Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательней.
Б. Паскаль
Успех обучения математике, как к любому предмету, обусловлен наличием интереса к ней. А интерес к ней – это мощная сила в обучении. Это сила, которая заставляет учиться, заниматься исследовательской деятельностью, расширять свой кругозор.
Мне очень близки слова американского математика Д. Пойа: «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». Вот про такие маленькие трюки есть и у меня.
В 2007-2008, 2008-2009 в 5-6-х классах вела курс «Наглядная геометрия» по учебнику И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганживой. Занятия проходили 1 раз в неделю на математическом кружке. В занимательной форме давала начальные геометрические понятия и определения, ребята знакомились с геометрическими фигурами и телами. Но занятия кружка не похожи на уроки, потому что здесь ребята играют в разные геометрические игры: пентамимо, стомахион. Ребята знакомятся с многогранниками, делают их развертки, а потом склеивают их, получая при этом красивые многогранники.
Данный курс развивает геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер. Кроме того, это и пропедевтика геометрии. Ребята в 7-м классе идут на уроки без тревоги, для них геометрия – яркий праздник, увлекательные занятия.
Мои ученики участвовали в Межрегиональной физико-математической олимпиаде «Авангард», призерами стали 2007 г Лисицын Ярослав, 2009г Павлюк Виктория. Это меня натолкнуло на мысль, работать с ребятами, увлеченными математикой.
С 2008-2009 года являюсь руководителем группы «Коллективный ученик ОЛ ВЗМШ», в 2009-2010 2 группы «Коллективный ученик ОЛ ВЗМШ». ОЛ ВЗМШ – это Открытый лицей Всероссийской заочной многопредметной школы. Наверное, все слышали о такой школе. Я и сама училась в заочной физико-математической школе при Московском государственном университете. Помню, что учиться было сложно, самостоятельно приходилось изучать и разбирать много тем. Но зато сколько радости было, когда работы оценивались хорошими и отличными отметками. Решила попробовать учиться со своими учениками.
Не секрет, что одна из главных причин затруднений учащихся, испытываемых при решении задач, заключается в том, что математические задачи из учебника, как правило, ограничены одной темой. Их решение требует от учащихся знаний, умений и навыков по какому-нибудь одному вопросу программного материала. Самостоятельный поиск метода решения таких задач учащимися при этом минимизирован.
Основые цели и задачи:
- Индивидуальная работа с каждым, кто желает учиться, но лишен возможности получить руководство в занятиях от педагогов и семьи
- Выявление талантливой молодежи и оказание помощи в ликвидации разрыва между школьным образованием и уровнем подготовки, необходимым для поступления в ВУЗ
- Развитие интереса и самостоятельности мышления, предоставление возможности учащимся углубленно заниматься математикой
- Совершенствование системы дополнительного образования
- Создание и развитие новых образовательных технологий
- Помощь школе в повышении общего уровня преподавания
Программа математического отделения Открытого лицея строится на том, чтобы, вспоминая изученный материал, посмотреть на него другими глазами и увидеть то, что нельзя было увидеть при первом знакомстве.
Задания, предлагаемые ОЛ ВЗМШ, дают возможность продемонстрировать богатство и разнообразие математики, подвести учеников к «открытию» математических фактов, поиску красивых решений. В заданиях есть простые, но красивые задачи, а есть и такие, над которыми можно ломать голову несколько часов и несколько дней.
Как мы работаем. Мы получаем задания из Заочной школы и начинаем с разбора теоретического материала и опорных задач. Для закрепления разбираем решение задач, аналогичные контрольным. А потом каждый лицеист получает задания из контрольной работы и записывает его решение в тетрадь. Я тетрадь не проверяю, мы ее сразу отправляем на проверку. И после возвращения тетради с оценкой, разбираем допущенные ошибки.
При обучении мы пользуемся следующими пособиями:
- И.М. Гельфанд, А.Х.Шень «Алгебра»;
- А.В.Спивак «Тысяча и одна задача по математика»,
- А.В.Спивак «Математический кружок» 6-7 класс
- С.Л.Табачников «Многочлены»;
- В.Л. Гутенмахер «Системы линейных уравнений»;
- В.Н.Шандер «Уравнения и неравенства»;
- Л.Г.Серебренникова «Планиметрия».
