Творческая самореализация личности ребенка средствами учебно-исследовательской деятельности

Разделы: География


“Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы
должны сами”.

Д.С. Лихачев “Письма о добром”

Преподавание экологии в школах – явление довольно новое. Далеко не все дети интересуются этим предметом, считают его важным для себя. С практическим применением экологических знаний дело обстоит значительно сложнее. Общение с учителями-экологами показывает, что они имеют очень малые материальные возможности для полевой и экспериментальной работы, для выездов на природу.

С каждым годом все труднее становится изучать и географию, современные дети ориентированы на предметы, которые им пригодятся для поступления в институты. Интерес к предмету – важнейший стимул учебной деятельности ребят. Уроки с выездом на природу, не только интересны, они несут ребятам своеобразную разгрузку, некоторые элементы развлечения. Понятно, что более активные, живые формы урока всегда нравятся больше. Как бы ни были хороши учебники – мир знаний много шире, этот мир дает простор для размышления

Именно деятельностный компонент экологической культуры определяет развитие практической деятельности человека в области окружающей среды, развитие исследовательских умений. Творческая самореализация личности ребенка средствами экологической учебно-исследовательской и практической деятельности позволяет учащимся материализовать результаты своих интеллектуальных поисков, изобретений, открытий. Могут быть разработаны экологические проекты, носящие не только учебный характер, но и общественно-полезный

Хочется рассказать о своем опыте работы с детьми. Я – учитель географии и экологии. Живу и работаю в Санкт-Петербурге, в Приморском районе. Увлекалась в юности туризмом, а сейчас, уже 8 лет подряд, хожу с детьми в туристские походы. Я вижу желание и интерес к подобной деятельности у ребят. Поход только закончился, все рвутся домой, но уже договариваются о следующем летнем путешествии. И весь учебный год, воспоминания о походе, о рассветах и закатах нашей Карелии манят их снова.

В условиях классно-урочной системы зачастую познание мира происходит по принципу “на парте-по карте”. Учителей, жаждущих выехать куда-то в лес, да еще с ночевкой – единицы. Этому есть много причин: нет опыта, в школе в основном работают женщины, нет туристской экипировки, да и просто нет свободного от работы времени.

Школьный туристский поход может оказаться тем видом деятельности, который давал бы максимально возможный, комплексный эффект в развитии ребенка. В походе группа всегда в движении, может исследовать более закрытые или мало посещаемые места.

Такая эколого-образовательная деятельность (практика) позволяет решать целый ряд задач в туристских походах:

  • определение экологического состояния природных и антропогенных объектов;
  • оценка эффективности антропогенного воздействия на природную среду;
  • экспресс-картирование по маршруту;
  • биоиндикация, как прием в системе контроля загрязнения водной и воздушной среды.

Привлечение учащихся к экологическим исследованиям – одна из наиболее эффективных форм школьного образования, способствующего развитию любознательности, наблюдательности, лучшему пониманию теоретического материала, повышению творческой активности, пробуждению интереса и бережного отношения к природе.

С 2003 года мы с ребятами занимаемся краеведением и туризмом. Каждое лето уходим в длительные водные походы. Узнаем новые маршруты, интересуемся историей увиденных мест, ведем дневники – наблюдения, выполняем исследовательские работы, которые защищаем на уровне района и города. Первая наша работа называлась – “Приозерский край – жемчужина Карелии”. Карельский перешеек заинтересовал нас своей красотой и большим количеством тайн, связанных с историей и археологией. Мы создавали презентации, проекты, сочиняли стихи и ждали очередного похода, чтобы уйти вверх по течению еще выше и дальше, где нас поджидали новые открытия. Ребята все больше и больше увлекались эколого-исследовательской деятельностью. Их проекты становились более творческими, они научились их защищать на разных уровнях и отстаивать.

С 2006 года мы с ребятами стали сотрудничать с детским экологическим центром Водоканала, стали активно участвовать в его программах и проектах, обучались и посещали мастер-классы. И тут наше увлечение экологией, наши летние походы, наша любимая река Вуокса соединились в единое, дав нам возможность принять активное участие в международном проекте “Вода. Россия, Финляндия – взгляд молодежи”. Проект состоит из трех этапов.

На первом этапе мы представляли работу – “Вуокса – река международная” в виде фотоколлажей. Река, которая берет начало в Финляндии и протекает по удивительно живописным местам Приозерского края, никого не оставляет равнодушным к ее красоте.

Это экологически чистые и привлекательные места, не только для российского туризма, но и для международного. Здесь ежегодно проходят международные соревнования по сплаву на байдарках и катамаранах. Нам хотелось показать все– то хорошее, что мы видели в своих походах, рассказать о наших впечатлениях и нашей дружбе.

