УРОК 1. Игра-турнир “Вавилонское столпотворение, или поиски общего языка”
Цель урока: знакомство с теориями возникновения языков, разнообразие языка жестов в мире, чтение невербальной информации, сценический опыт
Ход урокаНазвание турнира связано с библейским сюжетом. Текст легенды зачитывает ведущий.
Легенда. Согласно предшествовавшему библейскому повествованию, все человечество после потопа произошло от общего прародителя Ноя, и весь род человеческий вначале говорил на одном языке.
*Задание 1. Представление команд/классов с лингвистическим названием. Командам приготовить название и обосновать его.
Легенда. Люди поселились в долине Шинар. Основав сильное государство, правитель Немрод возгордился первым успехом и задумал основать всемирную монархию, вопреки воле Божией. И вот, в знак своего могущества и в качестве центра всемирной власти, хамиты порешили построить "башню вышиною до небес". Работа закипела, обжигались кирпичи и заготовлялась земляная смола.
*Задание 2. Игра-разминка “Строительство Башни” (7-5-3-1). Классы получают листы-кирпичики (по 8 шт.), на которых вписывают по одной букве. Задача – составить в каждом ряду слово. На обсуждение групп 0,5 минуты, каждый ход оценивается жюри.
Легенда. Предприятие, таким образом, было не только безумное и неисполнимое, но и противное божественному предначертанию. Поэтому Господь порешил покарать строителей. Он смешал язык их так, что они перестали понимать друг друга и не в состоянии были продолжать постройки, а затем мало-помалу рассеялись по всей земле. Первый ход человечества в поиске общего языка – язык жестов.
(За неделю выдаются карточки с заданиями-жестами разных народов)
*Задание 3. Разыгрывание ситуаций (1 команда выступает, другая “читает текст” с жестов, параллельно на экране текст высвечивается для зрителей)
(Макс. 2 балла)
Задание для класса/группы № 1 Узнайте в специальной литературе, через источники в Интернете, какие жесты используют в Англии, и без слов разыграйте следующую ситуацию. Сохраняйте конфиденциальность!!! Ваши соперники не должны знать о вашей ситуации до игры. (зачитывается вслух). Лондон. Бейкер-стрит. (Остальное комментирует команда соперников). Девушка и юноша ловят такси (жест1). Потом видят и приветствуют друг друга (жест2). Мимо проезжают машины. Проезжает первая машина и не останавливается. Студент демонстрирует жест провала, неодобрения (жест3). Проезжает вторая машина и не останавливается тоже. Студент показывает жест “Иди куда подальше!” (жест4). Оба студента держат фигуру на удачу (жест5). Наконец машина останавливается. Студентка показывает жест “Все... Наконец-то получилось...” (жест 6) В завершении студент показывает жест прощания из языка глухонемых с концовкой I love you. (жест7) |
Задание для класса/группы № 2 Узнайте в специальной литературе, через источники в Интернете, какие жесты используют в арабских странах и без слов разыграйте следующую ситуацию. Сохраняйте конфиденциальность!!! Ваши соперники не должны знать о вашей ситуации до игры. (зачитывается вслух). Одна из улиц Марокко. 21 век. (Остальное комментирует команда соперников). На улице встречаются 2 арабские женщины. Одна зовет к себе “Иди сюда!” (жест1). Вот они приветствуют друг друга ( у них теплые и близкие отношения).(жест2) Одна говорит подруге жестом “Ты прекрасно выглядишь! Твоя ямочка на щеке очаровательна!” (жест 3) Женщины рассматривают журнал мод. Обе удивляются, проявляют интерес (жест4) Появляется муж одной из женщин и говорит “Много болтаете” (жест5). Подруга, указывая на страницу показывает жест “Не отвлекайся, сосредоточься!” (жест6) “Мы с тобой друзья/подруги!” – говорит женщина, уходя с мужем (жест 7) |
