Интегрированные уроки (русский язык + психология) для среднего и старшего школьного возраста

Разделы: Русский язык, Школьная психологическая служба


УРОК 1. Игра-турнир “Вавилонское столпотворение, или поиски общего языка”

Цель урока: знакомство с теориями возникновения языков, разнообразие языка жестов в мире, чтение невербальной информации, сценический опыт

Ход урока

Название турнира связано с библейским сюжетом. Текст легенды зачитывает ведущий.

Легенда. Согласно предшествовавшему библейскому повествованию, все человечество после потопа произошло от общего прародителя Ноя, и весь род человеческий вначале говорил на одном языке.

*Задание 1. Представление команд/классов с лингвистическим названием. Командам приготовить название и обосновать его.

Легенда. Люди поселились в долине Шинар. Основав сильное государство, правитель Немрод возгордился первым успехом и задумал основать всемирную монархию, вопреки воле Божией. И вот, в знак своего могущества и в качестве центра всемирной власти, хамиты порешили построить "башню вышиною до небес". Работа закипела, обжигались кирпичи и заготовлялась земляная смола.

*Задание 2. Игра-разминка “Строительство Башни” (7-5-3-1). Классы получают листы-кирпичики (по 8 шт.), на которых вписывают по одной букве. Задача – составить в каждом ряду слово. На обсуждение групп 0,5 минуты, каждый ход оценивается жюри.

Легенда. Предприятие, таким образом, было не только безумное и неисполнимое, но и противное божественному предначертанию. Поэтому Господь порешил покарать строителей. Он смешал язык их так, что они перестали понимать друг друга и не в состоянии были продолжать постройки, а затем мало-помалу рассеялись по всей земле. Первый ход человечества в поиске общего языка – язык жестов.

(За неделю выдаются карточки с заданиями-жестами разных народов)

*Задание 3. Разыгрывание ситуаций (1 команда выступает, другая “читает текст” с жестов, параллельно на экране текст высвечивается для зрителей)

(Макс. 2 балла)

   

Задание для класса/группы № 1

Узнайте в специальной литературе, через источники в Интернете, какие жесты используют в Англии, и без слов разыграйте следующую ситуацию.

Сохраняйте конфиденциальность!!! Ваши соперники не должны знать о вашей ситуации до игры.

(зачитывается вслух). Лондон. Бейкер-стрит. (Остальное комментирует команда соперников).

Девушка и юноша ловят такси (жест1).

Потом видят и приветствуют друг друга (жест2).

Мимо проезжают машины.

Проезжает первая машина и не останавливается.

Студент демонстрирует жест провала, неодобрения (жест3).

Проезжает вторая машина и не останавливается тоже.

Студент показывает жест “Иди куда подальше!” (жест4).

Оба студента держат фигуру на удачу (жест5).

Наконец машина останавливается.

Студентка показывает жест “Все... Наконец-то получилось...” (жест 6)

В завершении студент показывает жест прощания из языка глухонемых с концовкой I love you. (жест7)

Задание для класса/группы № 2

Узнайте в специальной литературе, через источники в Интернете, какие жесты используют в арабских странах и без слов разыграйте следующую ситуацию.

Сохраняйте конфиденциальность!!! Ваши соперники не должны знать о вашей ситуации до игры.

(зачитывается вслух). Одна из улиц Марокко. 21 век. (Остальное комментирует команда соперников).

На улице встречаются 2 арабские женщины. Одна зовет к себе “Иди сюда!” (жест1).

Вот они приветствуют друг друга ( у них теплые и близкие отношения).(жест2)

Одна говорит подруге жестом “Ты прекрасно выглядишь! Твоя ямочка на щеке очаровательна!” (жест 3)

Женщины рассматривают журнал мод. Обе удивляются, проявляют интерес (жест4)

Появляется муж одной из женщин и говорит “Много болтаете” (жест5).

Подруга, указывая на страницу показывает жест “Не отвлекайся, сосредоточься!” (жест6)

“Мы с тобой друзья/подруги!” – говорит женщина, уходя с мужем (жест 7)

Задание для класса/группы № 3

Узнайте в специальной литературе, через источники в Интернете, какие жесты используют в Германии, и без слов разыграйте следующую ситуацию.

