1. Пояснительная записка
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе “Избирательное право: мера свободы и мера ответственности” содержит пояснительную записку, описание целей и задач урока, описание требований к содержанию ключевых компетенций, которые формируются на данном уроке, категориальный аппарат урока, описание методов, приемов и средств обучения, применяемых на уроке, список рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся, описание структуры и хода урока, технологическую карту урока и приложения. Урок “Избирательное право: мера свободы и мера ответственности” входит в цикл уроков, реализующих содержание образования по курсу “Обществознание” в 9 классе: раздел “Гражданин. Право. Мораль”, тема модуля – “Права человека и гражданина” и является одним из двух часов по теме “Политические права и свободы”.
Целевая направленность данного цикла уроков обусловлена практико-ориентированным характером уроков: – развивающие и воспитательные цели доминируют, реализуя комплексную дидактическую цель урока; – отбор содержания учебного материала осуществляется в соответствии с критериями гражданского образования обучающихся; – отбор методов и средств обучения осуществляется в соответствии с требованиями к интерактивному обучению, позволяющему формировать у обучающихся основы гражданской культуры и демократические ценности.
2. Цели и задачи
Цель урока: углубить знания об избирательном праве, подвести учащихся к пониманию совокупности действующих в избирательном праве механизмов и форм реализации демократических принципов, а также политических прав личности, порождающих эти формы.
Образовательная:
формирование у учащихся позитивного отношения к избирательному праву как к важному условию и механизму осуществления политических прав и свобод граждан; формирование понимания учащимися категорий “свобода” и “ответственность” и выработка навыков их реализации в повседневной жизни.
Развивающая:
формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, способности анализировать свои действия и степень их координации с другими участниками учебного процесса.
Воспитательная:
воспитание гражданской ответственности, оказание помощи учащимся в обретении себя как полноправного участника общественной жизни.
3. Требования к содержанию ключевых компетенций, формируемых на уроке
• познавательные компетенции:
1) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины (см. категориальный аппарат урока); 2) определять существенные свойства социально-политических явлений и их объектов (выборы, избирательный процесс, политические партии и др.); 3) сравнивать политические процессы и явления, приводить собственные примеры.
• развивающие компетенции:
1) самостоятельно отбирать необходимую информацию (работа с Интернет-ресурсами, материалами СМИ и др.); 2) представлять имеющиеся знания в виде мультимедийной презентации или другими способами; 3) интерпретировать данные, полученные из источников, в соответствии с поставленной задачей; 4) аргументировано излагать свою позицию; 5) работать в команде.
• ценностно-ориентационные компетенции:
1) проявлять потребность высказывать свои суждения; 2) осознавать ответственность за свое будущее и будущее своей страны; 3) уважать мнение другого человека; 4) проявлять уважение к демократически принятым законам и законопослушности.
4. Категориальный аппарат урока
Выборы, избирательное право, избирательный процесс, избирательная система, типы избирательных систем, политическая власть, демократия, политические партии, политическая идеология, права и свободы человека и гражданина, гражданская ответственность, электорат, гражданское общество, легитимность, местное самоуправление.
5. Методы и приемы обучения, используемые на уроке
На уроке используются следующие активные и интерактивные методы и приемы обучения:
групповая работа, метод “Займи позицию”, фронтальная беседа с элементами проблемной ситуации, фронтальная беседа с элементами дискуссии, метод “ПОПС – формула”, метод “Кейс – стади”, деловая игра.
Данные методы и приемы обучения способствуют формированию следующих умений и навыков:
1) критически мыслить;
2) получать информацию, анализировать и критически оценивать ее;
3) понимать общественно-политические проблемы, сущность явлений и процессов, происходящих в обществе;
4) принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность;
5) работать в группе;
6) устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.
6. Средства обучения, используемые на уроке
Компьютер, медиапроектор, программные средства (презентации в среде Mikrosoft Power Point, информационный лист в текстовом редакторе Mikrosoft Word), доска, маркеры
7. Рекомендуемая литература для учителя
1. Введение в обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – Тамбов: ТГТУ, 2005.
3. Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы / авт.-сост. О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 кл.: кн. для учителя / под ред. Л.В. Полякова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008.
5. Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт. – сост. О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Мультимедийное учебное пособие по курсу “Обществознание”. 8-11 класс. – ЗАО “Новый диск”, 2004.
8. Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Введение в обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. – 10-е изд.. – М.: Просвещение, 2005.
2. Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника: пособие для 7-11 кл. – М., 2000.
3. Сомов С. Избирательному законодательству – свой понятийный аппарат.//Российская юстиция. 2001. – №4.
4. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 2001.
Интернет-ресурсы
1. www//cikrf.ru Конституция Российской Федерации
2. www//cikrf.ru Федеральный Закон “Об основных гарантиях прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации”
3. www//cikrf.ru Избирательная комиссия Российской Федерации
4. wikipedia. http: // en wikipedia org
9. Предварительная подготовка (опережающие задания)
Групповые задания (для 3-х групп): подготовить кейс для журнала “Избиратель” по теме “Выборы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области”
10. Структура и ход урока
Организационный этап. Постановка учебной задачи.
Вводное слово учителя.
– Сегодня мы продолжим разговор о правах и свободах человека и гражданина. Определите, о какой категории прав и свобод идет речь (на слайде представлен перечень прав и свобод).
– Совершенно верно, о политических. Одно из важнейших политических прав гражданина – это право избирать и быть избранным.
– Как вы считаете, почему важно принимать участие в выборах? (учитель резюмирует ответы учащихся)
– Если бы вам предложили выбрать одну из двух предложенных позиций: избирательное право – это проявление свободы гражданина ИЛИ избирательное право – это проявление ответственности гражданина, каков был бы ваш выбор?
Зафиксируйте свой выбор в тетради. Мы вернемся к нему в конце урока, и у вас будет возможность аргументировано обосновать свою точку зрения.
– Итак, тема сегодняшнего урока “Избирательное право: мера свободы и мера ответственности”.
ЧТО мы будем сегодня делать?
Мы обобщим наши знания по избирательному праву, постараемся определить соотношение свободы и ответственности в избирательных правах граждан.
КАК мы будем это делать?
Мы выполним сегодня заказ редакционной коллегии журнала “Избиратель” и разработаем проект спецвыпуска журнала “Выборы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области”.
ЗАЧЕМ нам это нужно?
Чтобы почувствовать себя причастным к жизни своего государства, чтобы понять: Я – гражданин и от моей позиции зависит мое будущее и будущее моей страны.
Этап актуализации знаний. Определение степени готовности учащихся к выполнению практической части урока.
- Упражнение “Снежный ком” (с использованием терминов и понятий исключительно по избирательному праву). Цель для учащихся: предъявить свой “понятийный багаж” по обсуждаемой теме.
- Упражнение “Корректор”. Цель: в предложенный текст вставить пропущенные слова, словосочетания, цифры (Приложение № 1).
Этап осмысления и промежуточной рефлексии. Формирование ценностной составляющей гражданской позиции учащихся.
Учитель:
– Обратите внимание на последнее предложение в тексте. Как вы понимаете его смысл?
– Должна ли, по вашему мнению, свобода человека и гражданина ограничиваться ответственностью? Мы переходим в новую для нас плоскость рассуждений: свобода – ответственность. Начать обсуждение проблемы выбора в заданных условиях и ответственности за свое решение я предлагаю, обратившись к сюжету рассказа-притчи “Шестеро и седьмой” из романа Ч. Айтматова “Плаха”.
Речь идет об одном из эпизодов гражданской войны. Чекист Сандро проникает в отряд контрреволюционеров во главе с удалым Гурамом Джохадзе, чтобы выполнить приказ: уничтожить отряд и его главаря. Чекисту удается завоевать полное доверие членов отряда: он делит с ними, уже обреченными и бегущими за границу, хлеб и соль, поет песни у костра, в которых люди прощаются с родиной, а затем, улучив момент, укладывает из маузера главаря и всех остальных. Приказ исполнен. Что же делает дальше бесстрашный чекист? “Сандро еще раз молча обошел шестерых, сраженных наповал, и, отойдя чуть в сторону, приставил дуло маузера к виску. Еще раз выстрел прозвучал в горах коротким эхом. Теперь он был седьмым, отпевшим свои песни …”
– Какую взаимосвязь категорий “выбор”, “свобода”, “ответственность” вы увидели в этом эпизоде? Сделайте вывод о том, что определяет выбор человека в конкретных условиях: свобода или ответственность? Какая из двух категорий является определяющей?
