.Алимова, С.А.Теляковского, Н.Я.Виленкина.
2. Пособия ОЛ ВЗМШ.
3. Интернет-ресурсы:  сайт Открытый урок 1 сентября, математическое отделение ОЛ ВЗМШ, фестиваль исследовательских работ «Портфолио» и другие.

Приложение 1