Занятие по обучению грамоте с элементами технологии ТРИЗ "Буратино в гостях у ребят"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Познакомить с буквой “эн” и тем, что она обозначает звуки “н” и “нь”.
  2. Закрепить умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука, умение ориентироваться в звуковой структуре слова.
  3. Учить читать слоги и слова с буквами “эн” и “эм”.
  4. Продолжать учить составлять предложения по заданной схеме, определять количество слов в предложении и называть их по порядку.
  5. Развитие мелкой моторики кистей рук.
  6. Воспитывать умение быть сдержанным, выслушивать ответы товарищей, не перебивая.

Демонстрационный материал: игрушка Буратино, книга Азбука, разрезные буквы слова “Азбука”, кольца Луллия, слоги-карточки для колец Луллия, 2 стола, 2 пособия с изображениями имен признаков, картинки, схемы предложений, касса с пройденными буквами, красные, синие, зелёные, чёрные фишки, указка.

Раздаточный материал: пеналы, кассы, указки, точки для выкладывания, розетки, линейки со звуками, тексты, карточки, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, кто это пришел к нам сегодня в гости?

Дети: Это Буратино.

Воспитатель: Правильно. Буратино зашифровал какое-то слово, а какое, я и сама не знаю (приложение 1). Но разгадать его мы сможем лишь тогда, когда выполним его задания. За каждое правильно выполненное задание Буратино будет открывать нам по одной букве зашифрованного слова. Для того чтобы выполнить задания Буратино, давайте вспомним что мы знаем о звуках?

Ответы детей.

1 задание

Воспитатель: Буратино предлагает нам разобрать по звукам слово “Нина”.

Один ребёнок у доски работает, остальные за столами, затем воспитатель заменяет зелёную и синюю фишки на букву “ЭН” и вместе с детьми проставляет ударение.

Воспитатель: На что похожа буква “Н”? Где её можно увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами выполнили первое задание.

Открываем первую букву (“А”).

Рис.1. Звуковой анализ слова

Рис. 2. Определение ударного гласного звука

2 задание

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем показать букву “эн” при помощи пальчиков.

Дети показывают.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте выложим из точек букву “эн”.

Дети выкладывают букву на столе.

Воспитатель: Ребята, назовите слова, в которых вы слышите звук “н”, а затем звук “нь”.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, Буратино очень вами доволен. Он предлагает нам открыть следующую букву. Открываем вторую букву (“З”).

Рис. 3. Ребята показывают букву "Н"   с помощью пальцев

Рис. 4. Выкладывание буквы "Н" из точек

3 задание

Воспитатель: Буратино предлагает вам прочитать слоги. Начинаем чтение по окошечкам. Повторяем правила чтения. Затем читаем текст (приложение 2).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Буратино в восторге от вас, ребята! Открываем следующую букву (“Б”).

Рис. 5. Чтение слогов, содержащих букву "Н" по линейкам со звуками

Физминутка.

Рис. 6. Физминутка

Попугай

Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй!
Руки в стороны, влево, вправо.
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
Потянуться на носках, руки вверх.
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал
Делать приседания.
Прыгал, кланялся, шалил,
Наклоны головы или туловища вперед.
С малышами говорил.

4 задание

Воспитатель: Буратино предлагает вам поиграть в игру “Составь слово” (приложение 3).

Дети составляют слова из слогов на кольцах Луллия.

Воспитатель: Буратино открывает нам следующую букву (“У”).

Рис. 7. Составление слов с буквой "Н" при помощи кругов Луллия

Рис. 8. Составление слов с буквой "Н" при помощи кругов Луллия

5 задание

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте разделимся на две группы и подойдём к столам.

Дети самостоятельно делятся на группы.

Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать объект (картинку) (приложение 4), про который вы будете составлять предложение. Предложение необходимо составить по схеме (приложение 5).

Воспитатель: Ребята, у каждой группы на столе есть картинки с изображением объектов, схемы предложений и изображения имен признаков (приложение 6). Ваша задача – придумать предложение по заданной схеме, используя значения имен признаков.

Работа по составлению предложения. Воспитатель предлагает детям озвучить составленные предложения и назвать первое, второе и третье слова в предложении.

Воспитатель: За правильный ответ Буратино позволяет открыть ещё одну букву (“К”).

Рис. 9. Составление предложений по схемам
с использованием пособия по именам признаков

Рис. 10. Составление предложений по схемам
с использованием пособия по именам признаков

6 задание

Воспитатель: И последнее задание, которое предлагает нам Буратино – это поработать с карточками (приложение 7). Вам необходимо соотнести название объекта со схемой, которая соответствует данному слову. Задание очень хитрое, будьте внимательны!

Дети соединяют стрелками схемы со словами.

Воспитатель: Молодцы, ребята, открываем последнюю букву (“А”).

Рис. 11. Ориентировка в структуре слова

Рефлексия.

Воспитатель обращает внимание детей на расшифрованное слово на доске и предлагает прочитать вслух это слово “Азбука”.

Рис. 12. Подведение итогов занятия

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось на занятии? Для чего мы это делаем?

Буратино благодарит вас, ребята, за то, что вы его многому научили и дарит вам на память книгу – Азбуку.

В конце занятия Буратино прощается со всеми и уходит.