Сохраняйте конфиденциальность!!! Ваши соперники не должны знать о вашей ситуации до игры.

(зачитывается вслух). Университет в Германии. В аудиторию входят студенты.(Остальное комментирует команда соперников).

Входят девушки и посылают воздушный поцелуй находящимся в классе. (жест1)

В аудиторию входит преподаватель. Студенты приветствуют его (жест2)

Преподаватель задает опрос и спрашивает, кто выйдет отвечать к доске.

Студенты хотят ответить у доски (жест3)

Преподаватель приглашает одного. Он выходит к доске и записывает арифметический пример. Начинает считать на пальцах (жест4).

Преподаватель дает понять, что студент “не в своем уме” (жест5)

Тогда остальные студенты нетерпеливо просят вызвать к ответу (жест6)

Преподаватель вызывает одного из них. Студент пишет арифметический пример на доске.

Преподаватель показывает жест , выражающий высокое качество, положительную оценку (жест7).

Задание для класса/группы № 4

Узнайте в специальной литературе, через источники в Интернете, какие жесты используют во Франции и без слов разыграйте следующую ситуацию.

Сохраняйте конфиденциальность!!! Ваши соперники не должны знать о вашей ситуации до игры.

(зачитывается вслух). Пригород Парижа. Ресторан. (Остальное комментирует команда соперников).

Герой вызывает официанта (жест 1).

  • Федя, дичь!

Официант подходит к столику.

  • Чего изволите? (всемирно известный жест по этикету)

Герой делает заказ, считая по пальцам (жест2).

За соседним столиком появляется другой герой.

Следует жест приветствия (жест3).

Герой спрашивает :

  • Ты, чего, дурик, усы сбрил? (любой свой жест 4)

Другой Герой показывает жест недоверия (жест 5)

  • Что-то я вас не помню, вы сошли с ума (жест6)

Герой показывает жест дурака (“нос дурака”) (жест7)

Подходит официант. Показывает жест “Вы очень пьяны. (жест8). Не пора ль освежиться?”

Легенда. Человечество сообразило, что это непростое дело – понять другого и найти общий язык, и на сцене жизни появились переводчики.

Сейчас мы увидим, как звучит Всемирно известная сказка “Красная шапочка” на разных языках .

*Задание 4. “Красная шапочка”.Переведите отрывок из известной сказки на английский, немецкий, французский, старорусский языки (раздаются карточки с отрывком текста и номером выступления).

  • Инсценировка “Красной шапочки”.

*Задание 5. “Крылатые фразы”. Параллельно подготовке группой задания 4 оставшиеся ученики выполняют задание по собиранию крылатой фразы о языке на разных языках ( команды получают конверты с разрезанными фразами и наклеивают их на лист). Затем зачитывают фразы со сцены.

Легенда. Итак, первая попытка создания общего языка – создание искусственного языка

Эсперанто. Создан в 1887 году варшавским врачом-окулистом, евреем Людвиком Заменгофом, псевдоним которого – Эсперанто (esperanto на языке Э. — 'надеющийся') стал названием языка.
Первоначально Э. распространялся в России и Польше, но к началу ХХ в. приобрел множество сторонников во Франции, Англии и других странах, благодаря чему движение эсперантистов приобрело международный характер.
Эсперанто строится на основе интернациональной лексики (преимущественно романского происхождения, с германскими и славянскими элементами; имеется и несколько слов, взятых из других источников или вымышленных). Используется латинский алфавит, дополненный 6 буквами с диакритическими знаками. Ударение всегда падает на второй слог от конца.

*Задание 6. Конкурс “Что бы это значило?” Вам предлагается понять содержание текста и вспомнить его название. (Учащимся предлагается узнать на языке эсперанто сказку “Колобок”, им помогут повторяющиеся фразы и знакомые произношения )

  • Но хочется напомнить вам, ученики, что был еще один общий язык – язык науки, язык школяров и студиозисов – латинский. Наша встреча заканчивается пением гимна студентов на латинском языке (поют запевалы, на экране проецируется латинский текст).

