Тип занятия: применение знаний на практике.
Форма занятия: практикум.
Участники: обучающиеся 5-го класса.
Цель интеграционная: способствовать развитию творческого мышления при оформлении полос газеты и умения учащихся демонстрировать свои навыки работы в издательской среде Microsoft Office Publisher.
Задачи:
- Образовательные: учить детей отбирать из полученного материала наиболее интересные статьи, заметки, корректировать письменный текст, озаглавливать заметки, создавать рубрики, подбирать к материалу соответствующие фотографии и картинки, оформлять печатную страницу на подготовительном этапе выпуска газеты;
- Воспитательные: формировать у учащихся собственную позицию в подготовке выпуска, формировать и развивать мотивацию в выпуске школьной газеты и своего активного участия в ней; развивать навыки сотрудничества в совместной работе, эстетический вкус в оформлении газеты; проявлять свои организаторские способности;
- Развивающие: развивать умение детей анализировать и аргументировать выбор своих статей и рубрик; способствовать развитию языковой компетентности учащихся на уроках информатики.
Оборудование:
- Персональные компьютеры с программным обеспечением Windows XP, MS Office 2003 (расширенный пакет);
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Цветной принтер;
- Бумага формата А4 для создания макета газеты и распечатки созданной газеты;
- Распечатанные материалы газетных статей;
- Файлы газетных статей;
- Презентация.
План урока:
- Организационный этап (3 мин).
- Верстка газеты. Основные понятия (10 мин).
- Отбор и утверждение материалов для номера газеты (20 минут).
- Создание макета газеты в группах в MS Office Publisher (40 мин).
- Рефлексия. Подведение итогов (7 мин).
Подробное описание хода урока:
I этап: Организационный этап (3 минуты)
Учитель информатики: Здравствуйте ребята, тема нашего занятия сегодня “Создание школьной газеты КИТ средствами программы MS Office Publisher”. (Слайд 2)
ПДО: Здравствуйте, ребята, мы с вами будем работать над очередным выпуском нашей школьной газеты “КИТ”.
Учитель информатики: А как расшифровывается аббревиатура КИТ?
(Ответ: Калейдоскоп Интересных Тем).
ПДО: Я думаю, что вы будете такими же активными, творческими и деятельными, как и всегда, и у нас получится хороший, интересный номер, как и прежде.
(Слайд 3)
Учитель информатики: И сейчас, в ходе нашего интегрированного занятия, мы покажем один из способов работы школьной редколлегии.
ПДО: Таким образом, цель нашего занятия – разработка макета и вёрстка школьной газеты КИТ средствами расширенного пакета Microsoft Office Publisher 2003.
II этап. Верстка газеты. Основные понятия (10 мин)
ПДО: Но сначала, мы вспомним, как создают газеты и повторим профессии людей, занимающихся созданием газеты.
Во-первых, кто отвечает за всё содержание газеты, включая и редакционные статьи?
(Ответ: главный редактор газеты). (Слайд 4)
Во-вторых, кто предоставляет информацию для будущей газеты?
(Ответ: журналисты и корреспонденты). (Слайд 5)
Ещё, немалую роль в создании газеты играет редактор-распорядитель – главный администратор в отделе информации, который согласовывает свою работу с главным редактором.
В отделе информации редактор-распорядитель – полный хозяин. Он руководит сбором информации и ее обработкой в отделах, которыми заведуют их руководители: редактор общих новостей, редактор столичных новостей, редактор региональных новостей, редактор очерков, редактор спортивных новостей, редактор деловых новостей, художественный редактор (фоторедактор) и редактор воскресных выпусков.
После консультации с редактором-распорядителем редактор определяет размеры заголовков и контролирует процесс дальнейшей обработки материалов.
А также, в штат редакции набирают художников-оформителей, которые готовят иллюстрации с помощью компьютеров.
Кроме того, в создании газеты участвуют верстальщики текстов.
Ребята, кто такие верстальщики?
(Ответ: Верстальщик – это специалист, осуществляющий вёрстку газеты). (Слайд 6)
Верно, верстальщик – это специалист, работающий в редакционно-издательских учреждениях. Он занимается компьютерной вёрсткой рекламных материалов и другой печатной продукции. В обязанности верстальщика текстов входит составление страниц (полос) газеты, журнала, книги определённого размера из набранных строк, заголовком, иллюстраций, в соответствии с разметкой или макетом в той последовательности, в какой они должны быть представлены в книге или газете. Верстальщик размещает набранный текст для печати газетных полос или книжных страниц в соответствии с определёнными требованиями (стандартами) с помощью компьютерных программ вёрстки, которые автоматически выдерживают заданные параметры. (Слайд 6) клик
А что же такое вёрстка?
