Географическое положение Красноярского края

Разделы: География


Цели и задачи:

  1. Образовательные:
  • Изучить главные черты географического положения Красноярского края и их влияния на природу;
  • Содействовать формированию у учащихся представления об особенностях ГП Красноярского края;
  • Дать знания о границах края и соседях – субъектах федерации;
  1. Развивающие
  • Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные знания.
  • Продолжить развивать умение выделять главное при работе с различными источниками информации.
  • Умения показывать на карте границы края, пограничные краю республики и области.
  1. Воспитательные:
  • Создать условия для повышения интереса к изучению родного края;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой край, Родину.

Оборудование: политико-административная карта Российской Федерации, карта Красноярского края, атлас Красноярского края и республики Хакасия, справочно-информационный материал, учительская презентация.

Методы и формы учебной деятельности:

  1. Фронтальная работа по определению географического положения Красноярского края.
  2. Беседа на основе анализа карт различного содержания, учебных картин.
  3. Составление таблицы.
  4. Сообщение учащихся.
  5. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

Практическая работа: Определение географических координат крайних точек Красноярского края и его протяжённости с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. Нанесение на контурную карту крайних точек края, границы края и соседних областей и республик.

Опорные знания и умения: описание географического положения страны по типовому плану, особенности ГП России, определение по карте направлений и расстояния между точками в градусах и километрах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1).Вступительное слово учителя. Фотографии с видами природы Красноярского края.

"Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем лучше знаю".
Юрий Константинович Ефремов.

– Понять особенности природы и жизни людей различных стран возможно только путем сравнения с тем, что вам близко и знакомо. Таким близким и доступным для изучения является родной край. – С чего начинается Родина? Что для вас означает “родной край”, какой образ рисуется в вашем воображении, когда мы говорим “наш край”? Попробуйте описать (ответы учащихся). – С чего начинается изучение любой территории, государства? Правильно, с описания географического положения. Вспомните план, по которому дается характеристика географического положения страны, географического района (после ответов учащихся открывается слайд№3 с планом характеристики географического положения) – Откройте тетради, запишите тему урока: “Географическое положение Красноярского края”.

2. Особенности физико-географического положения края. (Приложение 1, слайд №4) – Откройте административную карту Российской Федерации. Найдите на ней Красноярский край.

Задание 1. Используя типовой план характеристики ГП страны, определите географическое положение Красноярского края. Определите широту крайних материковых точек северной и южной, протяженность с севера на юг и запада на восток. (Ответы учащихся).

– Красноярский край расположен в Азиатской части Российской Федерации и занимает центральное географическое положение в стране с координатами 510 48' и 770 41' северной широты. На севере Красноярский край омывается водами двух морей Северного Ледовитого океана: Карским и Лаптевых. Мыс Челюскина – крайняя полярная оконечность Евразии и самая северная точка России и материковых частей планеты. (Записать в тетрадь.) На юге границей Красноярского края служат горы Западного и Восточного Саяна и Кузнецкого Алатау. На востоке граница нашего края идёт по Средне-Сибирскому плоскогорью. За рубежом южным пределам края соответствуют широты Варшавы, Лондона, центральных районов Канады. Протяженность с севера на юг около 3000 км. С запада на восток его протяженность в северной части 1250 км, вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали – 650 км. На территории края в окрестностях оз. Виви расположен географический центр России. На юге находится близко к географическому центру огромной части света Азия (г. Кызыл).

Задание 2. Определите расстояние до значимых для края объектов.

От Красноярска до:

Направление (азимут)

Расстояние (км)

г.Москва На запад  
Мыс. Челюскин На север  
Озеро Виви На север  
Г.Кызыл На юге  
Г. Владивосток На восток  

3. Соседи Красноярского края. Задание №3. Работа с картой. Назовите и покажите на карте (слайд №19), с какими субъектами РФ граничит Красноярский край.

– Красноярский край граничит с семью субъектами Российской Федерации: четыре области и три республики (записать в таблицу в тетради)

Стороны горизонта

Субъекты РФ

На западе и юго-западе Тюменская, Томская и Кемеровская области и республика Хакассия.
На севере Омывается морями Северного Ледовитого океана: Карским и морем Лаптевых
На востоке и юго-востоке Республики Саха (Якутия), Иркутская область.
На юге Республика Тыва.

По занимаемой площади – 2339,7 тыс. км2 (1/7 часть России) – Красноярский край уступает в Российской Федерации только Республике Саха (Якутия) и равновелик половине европейской части страны. Территория нашего края вытянута с юга на север и имеет огромную площадь. Поэтому его отличает поразительное разнообразие природных условий: на его территории есть почти все климатические пояса и природные зоны России – степи и лесостепи, тайга, лесотундра, тундра и арктические пустыни

III. Сообщения учащихся.

История освоения и заселения территории Красноярского края (сообщение заранее подготовленного ученика).

IV. Закрепление.

1-й вариант. Задание краеведческого характера. Дайте характеристику географического положение города Красноярска, используя карты атласа и план (устно).

2-й вариант. Практическая работа.

Работа с контурной картой Красноярского края (приложение 2) 1). Обведите красным цветом границу Красноярского края. 2). Отметьте крайние северную и южную точки края, подпишите их координаты. 3). Используя таблицу, заполненную на уроке, подпишите пограничные районы области, республики, с которыми граничит наш край. 4). Определить протяженность в градусах и километрах с севера на юг по 90° в.д, и с запада на восток по 60° с.ш.

V. Итоги. Рефлексия.

Вопросы и задания по теме:

  1. Назовите особенности физико-географическое положения Красноярского края.
  2. Название и дата основания краевого центра.
  3. По карте России или Красноярского края показать, с какими областями и республиками граничит край.
  4. Какой географический центр находится на территории края?

Оценки ученикам, активно работающим на уроке.

VI. Домашнее задание.

Повторить учебный материал. Доделать работу на контурной карте. Знать и уметь показывать на карте области и республики, граничащие с Красноярским краем.

Приложения:

Приложение № 1. Презентация

Приложение № 2. Контурная карта Красноярского края.

Некоторые сведения о Красноярском крае.

Красноя?рский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа, расположен в центральной части Сибири, административный центр — город Красноярск.

Красноярский край образован 7 декабря 1934 года.

Территория Красноярского края составляет 2339,7 тыс. км2 – 13,7 % территории Российской Федерации. Край занимает второе место в РФ по площади территории (после Республики Саха (Якутия). Протяженность края с севера на юг – более 3 тысяч километров. Расстояние от Красноярска до Москвы – 3955 км.

Численность потоянного населения Красноярского края 2 893 926 тысяч человек (по состоянию на 1 января 2010 года), плотность – 1,22 чел./км

Краевой центр – город Красноярск, год основания – 1628, занимаемая площадь – 348 кв. км, численность постоянного населения на 1 января 2010 г. – 962,5 тыс. человек.

Красноярский край граничит с Тюменской, Томской, Кемеровской, Иркутской областями, Республиками Хакасия, Тыва, Саха (Якутия).

В крае протекает самая многоводная река России – Енисей.

Природно–климатические условия на большей территории края характеризуются резко континентальным климатом.

Средняя температура января на севере края -360, на юге -180 С , средняя температура июля на севере +100 С и +200 С – на севере.

Средняя сумма осадков за год 316 мм, в предгорьях Саян 600-1000 мм. Снежный покров на большей части территории устанавливается в начале ноября и сходит к концу марта.