УРОК 2. Размышление на тему “Свой и Чужой”

Цель: развитие речи: умение формулировать проблему, обозначать позицию автора, комментировать ее, опираясь на текст; способствовать развитию чувства эмпатии, принятие человека непохожего на других.

Ход урока

Столы расставлены для работы в 3 группах. Ребята заходят в класс и рассаживаются за столы по группам.

  • Ведущий Психолог:

– Сегодня мы проведем необычный урок, а интегрированный, русский язык и психология. Мы поговорим о людях, которые нас окружают и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или замечаем, но не понимаем. В-общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит.

  • В группы раздаются листы. На доске в столбик написаны слова. Ведущий просит прочитать слова и переписать их на свои листы: относящиеся к слову “чужой” отнести в правую зону, к понятию “свой” – в левую. В нижний треугольник нужно вписать слова, которые нельзя однозначно отнести ни к одному из этих понятий.
Настороженность Похожий
Открытость Иной
Опасность Нравится
Спокойствие Не нравится

Злой Хороший Понятный Близкий Далекий

  • Дети переписывают слова, зачитывают. Идет обсуждение, какие из понятий отнесли к понятию “ свой”, “чужой”, а какие трудно определить. Ведущие обращаются к ребятам с вопросом, какие слова оказались спорными для определения, к каким людям их можно отнести, как мы можем их назвать? Выходим на понятие “другой”. Другой как другой, а не как продолжение меня, который видит мир не так как я, он может видеть мир иначе. Для которого я – другой. Давайте подумаем о том, какое слово является однокоренным к слову “ Другой”? Выходим на слово “друг”.
  • Идет групповая дискуссия “Могут ли все люди быть своими?”
  • Ведущий обращается к детям: “Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем чужими. Это нормально .
  • И сейчас мы поговорим о том, как нужно вести себя с теми, кого мы считаем не похожими на нас, чужими нам.
  • Ведущий Учитель читает рассказ “Уродливый кот”. См. Приложение 1.

По прочтению рассказа ведущий обращается к ребятам с вопросами:

– Как вы думаете, почему после разговора о том, кого мы считаем своими и чужими, прозвучал рассказ про кота?

– Какую проблему поднимает автор, как она связана с нашим разговором?

– Как автор к этому относится?

– С помощью каких средств автор раскрывает свою точку зрения? Почему понятно, что образ кота символичен ?

  • Ведущий учитель подводит к мысли о том, что среди людей складываются такие же отношения.
  • Ведущий обращается к ребятам: “Случалось ли вам быть свидетелями подобного отношения к людям? Как вы к этому относитесь?
  • Дети делятся своими наблюдениями.
  • Ведущий учитель: “Мы не случайно говорим об этой теме на уроке русского языка, т.к. вам предстоит, оттолкнувшись от этого рассказа, написать свои размышления о данной проблеме. Критерии следующие:
  1. Проблема, отраженная в рассказе.
  2. Комментарий по тексту.
  3. Позиция автора.
  4. Собственная позиция.
  5. Аргументы в пользу собственной позиции.
  • Дети пишут сочинение по данным критериям. По желанию детей сочинения зачитываются в классе.

УРОК 3. “Деловой стиль письма”

Психологически старшеклассник заинтересован и готов примерить на себя “взрослые” формы делового общения, в том числе письменного. В нашем лицее предоставляется несколько возможностей для осуществления таких проб: заявление о приеме в 10 класс, Индивидуальная образовательная программа на время обучения в 10-11 классе(ИОП), написание резюме и заключение Договора при проведении Дня Дублера, заявление о приеме на работу и резюме в игре “Устраиваемся на работу”, Карьерный план по итогам курса “Планирование профессиональной карьеры”. Понимание и опыт применения шаблонов делового письма дает учащимся ощущение уверенности и защищенности в будущем.

В Приложении 2 мы предлагаем схему модульного урока для учащихся 9-х классов.