Цели и задачи:
- Развивающие
- Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные знания.
- Продолжить развивать умение выделять главное при работе с различными источниками информации.
- Умения показывать на карте границы края, пограничные краю республики и области.
- Воспитательные:
- Создать условия для повышения интереса к изучению родного края;
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой край, Родину.
Оборудование:
политико-административная карта Российской Федерации, карта Красноярского края, атлас Красноярского края и республики Хакасия, справочно-информационный материал, учительская презентация.Методы и формы учебной деятельности:
- Фронтальная работа по определению географического положения Красноярского края.
- Беседа на основе анализа карт различного содержания, учебных картин.
- Составление таблицы.
- Сообщение учащихся.
- Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.
Практическая работа
: Определение географических координат крайних точек Красноярского края и его протяжённости с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. Нанесение на контурную карту крайних точек края, границы края и соседних областей и республик.Опорные знания и умения:
описание географического положения страны по типовому плану, особенности ГП России, определение по карте направлений и расстояния между точками в градусах и километрах.Ход урока
I. Организационный момент
.II. Изучение нового материала
.1).
Вступительное слово учителя. Фотографии с видами природы Красноярского края."Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем лучше знаю".
Юрий Константинович Ефремов.
– Понять особенности природы и жизни людей различных стран возможно только путем сравнения с тем, что вам близко и знакомо. Таким близким и доступным для изучения является родной край. – С чего начинается Родина? Что для вас означает “родной край”, какой образ рисуется в вашем воображении, когда мы говорим “наш край”? Попробуйте описать (ответы учащихся). – С чего начинается изучение любой территории, государства? Правильно, с описания географического положения. Вспомните план, по которому дается характеристика географического положения страны, географического района (после ответов учащихся открывается слайд№3 с планом характеристики географического положения) – Откройте тетради, запишите тему урока: “Географическое положение Красноярского края”.
2. Особенности физико-географического положения края. (Приложение 1, слайд №4)
– Откройте административную карту Российской Федерации. Найдите на ней Красноярский край.Задание 1.
Используя типовой план характеристики ГП страны, определите географическое положение Красноярского края. Определите широту крайних материковых точек северной и южной, протяженность с севера на юг и запада на восток. (Ответы учащихся).– Красноярский край расположен в Азиатской части Российской Федерации и занимает центральное географическое положение в стране с координатами 510 48' и 770 41' северной широты. На севере Красноярский край омывается водами двух морей Северного Ледовитого океана: Карским и Лаптевых. Мыс Челюскина – крайняя полярная оконечность Евразии и самая северная точка России и материковых частей планеты. (Записать в тетрадь.) На юге границей Красноярского края служат горы Западного и Восточного Саяна и Кузнецкого Алатау. На востоке граница нашего края идёт по Средне-Сибирскому плоскогорью. За рубежом южным пределам края соответствуют широты Варшавы, Лондона, центральных районов Канады. Протяженность с севера на юг около 3000 км. С запада на восток его протяженность в северной части 1250 км, вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали – 650 км. На территории края в окрестностях оз. Виви расположен географический центр России. На юге находится близко к географическому центру огромной части света Азия (г. Кызыл).
Задание 2. Определите расстояние до значимых для края объектов.
От Красноярска до: |
Направление (азимут) |
Расстояние (км) |
г.Москва | На запад | |
Мыс. Челюскин | На север | |
Озеро Виви | На север | |
Г.Кызыл | На юге | |
Г. Владивосток | На восток |
3. Соседи Красноярского края.
Задание №3. Работа с картой. Назовите и покажите на карте (слайд №19), с какими субъектами РФ граничит Красноярский край.– Красноярский край граничит с семью субъектами Российской Федерации: четыре области и три республики (записать в таблицу в тетради)
Стороны горизонта |
Субъекты РФ |
На западе и юго-западе | Тюменская, Томская и Кемеровская области и республика Хакассия. |
На севере | Омывается морями Северного Ледовитого океана: Карским и морем Лаптевых |
На востоке и юго-востоке | Республики Саха (Якутия), Иркутская область. |
На юге | Республика Тыва. |
По занимаемой площади – 2339,7 тыс. км2 (1/7 часть России) – Красноярский край уступает в Российской Федерации только Республике Саха (Якутия) и равновелик половине европейской части страны. Территория нашего края вытянута с юга на север и имеет огромную площадь. Поэтому его отличает поразительное разнообразие природных условий: на его территории есть почти все климатические пояса и природные зоны России – степи и лесостепи, тайга, лесотундра, тундра и арктические пустыни
III. Сообщения учащихся.
История освоения и заселения территории Красноярского края (сообщение заранее подготовленного ученика).
IV. Закрепление
.1-й вариант
. Задание краеведческого характера. Дайте характеристику географического положение города Красноярска, используя карты атласа и план (устно).2-й вариант
. Практическая работа.Работа с контурной картой Красноярского края (приложение 2) 1). Обведите красным цветом границу Красноярского края. 2). Отметьте крайние северную и южную точки края, подпишите их координаты. 3). Используя таблицу, заполненную на уроке, подпишите пограничные районы области, республики, с которыми граничит наш край. 4). Определить протяженность в градусах и километрах с севера на юг по 90° в.д, и с запада на восток по 60° с.ш.
V. Итоги. Рефлексия.
Вопросы и задания по теме:
Оценки ученикам, активно работающим на уроке.
VI. Домашнее задание
.Повторить учебный материал. Доделать работу на контурной карте. Знать и уметь показывать на карте области и республики, граничащие с Красноярским краем.
Приложения:
Приложение № 2. Контурная карта Красноярского края.
Некоторые сведения о Красноярском крае.
Красноя?рский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа, расположен в центральной части Сибири, административный центр — город Красноярск.
Красноярский край образован 7 декабря 1934 года.
Территория Красноярского края составляет 2339,7 тыс. км2 – 13,7 % территории Российской Федерации. Край занимает второе место в РФ по площади территории (после Республики Саха (Якутия). Протяженность края с севера на юг – более 3 тысяч километров. Расстояние от Красноярска до Москвы – 3955 км.
Численность потоянного населения Красноярского края 2 893 926 тысяч человек (по состоянию на 1 января 2010 года), плотность – 1,22 чел./км
Краевой центр – город Красноярск, год основания – 1628, занимаемая площадь – 348 кв. км, численность постоянного населения на 1 января 2010 г. – 962,5 тыс. человек.
Красноярский край граничит с Тюменской, Томской, Кемеровской, Иркутской областями, Республиками Хакасия, Тыва, Саха (Якутия).
В крае протекает самая многоводная река России – Енисей.
Природно–климатические условия на большей территории края характеризуются резко континентальным климатом.
Средняя температура января на севере края -360, на юге -180 С , средняя температура июля на севере +100 С и +200 С – на севере.
Средняя сумма осадков за год 316 мм, в предгорьях Саян 600-1000 мм. Снежный покров на большей части территории устанавливается в начале ноября и сходит к концу марта.