Задание для класса/группы № 3 Узнайте в специальной литературе, через источники в Интернете, какие жесты используют в Германии, и без слов разыграйте следующую ситуацию. Сохраняйте конфиденциальность!!! Ваши соперники не должны знать о вашей ситуации до игры. (зачитывается вслух). Университет в Германии. В аудиторию входят студенты.(Остальное комментирует команда соперников). Входят девушки и посылают воздушный поцелуй находящимся в классе. (жест1) В аудиторию входит преподаватель. Студенты приветствуют его (жест2) Преподаватель задает опрос и спрашивает, кто выйдет отвечать к доске. Студенты хотят ответить у доски (жест3) Преподаватель приглашает одного. Он выходит к доске и записывает арифметический пример. Начинает считать на пальцах (жест4). Преподаватель дает понять, что студент “не в своем уме” (жест5) Тогда остальные студенты нетерпеливо просят вызвать к ответу (жест6) Преподаватель вызывает одного из них. Студент пишет арифметический пример на доске. Преподаватель показывает жест , выражающий высокое качество, положительную оценку (жест7). |
Задание для класса/группы № 4 Узнайте в специальной литературе, через источники в Интернете, какие жесты используют во Франции и без слов разыграйте следующую ситуацию. Сохраняйте конфиденциальность!!! Ваши соперники не должны знать о вашей ситуации до игры. (зачитывается вслух). Пригород Парижа. Ресторан. (Остальное комментирует команда соперников). Герой вызывает официанта (жест 1).
Официант подходит к столику.
Герой делает заказ, считая по пальцам (жест2). За соседним столиком появляется другой герой. Следует жест приветствия (жест3). Герой спрашивает :
Другой Герой показывает жест недоверия (жест 5)
Герой показывает жест дурака (“нос дурака”) (жест7) Подходит официант. Показывает жест “Вы очень пьяны. (жест8). Не пора ль освежиться?” |
Легенда. Человечество сообразило, что это непростое дело – понять другого и найти общий язык, и на сцене жизни появились переводчики.
Сейчас мы увидим, как звучит Всемирно известная сказка “Красная шапочка” на разных языках .
*Задание 4. “Красная шапочка”.Переведите отрывок из известной сказки на английский, немецкий, французский, старорусский языки (раздаются карточки с отрывком текста и номером выступления).
- Инсценировка “Красной шапочки”.
*Задание 5. “Крылатые фразы”. Параллельно подготовке группой задания 4 оставшиеся ученики выполняют задание по собиранию крылатой фразы о языке на разных языках ( команды получают конверты с разрезанными фразами и наклеивают их на лист). Затем зачитывают фразы со сцены.
Легенда. Итак, первая попытка создания общего языка – создание искусственного языка
Эсперанто. Создан в 1887 году
варшавским врачом-окулистом, евреем Людвиком
Заменгофом, псевдоним которого – Эсперанто
(esperanto на языке Э. — 'надеющийся') стал названием
языка. Первоначально Э. распространялся в России и Польше, но к началу ХХ в. приобрел множество сторонников во Франции, Англии и других странах, благодаря чему движение эсперантистов приобрело международный характер. Эсперанто строится на основе интернациональной лексики (преимущественно романского происхождения, с германскими и славянскими элементами; имеется и несколько слов, взятых из других источников или вымышленных). Используется латинский алфавит, дополненный 6 буквами с диакритическими знаками. Ударение всегда падает на второй слог от конца. |
*Задание 6. Конкурс “Что бы это значило?” Вам предлагается понять содержание текста и вспомнить его название. (Учащимся предлагается узнать на языке эсперанто сказку “Колобок”, им помогут повторяющиеся фразы и знакомые произношения )
- Но хочется напомнить вам, ученики, что был еще один общий язык – язык науки, язык школяров и студиозисов – латинский. Наша встреча заканчивается пением гимна студентов на латинском языке (поют запевалы, на экране проецируется латинский текст).