Но, к сожалению, в своих походах мы сталкивались и с тем, что на стоянках – кучи мусора, которые нам приходилось убирать, чтобы расположиться лагерем, берега реки, после активного отдыха жителей прибрежных территорий, выглядели ужасно.

На втором этапе проекта мы подняли эту тему и рассмотрели ее с экологической позиции, у нас возникла мысль создать мультфильм “Берегите природу”

Показывая свой ролик, в школе, участвуя в городских мероприятиях и на семинарах мы просим : “Люди! Берегите Вуоксу!”

В ноябре 2010 года в Санкт-Петербурге прошел XV Международный фестиваль экологических фильмов “Зеленый взгляд”, на котором наш пластилиновый мультфильм получил грамоту лауреата, среди детских работ. Дети были очень горды.

В рамках международного проекта на этом же этапе мы участвовали в научно-практической конференции “Водные пути судостроения средневековья”, которая проводилась при участии Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы “Норден”, Санкт – Петербургского университета, ГОУ ДОД "Китеж плюс”.

Путешествуя по Карелии, в своих походах, мы видели полуразрушенные фундаменты домов, высаженные из елей плотные ограды, прорытые водотоки-каналы и шлюзы, по которым когда-то тянули лодки торговцы, потому что эти территории были заселены финнами. Нам тоже пришлось на маршруте перетаскивать лодки через Тиверские волоки (это расстояние в 50-100 метров суши, чтобы попасть в другую протоку).

Это историческое место – здесь стоит памятник, где русичи с карелами в 14 веке отдавали свои жизни за землю русскую.

Очень много возникает вопросов и хочется в них разобраться, поэтому мы решили окунуться во времена викингов, для которых наши территории были очень привлекательны, для этого мы изучили достаточно много исторической и географической литературы. Пришлось погрузиться в эпоху викингов, представить, как они жили, добывали пищу, ходили в походы, открывали новые территории, строили поселения в устье Вуоксы, на оживленном торговом пути “из варяг в греки”. Что – то с тех давних времен можно и сейчас увидеть в нашем краю.

Мы выбрали тему своей работы: “Реконструкция жилища времён викингов”, решили сделать макет “Деревня на берегу моря”

Макет удался и защитили мы его благополучно, заняв первое место.

У каждого из нас за период работы над макетом сформировалось собственное отношение к эпохе викингов, появилось уважение к людям, которые жили и защищали наши земли, выработались навыки и умение “что-то сделать самим”. Работа доставила удовольствие и сплотила нас. Вот то, как ребята сами оценивали свою работу в проекте.

Дюмин Вячеслав

“Мне очень понравилось делать макет. Помимо того, что мы научились делать своими руками макет, мы сплотились, как один коллектив, научились работать сообща. Каждый, работающий в проекте, вложил свои силы в строительство макета и сделал что-то своё. Мне понравилось делать сарай и баню. Это кропотливая работа, требующая много времени и терпения, но результат стоит этого”.

Нестеренков Павел

Мне очень нравится работать в этом проекте, особенно работать с макетом. Самое сложно придумать, как всё это будет, а потом приступить к строительству. Приходилось отмерять, проверять, ведь это очень важно. Позже делать пропилы, чтобы бревнышки входили плотно. Когда закончили со строительством основания, нужно было сделать двери, а потом собирать крышу по черепицам. Самое сложное было строительство лодки, мы пробовали с разных сторон подойти к этому делу, но в скором времени лодка была готова. Пришлось придумать истории и реплики героев, а для этого мы прочитали много литературы связанной с викингами и разными племенами, жившими на наших территориях.

Хочется сказать, что, все-таки, у многих наших учеников есть желание творчески самореализоваться и, именно, практическая деятельность позволяет материализовать результаты их интеллектуальных поисков, изобретений, открытий. Нужно их вовремя подхватить, направить и помочь. Мне, как педагогу, приятно видеть, что они развиваются и интеллектуально, и слова “патриотизм и любовь к родине” для них не станут пустым термином, а край , в котором они живут, вызывает у них любовь и гордость. А на своих уроках я вижу в их глазах любопытство и жажду к знаниям.

Спасибо большое хочется сказать за наше обучение, и проведенные для нас мастер-классы ГОУ ДОД “Китеж плюс” и ДЭЦ Водоканала.

А у нас впереди последний третий этап и это что-то новое….. и интересное..

Список литературы:

  1. Алексеев С.В. “Актуальные проблемы экологического образования” Сборник СПб. “Крисмас+” 2002 г.
  2. Белова Н.И., Наумова Н.Н. “Экология в мастерских” СПб. Паритет; 2004 г.
  3. Брянский В.П. “Встретимся у костра”. Очерки. Вост. Сиб. Изд. 1981 г.
  4. Груздева Н.В. “Окружающий мир глазами детей”. СПб. КАРО . 2004 г.

Презентация