Логопедическая диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов

Разделы: Логопедия


Проводя диагностику речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов базируемся на понимании любой психической деятельности человека, как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих каждый свой вклад в обеспечение этой функциональной системы.

С помощью этого метода осуществляется структурный синдромный анализ нарушенных психических процессов, который и является основным способом нейропсихологического исследования.

Этот метод позволяет, во-первых, – “выявлять психофизиологические особенности, лежащие в основе тех или других аномальных проявлений, во-вторых – вычленять систему первично сохраненных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – определять оптимальные (адекватные психофизиологической структуре дефекта) пути индивидуализированного подхода к ним в процессе фронтального коррекционного обучения.

Проводится диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов в двух направлениях:

  1. Логопедическом-проверяется уровень сформированное разных сторон речи.
  2. Нейропсихологическом – углубленном уровне анализа, дающем возможность не только выявить недостаточность компонентов речевой системы, но и приблизиться к.пониманию качественной специфике этой недостаточности и лежащих в ее основе психологических механизмов.
  3. В лингвистике существует два вида связей языковых элементов - синтагматические – соединяющие следующие друг за другом элементы речи, т.е. обеспечивающие слитность и целостность высказывания, и парадигматические - обусловленные включением элементов в систему противопоставлений. Парадигматический принцип действует на разных уровнях: в системе таких противопоставлений входят артикулемы, фонемы, морфемы, лексемы.
  4. Каждому виду языковых связей соответствуют свои речевые операции. Так, синтагматическим связям отвечают операции комбинирования элементов и последовательные сукцессивные комплексы. Сюда относятся создание внутри речевого замысла высказывания.
  5. Парадигматическим связям соответствуют операции выбора языковых единиц, связанных отношением сходства и образующих симультанное целое. В процессе порождения речи эти операции конкретизируют схему высказывания посредством выбора нужных слов, звуков, артикулем.
  6. Расстройство операций комбинирования вызывает нарушение преимущественно экспрессивной речи. Трудность выбора языковых единиц отрицательно сказывается, как на импрессивной, так и на экспрессивной речи.

По своим наблюдениям в ходе работы и данным литературы (Плоткина И.М. 1978 г.), между тяжестью недоразвития устной речи и выраженностью специфических нарушений чтения и письма нет прямой зависимости.

Обычно детям с недоразвитием речи труднее овладеть грамотой, чем здоровым сверстникам, не более трудно, чем детям с задержкой психического развития и нормально развитой устной речью. Письменная речь по психологическим и семиотическим параметрам достаточно отлична и автономна от устного языка. Тем не менее, недоразвитие некоторых аспектов устной речи серьезно затрудняет овладение письмом и чтением. Оценка развития устной речи, языка и метаязыка функций при обследовании детей дошкольного возраста важных для определения степени риска развития дислексии и дисграфии. В школьном возрасте это необходимо для понимания места устно-языковых нарушений в механизмах дислексии и дисграфии, выбора предпочтительной методики обучения грамоте и составления индивидуальной программы коррекционного обучения. Наряду с общей характеристикой импрессивной и экспрессивной речи, основных языковых средств (фонетики, лексики и грамматики) особенно тщательно должны быть исследованы те функциональные подсистемы, которые наиболее связаны с письменной речью. Важны не только семиотические аспекты связи устного и письменного языка, представленные в основных принципах, на которых построена русская письменность. Не меньшее значение имеют требования, предъявляемые к состоянию механизмов устной речи и языка конкретной методики обучения письму и чтению.

В России основным и практически единственным является аналитико-синтетический метод обучения, при использовании которого сроки и качество освоения письма прямо зависят от зрелости устной речи, в особенности ее фонетических и фонематических операций (по крайней мере, на начальном этапе обучения).

Существенное влияние на этот процесс оказывают и состояние лексической сферы, способностью к словообразованию и словоизменению. Проведенные исследования позволяют объединить все разнообразие лингвопатологической симптоматики в несколько синдромов, наиболее отвечающих нейропсихологическим принципам анализа расстройств: синдром функциональной дислалии, синдром артикулярной диспраксии, синдром переднего аграмматизма, синдром фонетического недоразвития, синдром моторной алалии и синдром сенсорной алалии.

План:

  1. Введение.
  2. Методы диагностики.
  3. Исследование устной речи.
    1) Экспрессивная речь
    2) Импрессивная речь
  1. Процедура обследования и оценки состояния операционных предпосылок.
  2. Изучение и обследование мотивационно -возбудительного уровня письменной речи.

Исследования устной речи

I. Экспрессивная речь.

1. Уровень моторной реализации высказывания.

А) Исследование звукопроизношения.

Инструкция: Повторяй за мной слова.

Собака – маска – нос Сено – косить – высь Замок – коза Зима – ваза Цапля – овца – палец Шуба – кошка – камыш Жук – ножи Щука – вещи – лещ Чайка – очки – ночь Рыба – корова – топор .Река – варенье – дверь Лампа – молоко – пол Лето – колесо – соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, в, д; задненебных г, к, х, й)

Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной.

Скакалка Кинотеатр
Танкист Баскетбол
Космонавт Перепорхнуть
Милиционер Аквалангист
Сковорода Термометр

Продолжение статьи

Дополнение