УРОК 2. Размышление на тему “Свой и Чужой”
Цель: развитие речи: умение формулировать проблему, обозначать позицию автора, комментировать ее, опираясь на текст; способствовать развитию чувства эмпатии, принятие человека непохожего на других.
Ход урока
Столы расставлены для работы в 3 группах. Ребята заходят в класс и рассаживаются за столы по группам.
- Ведущий Психолог:
– Сегодня мы проведем необычный урок, а интегрированный, русский язык и психология. Мы поговорим о людях, которые нас окружают и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или замечаем, но не понимаем. В-общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит.
- В группы раздаются листы. На доске в столбик написаны слова. Ведущий просит прочитать слова и переписать их на свои листы: относящиеся к слову “чужой” отнести в правую зону, к понятию “свой” – в левую. В нижний треугольник нужно вписать слова, которые нельзя однозначно отнести ни к одному из этих понятий.
Настороженность | Похожий |
Открытость | Иной |
Опасность | Нравится |
Спокойствие | Не нравится |
Злой Хороший Понятный Близкий Далекий
- Дети переписывают слова, зачитывают. Идет обсуждение, какие из понятий отнесли к понятию “ свой”, “чужой”, а какие трудно определить. Ведущие обращаются к ребятам с вопросом, какие слова оказались спорными для определения, к каким людям их можно отнести, как мы можем их назвать? Выходим на понятие “другой”. Другой как другой, а не как продолжение меня, который видит мир не так как я, он может видеть мир иначе. Для которого я – другой. Давайте подумаем о том, какое слово является однокоренным к слову “ Другой”? Выходим на слово “друг”.
- Идет групповая дискуссия “Могут ли все люди быть своими?”
- Ведущий обращается к детям: “Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем чужими. Это нормально .
- И сейчас мы поговорим о том, как нужно вести себя с теми, кого мы считаем не похожими на нас, чужими нам.
- Ведущий Учитель читает рассказ “Уродливый кот”. См. Приложение 1.
По прочтению рассказа ведущий обращается к ребятам с вопросами:
– Как вы думаете, почему после разговора о том, кого мы считаем своими и чужими, прозвучал рассказ про кота?
– Какую проблему поднимает автор, как она связана с нашим разговором?
– Как автор к этому относится?
– С помощью каких средств автор раскрывает свою точку зрения? Почему понятно, что образ кота символичен ?
- Ведущий учитель подводит к мысли о том, что среди людей складываются такие же отношения.
- Ведущий обращается к ребятам: “Случалось ли вам быть свидетелями подобного отношения к людям? Как вы к этому относитесь?
- Дети делятся своими наблюдениями.
- Ведущий учитель: “Мы не случайно говорим об этой теме на уроке русского языка, т.к. вам предстоит, оттолкнувшись от этого рассказа, написать свои размышления о данной проблеме. Критерии следующие:
- Проблема, отраженная в рассказе.
- Комментарий по тексту.
- Позиция автора.
- Собственная позиция.
- Аргументы в пользу собственной позиции.
- Дети пишут сочинение по данным критериям. По желанию детей сочинения зачитываются в классе.
УРОК 3. “Деловой стиль письма”
Психологически старшеклассник заинтересован и готов примерить на себя “взрослые” формы делового общения, в том числе письменного. В нашем лицее предоставляется несколько возможностей для осуществления таких проб: заявление о приеме в 10 класс, Индивидуальная образовательная программа на время обучения в 10-11 классе(ИОП), написание резюме и заключение Договора при проведении Дня Дублера, заявление о приеме на работу и резюме в игре “Устраиваемся на работу”, Карьерный план по итогам курса “Планирование профессиональной карьеры”. Понимание и опыт применения шаблонов делового письма дает учащимся ощущение уверенности и защищенности в будущем.
В Приложении 2 мы предлагаем схему модульного урока для учащихся 9-х классов.