Цели урока:
- Сформировать представление о свете, искусственных и естественных источниках света;
- На конкретных примерах показать роль света в жизни человека, животных, растений, показать связь физики с поэзией;
- Развивать интерес к предмету;
- Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.
Демонстрации:
- Призентация на тему “Источники света”.
- Тепловое действие света.
- Получение тени и полутени.
Оборудование:
Приложение (фрагменты стихотворений, загадок, поговорок), две стеклянные бутылки, бумага плотная чёрная, белая; две литровые банки с водой; электрическая лампа, свеча, спички.
Тип урока:
изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент (постановка целей урока) (слайд 1)
2. Формирование новых понятий. Объяснение новой темы.
“Солнышко моё, звёздочка моя” говорим мы близким людям.
“Блеснул умом и эрудицией” говорят об очень удачном выступлении ученика. Вот и мы с вами сегодня блеснём своими знаниями.
Мы начинаем изучать раздел “Оптика”.
Оптика раздел физики, изучающий световые явления. В переводе с греческого означает “видимое”.
Ещё в глубокой древности люди интересовались природой света.
Какие природные световые явления вы знаете? (ответы учащихся)
Свет – удивительное, самое замечательное природное явление.
Многие поэты и писатели в своих произведениях описывали это явление, которое в физике обобщено в виде сухих законов, формул, понятий. Попробуйте взглянуть на эти законы с другой, лирической стороны, глазами поэтов.
(Демонстрируются различные источники света, показ сопровождается чтением учителя различных стихов)
1. Горящая лучина. (слайд 2)
2. Горящая свеча. (слайд 3)
Свеча давно стала символом жизни, а также символом бессмертия
3.Спичка. (слайд 4)
4.Электрическая лампа. (слайд 5)
5.Солнце главный источник света на Земле. (слайд 6)
6.Луна. (слайд 7)
7.Звезда. (слайд 8)
8.Молния
9.Светлячок.
А теперь заполним обобщающую таблицу
Источники света.
Естественные Искусственные
Тепловые Люминесцентные
Скорость света
В вакууме - 300000 км/с
В воздухе - 299711 км/с
В воде - 225000 км/с
В стекле - 200000 км/с
Действие света:
- Химическое (загар)
- Тепловое
- Биологическое (фотосинтез)
- Механическое
Наблюдение теплового действия света.
Возьмите две стеклянные бутылки, оберните плотной бумагой, одну – белой, другую – чёрной. Установите их в литровые банки с водой. Поместите между банками электрическую лампу.
При освещении светом из бутылки, обёрнутой тёмной бумагой будут выходить пузырьки воздуха (воздух, нагреваясь, расширяется).
Формирование понятия “световой луч” (слайд 9 )
Максим Горький в своих воспоминаниях рассказывал:
“Я видел, как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался – совершенно безуспешно – надеть его на голову вместе со шляпой”.
Великие математики древности – Евклид, Птолемей и др. на основе представления о зрительных лучах, исходящих из глаз, создали теорию отражения света и положили начало геометрической оптике, сохранившей значение и для нас. И хотя законы были сформулированы на основе ошибочных представлений о зрительном луче, это не было грубой ошибкой.
Сегодня известно, что можно получить узкие пучки света при помощи экранов с небольшими отверстиями.
Световой луч – это линии, вдоль которой распространяется световая энергия.
Знакомство с особенностями прямолинейного распространения света.
Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Доказательством этого закона служит образование тени. Вспомните детскую загадку: “Ты за ней – она от тебя. Ты от неё – она за тобой”.
Тень – это пространство, в которое не попадает световая энергия. В космических масштабах тень можно наблюдать при солнечных и лунных затмениях. (слайд 10 )
Демонстрация образование тени и полутени.
3. Формирование новых умений
Индивидуальная работа. Учащиеся получили задания в виде тестов, в которых учитывался уровень подготовки ребят. После того, как они сдали на проверку свои ответы, были проговорены вслух правильные ответы на вопросы теста. В это время слабоуспевающие дети выполняют задание, где необходимо выбрать правильную классификацию источников света. Их работу проверяет весь класс.
Карточки для заполнения учащимися:
Фамилия……
Вопрос | Ответы | Вопрос | Ответы |
1 | 5 | ||
2 | 6 | ||
3 | 7 | ||
4 | 8 | ||
Выбери к каждому вопросу правильные ответы (на один вопрос может быть больше одного ответа). Например, если на первый вопрос считаешь правильными ответы под номером 3 и 5, то записывай так: 1 (3,5), если правильного ответа нет, то 1 (-).
ВОПРОС | ОТВЕТ |
|
1.Свет падал слева, чтобы не образовывалась тень. |
источники света |
2. При нагревании происходит процесс испарения жидкости. |
источники света |
3.При их освещении источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет своё направление и попадает в глаза. |
|
4. Лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ. |
|
5. Источником видимого света |
|
6. Экран компьютера, электрическая лампа, фонарик. |
|
7. Светлячок, гнилушка, молния. |
|
8. Называют оптикой |
9. Потому что внимательно смотрим. | |
10. Искусственным источником | |
11.Плитка, кипятильник, телеграф. | |
12.Пламя свечи, дуга при электросварке. |
Карточки для слабоуспевающих:
Классифицировать следующие источники света: солнце, молния, свеча, спичка, звезда, полярное сияние, светлячок, лучина, монитор компьютера, бенгальские огни, фонарик.
4. Домашнее задание.
П. 63, составить кроссворд о световых явлениях и источниках света.