Курс для учащихся 9-х классов.
Цель курса: познакомить учащихся с основами систематики растений и научить их самостоятельно составлять гербарии растений.
Задачи курса:
– помочь овладеть основами систематики
растений;
– научиться правильно составлять гербарии
растений луга, леса и болота;
– выработать навыки составления электронных
презентаций растений.
Время проведения: 1 четверть учебного года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном курсе биологии в среднем и старшем звене рассматриваются общие закономерности, характерные для растений, но те знания, которые получают учащиеся, имеют в основном , теоретическую направленность. Количества учебных часов , выделенных для преподавания биологии , явно не достаточно, чтобы привить учащимся практические навыки работы с растениями. Кроме этого, учащиеся, зная теоретически признаки растений того или иного класса , зачастую не могут увидеть эти признаки на натуральных объектах из-за отсутствия учебного времени на экскурсии. Данный курс представляет собой совокупность теоретической и практической части и является дополняющим к урокам экологии в рамках биологии 9 классов.
Курс составлен таким образом, что учащиеся могут объединять свои знания сразу по нескольким предметам: биологии, географии и информатике.
В процессе практического изучения растений, учащиеся знакомятся с природой родного края, с её особенностями, приспособленностью растений к нашему суровому климату. Учащиеся получают навыки оформления гербариев из растений, а также навыки работы с цифровыми фотографиями и компьютером.
Данный курс может быть продолжением элективных курсов, изучающих наши северные почвы, так как многие растения являются индикаторами кислотности почвы.
Знания , полученные при изучении данного курса, могут быть полезны учащимся, выбравшим биологическое или экологическое направление своего дальнейшего обучения.
Ожидаемые результаты обучения:
- получение представлений о методах современной систематики как науки;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
– приобретение навыков работы с натуральными объектами;
– Приобретение навыков работы с компьютерными технологиями.
Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии и географии в основной школе. При изучении данного элективного курса акцент следует делать на приобретение дополнительной суммы знаний по этим предметам, на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, практически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выполнять практические задания и делать выводы. Поэтому ведущими формами занятий должны быть практикумы, Темы предстоящих занятий объявляются заранее. Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы наиболее продуктивно в форме проведения самостоятельных наблюдений и исследований.
В связи с особенностями нашего климата, целесообразно сбор природного материала провести в сентябре–октябре.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Теоретическая часть (6 часов):
- Знакомство с систематикой как наукой, объяснение целей и задач курса;
- Правила составления геоботанических описаний местности;
- Правила сбора и хранения растений для гербариев;
- Работа со справочной литературой;
- Правила составления компьютерных презентаций.
- Итоговое занятие.
Практическая часть (9 часов):
- Составление геоботанических описаний леса и сбор лесных растений.
- Оформление гербария из лесных растений.
- Составление компьютерной презентации “растения нашего леса”.
- Составление геоботанических описаний луга и сбор луговых растений.
- Оформление гербария из луговых растений.
- Составление компьютерной презентации “растения северного луга”.
- Составление геоботанических описаний болота и сбор растений.
- Оформление гербария из болотных растений.
- Составление компьютерной презентации “растения болота”.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п |
Тема занятия | Количество часов | Содержание занятия | Оборудование | Форма контроля |
1 | знакомство с систематикой как наукой, объяснение целей и задач курса; |
1 час | Систематика как наука. История развития систематики. Цель курса. Задачи курса. Современные названия растений. Чтение латинских названий растений. Принципы современной систематики. | Презентация “Принципы современной систематики”, портрет Карла Линнея, | |
2 | правила составления геоботанических описаний местности | 1 час | Разбор методики геоботанического описания фитоценоза | Приложение №1 “Геоботаническое описание фитоценоза” | |
3 | Правила сбора и хранения растений для гербария | 1 час | Правила сбора растений для гербария. Правила сушки и хранения растений. Подготовка папки для гербария. Оформление гербария в папку. | Папки для гербариев, нитки, клей,
папиросная или газетная бумага. Приложение №2 “Правила изготовления школьного гербария” |
|
4 | составление геоботанических описаний луга и сбор луговых растений |
1 час | Выбор места для сбора растений. Геоботаническое описание фитоценоза. Сбор 10-15 растений, типичных для данного сообщества | Плотные папки для растений, газетная бумага, лопатки для выкапывания растений, рулетка. | |
5 | составление геоботанических описаний болота и сбор растений |
1 час | Выбор места для сбора растений. Геоботаническое описание фитоценоза. Сбор 10-15 растений, типичных для данного сообщества | Плотные папки для растений, газетная бумага, лопатки для выкапывания растений, рулетка. | |
6 | составление геоботанических описаний леса и сбор лесных растений |
1 час | Выбор места для сбора растений. Геоботаническое описание фитоценоза. Сбор 10-15 растений, типичных для данного сообщества | Плотные папки для растений, газетная бумага, лопатки для выкапывания растений, рулетка. | |
7 | работа со справочной литературой; |
1 час | Знакомство с различными определителями, правила работы с ними. Правила работы с энциклопедиями. Поиск информации в различной справочной литературе. | ||
8 | оформление гербария из луговых растений |
1 час | Оформление листов для гербария, прикрепление растений, краткое описание особенностей данного растения с помощью определителя. | Папка для гербария, клей, нитки, засушенные растения, фломастеры для оформления, линейка, фотографии или изображения растений. | |
9 | оформление гербария из болотных растений |
1 час | Оформление листов для гербария, прикрепление растений, краткое описание особенностей данного растения с помощью определителя. | Папка для гербария, клей, нитки, засушенные растения, фломастеры для оформления, линейка, фотографии или изображения растений. | |
10 | оформление гербария из лесных растений |
1 час | Оформление листов для гербария, прикрепление растений, краткое описание особенностей данного растения с помощью определителя. | Папка для гербария, клей, нитки, засушенные растения, фломастеры для оформления, линейка, фотографии или изображения растений. | Зачёт с представлением гербариев |
11 | правила составления компьютерных презентаций. |
1 час | Особенности создания компьютерной презентации. Дизайн и анимация. Перенос изображений с цифрового носителя (камеры) на компьютер, вставка фотографий в презентацию. Сканирование изображений. | Приложение №3 “Составление компьютерных презентаций” | |
12 | составление компьютерной презентации “Растения северного луга” |
1 час | Отбор информации и фотографий , создание слайдов презентации. | Компьютер, сканер, цифровой носитель, справочная литература. | |
13 | составление компьютерной презентации “Растения болота” |
1 час | Отбор информации и фотографий , создание слайдов презентации. | Компьютер, сканер, цифровой носитель, справочная литература | |
14 | составление компьютерной презентации “Растения нашего леса” |
1 час | Отбор информации и фотографий , создание слайдов презентации. | Компьютер, сканер, цифровой носитель, справочная литература | |
15 | Итоговое занятие | 1 час | Представление любой своей презентации с подробным рассказом об одном из растений. | компьютер | Зачёт с представлением своих работ |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: