Девиз: «Жизнь учит только тех, кто ее изучает» (В. Ключевский)
Тип урока: Аукцион знаний по неорганической химии.
Цели:
- Проверить знания учащихся по теме: «Сера и ее соединения».
- Развитие экономического мышления, умения находить рациональный подход к принятию решения.
- Развитие интереса к предмету с помощью вовлечения учащихся в необычную игровую ситуацию.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя: В
настоящее время, живя в условиях рыночной
экономики, экономические знания и умения
необходимы каждому человеку. В большинстве школ
преподается специальный предмет «Экономика».
Экономика – это общественная наука о том, как
сделать правильный выбор в условиях
ограниченных ресурсов. Правильный, обоснованный
выбор – это получение наибольших результатов
при наименьших затратах.
Сегодня на уроке мы попробуем в игровой форме не
только проверить наши знания, но и поучимся,
применяя экономическое мышление, находить
рациональный подход к принятию решений.
Предлагаю провести смотр знаний в виде игры
«Аукцион». Аукцион – это поочередная продажа
ограниченного числа реальных товаров на основе
конкурса покупателей.
2. Ход игры:
– У вас на партах имеются карточки трех цветов, выберите одну из них, ту которая соответствует вашему сейчас настроению.
- Красная – веселое, энергичное.
- Желтая – пассивное, равнодушное, что будет то и будет.
- Синяя – раздраженное, вы не выспались, устали.
Участникам аукциона выдается по 100 (сто) химических рублей (количество денег и число лотов ограниченно). Каждый лот – вопрос по теме «Сера и ее соединения» – имеет стартовую цену.
Ведущий торгов – аукционист – объявляет номер лота-вопроса, максимальное число бал лов, которые можно заработать при ответе на него, тематику вопроса, стартовую цену.
Ученик, предложивший большую сумму за данный вопрос, выкупает его, оплачивая химические рубли казначею, и отвечает на этот вопрос. При правильном ответе учащийся зарабатывает определенное число баллов, от 5 до 20 в зависимости от сложности вопроса и полноты ответа. При неправильном ответе баллы вычитаются. Учащийся, набравший за игру 20 и выше баллов, получает оценку «5», от 15 до 20 баллов – «4» и так далее.
Задача участника игры – набрать максимум баллов, имея ограниченное количество денег. Секретарь ведет учет, набранных участниками очков. На аукцион приходят люди энергичные, азартные, неравнодушные, а иногда и неуравновешенные. Поэтому сегодня имеете, право вести себя соответствующим образом: выкрикивать, соскакивать с места, ходить по классу, сидеть как вам удобно.
Лот № 1.
Стартовая цена – 15 рублей. Тема: Правила поведения и техника безопасности в кабинете химии.
Ответ. Если нарушить правило и влить воду в кислоту, то первые же порции воды, соприкасаясь с поверхностью кислоты и взаимодействуя с ней, разогреваются так сильно, что вскипает и разбрызгивается вместе с кислотой. В результате человек получает сильные ожоги.
Лот № 2.
Стартовая цена – 20 рублей. Тема: Специфические
реакции.
В пробирку внесли немного медных опилок и 5-6
капель концентрированной серной кислоты. Плотно
закрывают пробирку пробкой с газоотводной
трубкой и осторожно нагревают. Раствор в
пробирке окрашивается в голубой цвет. Объясните
почему лакмусовая бумажка окрашивается в
розовый цвет?
Ответ: При взаимодействии концентрированной серной кислоты с медью (это специфическая реакция серной кислоты) образуется оксид серы(4). Этот оксид реагирует с водой и образуется сернистая кислота. Лакмусовая бумажка служит индикатором на любую кислоту и окрашивается в розовый цвет.
Лот № 3.
Стартовая цена – 5 рублей. Тема: Физические
свойства неорганических веществ.
Русское название элемента происходит от
древнеиндийского «сира». Переведите это слово.
Ответ: На русском языке это звучит –
светло-желтый.
Лот № 4.
Стартовая цена – 5 рублей. Тема: Физические
свойства веществ.
Назовите аллотропные модификации серы.
Ответ: Сера имеет 2 аллотропные
модификации
– состоит из 8 атомов
– пластическая форма
Лот № 5.
Стартовая цена – 10 рублей. Тема: Химические
свойства веществ.
Напишите уравнение взаимодействия серы и азота
Ответ: С данным веществом сера не реагирует.
Лот № 6.
Стартовая цена – 10 рублей. Тема: Применение
веществ.
Какую роль оказывает сероводород на организм
человека?
Ответ: Газ очень токсичен, раздражает слизистые оболочки и органы дыхания, вызывает головную боль.
Лот № 7.