– Сейчас я вам предлагаю сделать свой выбор, отвечая на вопросы теста “Я – избиратель” (Приложение № 2). Проводится упражнение на промежуточную рефлексию. Учитель анализирует получившиеся результаты.
Организационно-деятельностный этап. Деловая игра в формате “кейс-стади”.
Учитель:
– Выполненное нами упражнение в очередной раз убедило нас в необходимости осознанного, ответственного выбора, Только такой выбор можно назвать свободным: я принимаю его сам, без давления со стороны, с уверенностью в своем решении, потому что четко понимаю, о чем идет речь и почему мой выбор именно таков.
– Что, на Ваш взгляд, способствует формированию зрелого, ответственного выбора? Какие факторы оказывают наибольшее влияние? А если речь идет о выборе избирателя?
(Наличие политических знаний, общий уровень информированности и политической осведомленности, уровень правовой культуры и др.)
– Два дня назад, 14 марта 2010 года, в нашей области состоялись выборы в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области. Интерес к данному политическому событию проявляют представители различных общественно-политических сил региона, города, непосредственные участники избирательного процесса. Редакционная коллегия нашего школьного журнала “Избиратель” не является исключением. К подготовке специального выпуска журнала, посвященного прошедшим выборам, редколлегия совместно с администратором школьного сайта пригласила Вас, учащихся 9-б класса. Заранее Вам было предложено объединиться в 3 группы и подготовить свои кейсы для журнала.
Примерные вопросы, которые может содержать кейс:
1) общие сведения об Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области; 2) деятельность Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области; 3) выборы 2010 года: порядок, нововведения и др.; 4) политические партии, представленные на выборах в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области; 5) СМИ о выборах 2010 года; 6) отношение электората к выборам 2010 года и т.д.
Сегодня мы проводим презентацию кейсов.
Напоминаю правила презентации:
- кейс должен содержать достоверную информацию, а значит предъявление источников информации обязательно;
- полнота и содержание кейса должны быть достаточными для создания образа предлагаемого для обсуждения объекта;
- в обсуждении кейса участвуют как заказчики информационного продукта, так и приглашенные лица;
- соблюдение главного принципа “уважение необходимо” является строго обязательным;
- презентация кейсов – это не конкурс, а значит, проигравших нет;
- решение о том, какой кейс будет использован в журнале, принимает заказчик информационного продукта, но ДЛЯ ВСЕХ НАС ПРОЦЕСС ОБСУЖДЕНИЯ ВАЖНЕЕ САМОГО РЕШЕНИЯ.
Представители редколлегии журнала и школьного сайта занимают свои места в экспертной группе. Проводится жеребьевка для кейс-групп. Время для презентации своего кейса – 3 минуты. Вопросы экспертов: не более 3 вопросов. Вопросы в формате “свободного микрофона”: не более 2 вопросов. По ходу презентации класс работает с оценочным инструментарием (Приложение № 4).
Этап рефлексии. Определение собственной позиции.
Учитель подводит итог деловой игры, предлагает учащимся оценить степень их готовности к ответственному выбору, если его необходимо было бы сделать сейчас.
– Насколько свой выбор Вы считаете ответственным? Свободным? Почему?
– Вспомните, какая позиция по отношению к избирательному праву оказалась Вам ближе в начале нашего разговора: избирательное право – это проявление свободы гражданина ИЛИ избирательное право – это проявление ответственности гражданина? Как бы Вы ответили сейчас? Свою точку зрения аргументируйте методом “ПОПС – формула”.
После выступлений учащихся учитель сравнивает результаты обсуждения с первоначальной ситуацией на начало урока, просит зафиксировать итог урока в тетрадях.
Заключительное слово учителя. Комментарий домашнего задания: общим результатом выполнения домашнего задания будет созданный спецвыпуск журнала “Избиратель”. Все учащиеся – создатели выпуска: редколлегия (2 чел.), администратор школьного сайта (1 чел.), авторы кейсов (9 чел.), остальные учащиеся на правах внештатного корреспондента предлагают свои материалы по своему выбору.
Варианты выполнения домашнего задания – материалов для журнала:
- написать эссе “Участие в выборах: право или обязанность?”;
- нарисовать или предложить готовую политическую карикатуру “Выборы через призму политической карикатуры” с текстовым комментарием;
- составить кроссворд, чайнворд “Выборы в Областную Думу”.