Все книги написаны понятным, доступным
языком, читаются легко, содержат разобранные
задачи. Но та как количество пособий (на прямую
связано с финансовой точке зрения) всего 3, то
приходиться выкручиваться. И мне на помощь
пришел ИНТЕРНЕТ (хотя связь с кураторами
групп с Елена Яковлевна Скворцова и Екатерина
Евгеньевна Пушкарь и консультации я
осуществляю с помощью ИНТЕРНЕТа), точнее
обучающий интерактивный курс.
Интерактивный обучающий курс по математике
состоит:
- Учебные программы.
- Лекционный курс.
- Курс практических занятий.
- Тесты для проверке, самопроверке.
- Библиография.
Это то, что мне нужно. Для написания лекции , того теоретического материала, который я получаю не достаточно, необходима работа с другими источниками, снова «выручает» ИНТЕРНЕТ.
Лекционный курс составлен мною по
темам, которые заявлены по программе ОЛ ВЗМШ.
(Разработаны 2 темы) и размещены на сайте
школы.
1 курс:
- Занимательные задачки (2 задания)
- Двоичная система счисления
- Дроби
- Проценты
- Принцип Дирихле
2 курс:
- Многочлены. Действия над многочленами. Рациональные функции
- Планиметрия. Треугольники
- Корни многочлена. Разложения многочленов на множители
- Геометрия. Окружности
- Системы линейных уравнений
- Квадратный трехчлен. Квадратное уравнение. Формулы Виета
- Подобные треугольники
- Графики многочленов и рациональных функций.
Для курса практических занятий использую задания из учебника, пособиях и контрольные задания.
Тесты для проверки, использую уже составленные или составляю сама.
Ребята, мои лицеисты, могут работать в информационно-ресурсном центре в течение недели, а по субботам на занятии мы разбираем непонятные теоретические вопросы, прорешиваем сложные задания и задания, которые «не получились».
Ответственный – оформляет в отдельную тетрадь решение и передает другим ребятам для дальнейшего оформления.
С введением профильных и элективных курсов возрастает потребность в использовании богатейшего опыта ВЗМШ.
Подключившись к сети Интернет, ВЗМШ уже сейчас существенно расширила свои возможности. Но, к сожалению, компьютер есть далеко не в каждой школе (не говоря уже о каждой семье), тем более подключенный к Интернет. Когда подключенные к всемирной паутине компьютеры перестанут быть экзотикой, ВЗМШ приобретет новое качество. Но и сейчас, пользуясь старым «дедовским» способом – обыкновенной перепиской, ВЗМШ играет роль мощного социального регулятора, не на словах, а на деле создавая равные стартовые возможности для всех, кто хочет получить образование высшей пробы и продолжить его после средней школы.
На отделении математики теперь можно обучаться
с 7-го класса. Для этих учеников специально
разрабатывалась программа, создавались новые
пособия. Успехи наших учащихся подтвердили
правоту «спуска» к младшему возрасту. Ищутся
пути наиболее яркого, интересного, в тоже время –
максимально подходящего по возрасту и развитию,
полезного курса.
Все это позволит более эффективному выбору
направления интересов детей в старших классах.
При этом, естественно, математическое отделение
вовсе не предполагает, что все, кто учится на нем
обязательно в математику. Ведь математика – база
для изучения практически всех наук, и
математическая основа образования – прочный
фундамент для изучения любого предмета.
При этом математическое отделение оставляет учащимся возможность поступить на любой курс.
Литература:
1. Алгебра 7, 8 класс под редакцией Ш.А.Алимова,
С.А.Теляковского, Н.Я.Виленкина.
2. Пособия ОЛ ВЗМШ.
3. Интернет-ресурсы: сайт Открытый урок 1
сентября, математическое отделение ОЛ ВЗМШ,
фестиваль исследовательских работ «Портфолио» и
другие.