Стартовая цена – 5 рублей. Тема: Физические свойства веществ.
Назовите источники сероводорода в природе.
Ответ:
– месторождения нефти и газа
– вулканические газы
– воды минеральных источников
– разложение органических веществ.
Лот № 8.
Стартовая цена – 15 рублей. Тема: Химические
свойства веществ.
Напишите реакцию взаимодействия сероводорода с
кислородом.
Ответ:
2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2
2H2S + O2 = 2H2O + 2S
Лот № 9.
Стартовая цена – 10 рублей. Тема: Применение
веществ.
Как наши предки использовали пирит?
Ответ: Пирит использовали для высекания огня и искр, ударяли пиритом о кремень. Пирит – это первые спички человека.
Лот № 10.
Стартовая цена – 15 рублей. Тема: Применение
веществ.
Предположите какое влияние оказывает
сероводородные ванны на организм человека?
Ответ: Сероводород моментально расширяет капилляры, увеличивает проходимость сосудов, ускоряет циркуляцию крови, настраивает каждую клеточку в организме на правильную работу, именно это повышает иммунитет.
Лот № 11.
Стартовая цена – 20 рублей. Тема: Химические
свойства веществ.
Оксид серы (4) или сернистый газ с резким
удушливым запахом. Этот газ убивает многие
микроорганизмы, его используют в качестве
консервирующего средства при производстве из
свежих фруктов фруктовых сиропов и сухих
фруктов. Где в домашних условиях используют это
свойство сернистого газа.
Ответ: Сернистый газ используется для
уничтожения плесневых грибков в сырых
помещениях, подвалах, погребах. Для этого в
данных помещениях сжигают серу.
Чтобы сохранить собранные плоды и фрукты
длительное время их окуривают горящей серой.
Лот № 12.
Стартовая цена – 15. рублей. Тема: Химические
свойства веществ.
Оксид серы (4) образуется при сжигании серы,
обжиге сульфидов металлов на металлургических
предприятиях. Сернистый газ попадает в атмосферу
и служит источником кислотных дождей. Они
пагубно влияют на строительные материалы. Это
приводит к разрушению памятников архитектуры.
Объясните, почему это происходит?
Ответ: Кислотные осадки, содержащие
сернистую кислоту, реагирует с карбонатами
(мрамор, известняк), поэтому мраморные статуи и
другие памятники искусства и старины
разрушаются. Выбросы сернистого газа в настоящее
время увеличилось, поэтому активизировался
процесс разрушения.
Лот № 13.
Стартовая цена – 20 рублей. Тема: Решение задач.
Вашему папе необходимо поменять электролит в
аккумуляторе. Для этого потребуется 5 литров
электролита с массовой долей серной кислоты 36%
(плотность 1,27 г\мл).
Помогите папе выполнить расчеты, используя текст
задачи.
Ответ: Масса 98% серной кислоты равна 2286г, масса воды 4074 г.
Лот № 14.
Стартовая цена – 15. рублей. Тема: Качественные
реакции.
Даны пробирки с соляной и серной кислотами.
Опытным путем определите, в какой пробирке
находится серная кислота.
Ответ: В обе пробирки нужно добавить хлорид бария. В пробирке с серной кислотой выпадет белый осадок, образуется «химическое молоко».
Лот № 15.
Стартовая цена – 10 рублей. Тема: Физические
свойства веществ.
Если стаканчик с концентрированной серной
кислотой зимой поставить между рамами, стекло не
замерзнет. Почему?
Ответ: Концентрированная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ.
Лот № 16.
Стартовая цена – 20 рублей. Тема: Химические
свойства веществ.
Жили – были старик со старухой, и была у них
Курочка Ряба. Снесла курочка яичко – не простое,
а серебряное. Дед бил, бил – не разбил, бабка била,
била – не разбила, бежала мышка, несла склянку с
жидкостью. Упала мышка, склянка разбилась. Попала
жидкость на яйцо, и оно исчезло. Что было в
склянке?
Ответ: В склянке была налита концентрированная серная кислота.
По окончании игры, когда все лоты – вопросы выкуплены, учитель подводит итог. С помощью секретаря подсчитываются баллы каждого участника аукциона, выставляются оценки. Обсуждается с учащимися возможность добавления баллов некоторым участникам за более полные ответы, глубокие знания; а также снятия баллов за некорректное поведение на аукционе.
3. Рефлексия:
– У вас на партах имеются карточки трех цветов, выберите одну из них, ту которая соответствует вашему сейчас настроению.
- Красная – радостное, удовлетворение от удачно вложенных сил и средств.
- Желтая – небольшое разочарование, не все получилось, так как вы хотели.
- Синяя – раздражение увеличилось, так как мне все не понравилось.
– Спасибо за урок!