(Ответ: вёрстка – это соединение и оформление собранного материала в единый продукт, готовый к изданию). (Слайд 7)
А кто же выполняет оформительскую функцию в создании газеты?
(Ответ: оформитель, web-дизайнер). (Слайд 8)
Верно, web-дизайнер – это создатель оригинальных компьютерных проектов и программ. Специалист, разрабатывающий стиль компьютерной программы, способный совместить в своём продукте полезность и гармоничность информации, выводимой на экран и создающей эффект полной реальности моделируемой ситуации.
Учитель информатики: Конечно, штат нашей редколлегии не такой многочисленный. В создании газеты КИТ сегодня участвует всего 9 человек, каждый из которых выполняет свою функцию. Среди вас присутствует главный редактор – Кирилл, а также 4 верстальщика и 4 web – дизайнера.
III этап. Отбор и утверждение материалов для номера газеты (20 минут).
Учитель информатики: Ребята, а в чём же заключается создание печатного издания?
(Ответ: в дизайне и вёрстке печатного издания).
ПДО: Верно, дизайн и верстка печатного издания – это и есть сначала дизайн, одноразовое действие по созданию макета (шаблона оформления), затем – повседневная верстка, т. е. укладывание новых материалов в готовый макет.
(Слайд 9)
Учитель информатики: Однако, прежде чем приступить к компьютерной вёрстке газеты, вам сначала предстоит создать макет будущей газеты на бумаге.
ПДО: В редакцию нашей газеты поступили материалы, заметки школьников, статьи на разные темы, о различных событиях нашей школы за последнее время. Для того, чтобы напечатать их в номере, нам надо разобраться с материалами и создать предварительный вид нашего выпуска.
Прежде всего, на первом этапе вам необходимо выбрать наиболее интересные на ваш взгляд материалы, разложить их по темам, озаглавить статьи и заметки (если у них нет названия), продумать рубки, где будут располагаться ваши материалы.
На втором этапе вы должны подобрать подходящие фотографии, картинки к вашим рубрикам и материалам, т.е. заняться оформлением вашей странички.
И на третьем этапе, вам необходимо создать свою предварительную страничку на листе бумаге, т.е. расположить материалы и фотографии с картинками, посмотреть эстетически на вид вашей страницы, сделать необходимые подписи.
Учитель информатики: Прежде, чем вы приступите к работе, хочется вам дать несколько советов по оформлению:
Любая работа над газетой начинается с анализа материала и построения макета будущего издания.
Первая страница – лицо издания: логотип находится на одном и том же месте, украшение страницы – иллюстрация, выноски основных тем, обсуждаемых в номере.
ПДО: На эту работу вам дается 15-20 минут. После этого вашу работу оценит главный редактор, выскажет свое мнение, а вы обоснуете ваш выбор материалов и расположение их на странице.
(Работа обучающихся в группах по отбору и утверждению материалов.)
ПДО: Теперь, ребята, после того, как вы отобрали необходимый материал и создали свои странички, согласовали свою работу с главным редактором, вам необходимо перейти к печатным работам. Работать вы будете в парах, и каждый из вас будет выполнять определенные функции: один верстальщик и web-дизайнер. Все эти функции вам известны. Независимо от того, какую функцию выполняет каждый из вас, вам придется работать вместе и согласовывать свои действия, советоваться. Главный редактор будет вам помогать, а вы можете всегда обращаться к нему за помощью и советом. Можете приступать к печатной работе.
IV этап. Создание макета газеты в группах в MS Office Publisher (40 мин).
Учитель информатики: Создавать электронный макет и верстать школьную газету КИТ мы будем с помощью издательской системы MS Office Publisher. Эта программа держится особняком от остальных собратьев по Office. Скромно притаившись в той же папке, что и Word, она остается незамеченной пользователями. И напрасно: ведь с ее помощью можно творить настоящие чудеса. Выпуск школьных бюллетеней, поздравительных открыток, буклетов-объявлений и web-узлов – это далеко не полный перечень того, что умеет делать Publisher. Ее можно назвать маленькой настольной типографией.
Поэтому, сегодня мы с вами попытаемся с помощью MS Office Publisher сверстать 4-х полосную газету. Работа нам предстоит в группах, состоящих из верстальщика и дизайнера. В начале занятия вам были на выбор предложены фигуры четырёх цветов по вашему настроению. Поэтому объединение в группы будет происходить по цветовому признаку.
Итак, войдем в программу Publisher. Найти ее можно, нажав последовательно Пуск, Все программы, Microsoft Office, Microsoft Office Publisher.
(Слайд 10)
На главной панели программы в каталоге Начать с макета нажимаем на кнопку Публикации для печати
(Слайд 11)
И в раскрывшемся списке выбираем Бюллетень.
(Слайд 12)
В окне появляется множество разнообразных четырехполосных газетных заготовок. Формат каждого бюллетеня имеет свое название – Путешествие, Горошины, Зубчики, Эхо. Открывая последовательно разные листки, выбираем понравившийся. Для того, чтобы газета была в едином стиле, выбираем шаблон оформления Горошины.
(Слайд 13)
Бюллетень предусмотрительно размечен: там есть место для названия газеты, колонка передовицы, “квадратик” для фотографии или картинки.
Вписываем название газеты “КИТ”. Затем помещаем в маленькие рамочки под заголовком дату выхода и порядковый номер издания: 05 февраля 2010, Выпуск 2 (38), а также помещаем логотип школы в левый верхний угол: логотип находится в сетевой папке Buf406 –> Материалы для вёрстки –> Логотип.
(Слайд 13)
Для своей школьной газеты КИТ создадим Пользовательскую цветовую схему, соответствующую красочному логотипу образовательного учреждения.
(Слайд 14)
Подбираем цвета для макета по образцу, для того, чтобы стиль газеты был единым.
(Слайд 15)
Ещё раз сверьте цвета газеты со слайдом макета.
(Слайд 16)
Сохраните Пользовательскую цветовую схему под названием Газета КИТ, нажав кнопку Сохранить схему.
(Слайд 17)
Убедитесь, что ваша схема сохранена на панели Цветовые схемы.
(Слайд 18)
Теперь подберём Шрифтовую схему Несерьёзную.
(Слайд 19)
Теперь каждый из Вас переход на ту страничку, за вёрстку которой вы отвечаете. И помещаете тексты статей, которые были утверждены главным редактором. Все тексты статей и фотографии, и картинки размещены в сетевой папке Buf406 –> Материалы для вёрстки.
ПДО: В открывшемся окне найдем написанную раньше статью и поместим ее в нужную колонку. Еще раз прочитаем. Как она выглядит в макете? Нет ли ошибок? Если нужно, сделаем редакционную правку. Прямо здесь устраним неточности, поправим стиль, удалим спорные места.
Учитель информатики: Теперь вы приступаете к вёрстке газеты. Помогать в вёрстке газеты буду не только я, учитель информатики, но и главный редактор, который будет давать ценные советы каждой из групп.
(Обучающиеся в группах за компьютерами показывают технологию верстки газеты. В помощь группам даются инструкции по оформлению страниц – шаблонов, макетированию страниц. Материал для газеты берется из файлов, подготовленных заранее и расположенных в сетевой папке компьютерного класса.
Группы работают с одним и тем же материалом. Их коллективное творчество проявляется в размещении материала и вёрстке выпуска газеты.)
(Слайд 20)
Учитель информатики: По окончанию работы вы сохраняете свои страницы газеты в сетевой папке Buf406 –> Выпуск газеты КИТ –> <Номер страницы>, например, 3.
Учитель информатики: А теперь пришло время поработать и главному редактору, которому предстоит сверстать четыре разрозненные полосы в единый выпуск и вывести на печать полученную газету.
Сейчас он всё это продемонстрирует с помощью мультимедийного проектора.
(Главный редактор группирует объекты в файле 2 (страница 2), копирует единую страницу в файл 1, предварительно всё удалив со страницы 2 файла 1 и т. д. до получения единого четырёхполосного издания. Затем отправляет это всё на печать цветного принтера).
V этап. Рефлексия. Подведение итогов (7 мин)
ПДО: Итак, перед вами новый, выпущенный выпуск газеты. Ваши ощущения, впечатления?
(Обучающиеся делятся впечатлениями о выпуске газеты, анализируют свою работу, делятся впечатлениями.)
Учитель информатики: Хотите ли вы еще выпускать газету? Является ли для Вас это увлекательным?
(Ответы обучающихся).
(Слайд 21)
ПДО: Желаем вам удачи в самостоятельных выпусках ваших изданий!
Учитель информатики: Спасибо за работу!