Проводя диагностику речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов базируемся на понимании любой психической деятельности человека, как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих каждый свой вклад в обеспечение этой функциональной системы.
С помощью этого метода осуществляется структурный синдромный анализ нарушенных психических процессов, который и является основным способом нейропсихологического исследования.
Этот метод позволяет, во-первых, – “выявлять психофизиологические особенности, лежащие в основе тех или других аномальных проявлений, во-вторых – вычленять систему первично сохраненных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – определять оптимальные (адекватные психофизиологической структуре дефекта) пути индивидуализированного подхода к ним в процессе фронтального коррекционного обучения.
Проводится диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов в двух направлениях:
- Логопедическом-проверяется уровень сформированное разных сторон речи.
- Нейропсихологическом – углубленном уровне анализа, дающем возможность не только выявить недостаточность компонентов речевой системы, но и приблизиться к.пониманию качественной специфике этой недостаточности и лежащих в ее основе психологических механизмов.
- В лингвистике существует два вида связей языковых элементов - синтагматические – соединяющие следующие друг за другом элементы речи, т.е. обеспечивающие слитность и целостность высказывания, и парадигматические - обусловленные включением элементов в систему противопоставлений. Парадигматический принцип действует на разных уровнях: в системе таких противопоставлений входят артикулемы, фонемы, морфемы, лексемы.
- Каждому виду языковых связей соответствуют свои речевые операции. Так, синтагматическим связям отвечают операции комбинирования элементов и последовательные сукцессивные комплексы. Сюда относятся создание внутри речевого замысла высказывания.
- Парадигматическим связям соответствуют операции выбора языковых единиц, связанных отношением сходства и образующих симультанное целое. В процессе порождения речи эти операции конкретизируют схему высказывания посредством выбора нужных слов, звуков, артикулем.
- Расстройство операций комбинирования вызывает нарушение преимущественно экспрессивной речи. Трудность выбора языковых единиц отрицательно сказывается, как на импрессивной, так и на экспрессивной речи.
По своим наблюдениям в ходе работы и данным литературы (Плоткина И.М. 1978 г.), между тяжестью недоразвития устной речи и выраженностью специфических нарушений чтения и письма нет прямой зависимости.
Обычно детям с недоразвитием речи труднее овладеть грамотой, чем здоровым сверстникам, не более трудно, чем детям с задержкой психического развития и нормально развитой устной речью. Письменная речь по психологическим и семиотическим параметрам достаточно отлична и автономна от устного языка. Тем не менее, недоразвитие некоторых аспектов устной речи серьезно затрудняет овладение письмом и чтением. Оценка развития устной речи, языка и метаязыка функций при обследовании детей дошкольного возраста важных для определения степени риска развития дислексии и дисграфии. В школьном возрасте это необходимо для понимания места устно-языковых нарушений в механизмах дислексии и дисграфии, выбора предпочтительной методики обучения грамоте и составления индивидуальной программы коррекционного обучения. Наряду с общей характеристикой импрессивной и экспрессивной речи, основных языковых средств (фонетики, лексики и грамматики) особенно тщательно должны быть исследованы те функциональные подсистемы, которые наиболее связаны с письменной речью. Важны не только семиотические аспекты связи устного и письменного языка, представленные в основных принципах, на которых построена русская письменность. Не меньшее значение имеют требования, предъявляемые к состоянию механизмов устной речи и языка конкретной методики обучения письму и чтению.
В России основным и практически единственным является аналитико-синтетический метод обучения, при использовании которого сроки и качество освоения письма прямо зависят от зрелости устной речи, в особенности ее фонетических и фонематических операций (по крайней мере, на начальном этапе обучения).
Существенное влияние на этот процесс оказывают и состояние лексической сферы, способностью к словообразованию и словоизменению. Проведенные исследования позволяют объединить все разнообразие лингвопатологической симптоматики в несколько синдромов, наиболее отвечающих нейропсихологическим принципам анализа расстройств: синдром функциональной дислалии, синдром артикулярной диспраксии, синдром переднего аграмматизма, синдром фонетического недоразвития, синдром моторной алалии и синдром сенсорной алалии.
План:
- Введение.
- Методы диагностики.
- Исследование устной речи.
1) Экспрессивная речь
2) Импрессивная речь
- Процедура обследования и оценки состояния операционных предпосылок.
- Изучение и обследование мотивационно -возбудительного уровня письменной речи.
Исследования устной речи
I. Экспрессивная речь.
1. Уровень моторной реализации высказывания.
А) Исследование звукопроизношения.
Инструкция: Повторяй за мной слова.
Собака – маска – нос Сено – косить – высь Замок – коза Зима – ваза Цапля – овца – палец Шуба – кошка – камыш Жук – ножи Щука – вещи – лещ Чайка – очки – ночь Рыба – корова – топор .Река – варенье – дверь Лампа – молоко – пол Лето – колесо – соль
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, в, д; задненебных г, к, х, й)
Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной.
Скакалка | Кинотеатр |
Танкист | Баскетбол |
Космонавт | Перепорхнуть |
Милиционер | Аквалангист |
Сковорода | Термометр |