Цели: систематизировать и расширять знания учащихся по истории Татарстана и татарского народа
Задачи:
- Образовательные:
- совершенствовать общие умения творческой и познавательной активности учащихся;
- совершенствовать умения доказывать свое мнение;
- формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве;
- формирование у учащихся понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России, Татарстана и мира.
- Развивающая:
- расширить кругозор учащихся;
- развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки школьников;
- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывающая:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине;
- воспитывать уважение к своему родному городу Казани;
- толерантное восприятие культур народов, проживающих в Татарстане.
Форма: игра-аукцион.
Оборудование:
- компьютер и проектор;
- игровое табло;
- жетоны с цифрами баллов;
- столы и стулья;
- таблички с названиями команд;
- листки учета;
- вопросы для зрителей;
- вопросы для команд участников в разных номинациях: "Исторический портрет", "Улицы нашего города", "Историческая география", "Культура".
- выставка литературы
Условия и порядок проведения игры:
- По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.
- После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибается, и ход переходит другой команде.
- Время на обдумывание ответа – 1 минута.
- Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.
- Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.
- Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.
Предусматривается игра с болельщиками.
Подготовительный этап: Команды-участники готовят компьютерную презентацию (визитная карточка).
План проведения:
1. Сообщение цели игры, объяснение
правил
2. Презентация команд-участников
(визитная карточка)
3. Заполнение через участие в игре
командами игрового поля (игровое лото)
4. Игра со зрителями
5. Подведение итогов
6. Награждение победителей и
активных зрителей
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Цицерон говорил: «История –
свидетельница веков, факел истины, душа памяти,
наставница жизни».
Знать историю необходимо, чтобы лучше
понимать общество, в котором живешь и предвидеть
возможные изменения в будущем, чтобы уметь
разбираться в текущих событиях, не становясь
заложниками предвзятых суждений и скороспелых
выводов.
Вы должны показать, насколько хорошо изучили
историю Татарстана и татарского народа.
Оценивать ваши знания будет строгое, но
справедливое жюри (представление жюри).
А теперь познакомимся с участниками конкурса
(приветствие команд)
Начинаем игру.
Игровое табло
Баллы |
Номинации |
|||
"Исторический портрет" |
"Улицы нашего города" |
"Историческая география" |
"Культура" |
|
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Вопросы для номинации "Исторический портрет":
10 В молодости его звали Тимучин. Перед
смертью свою империю разделил на 3 части и отдал
своим сыновьям. (Чингисхан)
25 В российскую историю вошел как «отец
русских поэтов». Приехал в Казань 1773 г. В его
честь в Казани был открыт бронзовый памятник.
(Г.Р. Державин)
50 Назовите имя императора по указу
которого Россия была разделена на 8 губерний.
Одной из самых больших считалась Казанская
губерния (Петр 1)
75 Автор Моабитских тетрадей. Казнен
фашистами 25 августа 1944 г. в тюрьме Плетцензее.
(Мусса Джалиль)
100 Гимн Татарстана имеет не только
музыкальное, но и государственное значение.
Назовите автора данного произведения. (Р. Яхин)
Вопросы для номинации "Улицы нашего города":
10 Эта улица носит имя легендарного
человека, которого не сломили пытки в застенках
гестапо. Генерал армии был превращен в глыбу
льда, но не выдал планов Советского командования.
(ул. Карбышева)
25 Название этой улицы менялось
неоднократно, в зависимости от исторической
эпохи и политических приоритетов, на ней
находится очень интересное здание, бывшие
торговые ряды, называвшиеся "Пассажем". (ул.
Кремлевская)
50 Фамилией какой легендарной летчицы
названа данная улица? (ул. Сыртлановой)
75 Назовите улицы на пересечении которых
находится памятник русской архитектуры начала 20
в. дом купца Л.В. Кекина (Горького – Галактионова
№ 8/9)
100 Покровская улица была продолжением
Грузинской. Приобретала это название сразу же за
Театральной площадью и, лишь приближаясь к
Кремлю, переходила в улицу Воздвиженскую. Сейчас
все три улицы объединены общим названием. Каким? (ул.
Карла Маркса)
Вопросы для номинации «Историческая география»:
10 Тюркское племя, стоящее близко к
хазарам. До 10 в. Кочевали у каспийского моря. В
середине 11 в. На их месте встречается новое
племенное образование половцы. Назовите это
тюркское племя. (печенеги)
25 Какие народы составляли основную
массу населения Золотой Орды. (тюркские народы)
50 Это государство современники
называли по-разному: арабы – государством Дашт –
и – Кыпчак, русские – Ордой, а татары? (Улус
Джучи или Золотая Орда)
75 С какими 3 областями РФ граничит РТ
(Ульяновская, Самарская, Оренбургская)
100 На территории Татарстана протекают 4
крупные реки России. Какие? (Волга, Кама, Вятка,
Белая)
Вопросы для номинации «Культура»:
10 Назовите автора литературного
произведения «Хосров и Ширин» (1342 г.) (Котби)
25 Назовите архитектурно-строительные
памятники Великих Булгар (Соборная мечеть,
Восточный и северный мавзолей, Красная и Белая
палаты, ханская усыпальница)
50 Назовите имя великого русского
художника-пейзажиста жившего в уездном городе
Елабуга (И. Шишкин)
75 Какое учебное заведение было открыто
в Казани 1804 году. (Казанский императорский
университет)
100 Назовите Собор построенный в честь
посещения Пертом 1 в Казани. (Петропавловский
Собор)
Вопросы для зрителей:
- Этот город был столицей Казанского Ханства
- Как называлось первая казанская газета
- В каком восстании 17 в. в России народы Поволжья приняли участие
- Назовите известных ученых не менее 5, живших в разное время в Казани.
- Назовите объекты Универсиады, построенные в Казани к 2013г.
Итоговая таблица команд-участников исторического аукциона «По страницам истории Татарстана»
Команды-участники |
Номинации |
Итог | Место | ||||
"Исторический портрет" | "Улицы нашего города" | "Историческая география" | "Культура" | Болельщики | |||
Команда 1 | |||||||
Команда 2 | |||||||
Команда 3 |
Подведение итогов
Команда-победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются: из количества очков, заработанных участниками и из количества очков, полученных болельщиками. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно и отмечает тех, кто отличился на всех этапах проведения игры.
Использованная литература:
1. Фахрутдинов Р.Г. История татарского
народа и Татарстана. Казань: Магариф, 1995.
2. Султанбеков Б.Ф. и др. История
Татарстана: учебное пособие для основной школы.
Казань: ТаРИХ, 2001.
3. Аминов А.М. История татарского народа и
Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Казань:
Магариф, 2000.
4. Фокеева И.М. Национально-региональный
компонент исторического образования.
Методическое пособие для учителя. Казань:
Татарское республиканское издательство «Хэтер»
(ТаРИХ), 2003.
5. Журнал «Преподавание истории в школе», 2000, № 2.