Сера и ее соединения

Разделы: Химия


Девиз: «Жизнь учит только тех, кто ее изучает» (В. Ключевский)

Тип урока: Аукцион знаний по неорганической химии.

Цели:

  • Проверить знания учащихся по теме: «Сера и ее соединения».
  • Развитие экономического мышления, умения находить рациональный подход к принятию решения.
  • Развитие интереса к предмету с помощью вовлечения учащихся в необычную игровую ситуацию.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя: В настоящее время, живя в условиях рыночной экономики, экономические знания и умения необходимы каждому человеку. В большинстве школ преподается специальный предмет «Экономика». Экономика – это общественная наука о том, как сделать правильный выбор в условиях ограниченных ресурсов. Правильный, обоснованный выбор – это получение наибольших результатов при наименьших затратах.
Сегодня на уроке мы попробуем в игровой форме не только проверить наши знания, но и поучимся, применяя экономическое мышление, находить рациональный подход к принятию решений. Предлагаю провести смотр знаний в виде игры «Аукцион». Аукцион – это поочередная продажа ограниченного числа реальных товаров на основе конкурса покупателей.

2. Ход игры:

– У вас на партах имеются карточки трех цветов, выберите одну из них, ту которая соответствует вашему сейчас настроению.

  • Красная – веселое, энергичное.
  • Желтая – пассивное, равнодушное, что будет то и будет.
  • Синяя – раздраженное, вы не выспались, устали.

Участникам аукциона выдается по 100 (сто) химических рублей (количество денег и число лотов ограниченно). Каждый лот – вопрос по теме «Сера и ее соединения» – имеет стартовую цену.

Ведущий торгов – аукционист – объявляет номер лота-вопроса, максимальное число бал лов, которые можно заработать при ответе на него, тематику вопроса, стартовую цену.

Ученик, предложивший большую сумму за данный вопрос, выкупает его, оплачивая химические рубли казначею, и отвечает на этот вопрос. При правильном ответе учащийся зарабатывает определенное число баллов, от 5 до 20 в зависимости от сложности вопроса и полноты ответа. При неправильном ответе баллы вычитаются. Учащийся, набравший за игру 20 и выше баллов, получает оценку «5», от 15 до 20 баллов – «4» и так далее.

Задача участника игры – набрать максимум баллов, имея ограниченное количество денег. Секретарь ведет учет, набранных участниками очков. На аукцион приходят люди энергичные, азартные, неравнодушные, а иногда и неуравновешенные. Поэтому сегодня имеете, право вести себя соответствующим образом: выкрикивать, соскакивать с места, ходить по классу, сидеть как вам удобно.

Лот № 1.

Стартовая цена – 15 рублей. Тема: Правила поведения и техника безопасности в кабинете химии.

Ответ. Если нарушить правило и влить воду в кислоту, то первые же порции воды, соприкасаясь с поверхностью кислоты и взаимодействуя с ней, разогреваются так сильно, что вскипает и разбрызгивается вместе с кислотой. В результате человек получает сильные ожоги.

Лот № 2.

Стартовая цена – 20 рублей. Тема: Специфические реакции.
В пробирку внесли немного медных опилок и 5-6 капель концентрированной серной кислоты. Плотно закрывают пробирку пробкой с газоотводной трубкой и осторожно нагревают. Раствор в пробирке окрашивается в голубой цвет. Объясните почему лакмусовая бумажка окрашивается в розовый цвет?

Ответ: При взаимодействии концентрированной серной кислоты с медью (это специфическая реакция серной кислоты) образуется оксид серы(4). Этот оксид реагирует с водой и образуется сернистая кислота. Лакмусовая бумажка служит индикатором на любую кислоту и окрашивается в розовый цвет.

Лот № 3.

Стартовая цена – 5 рублей. Тема: Физические свойства неорганических веществ.
Русское название элемента происходит от древнеиндийского «сира». Переведите это слово.

Ответ: На русском языке это звучит – светло-желтый.
Лот № 4.

Стартовая цена – 5 рублей. Тема: Физические свойства веществ.
Назовите аллотропные модификации серы.

Ответ: Сера имеет 2 аллотропные модификации
– состоит из 8 атомов
– пластическая форма

Лот № 5.

Стартовая цена – 10 рублей. Тема: Химические свойства веществ.
Напишите уравнение взаимодействия серы и азота

Ответ: С данным веществом сера не реагирует.

Лот № 6.

Стартовая цена – 10 рублей. Тема: Применение веществ.
Какую роль оказывает сероводород на организм человека?

Ответ: Газ очень токсичен, раздражает слизистые оболочки и органы дыхания, вызывает головную боль.

Лот № 7.

Стартовая цена – 5 рублей. Тема: Физические свойства веществ.

Назовите источники сероводорода в природе.

Ответ:

– месторождения нефти и газа
– вулканические газы
– воды минеральных источников
– разложение органических веществ.

Лот № 8.

Стартовая цена – 15 рублей. Тема: Химические свойства веществ.
Напишите реакцию взаимодействия сероводорода с кислородом.

Ответ:

2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2
2H2S + O2 = 2H2O + 2S

Лот № 9.

Стартовая цена – 10 рублей. Тема: Применение веществ.
Как наши предки использовали пирит?

Ответ: Пирит использовали для высекания огня и искр, ударяли пиритом о кремень. Пирит – это первые спички человека.

Лот № 10.

Стартовая цена – 15 рублей. Тема: Применение веществ.
Предположите какое влияние оказывает сероводородные ванны на организм человека?

Ответ: Сероводород моментально расширяет капилляры, увеличивает проходимость сосудов, ускоряет циркуляцию крови, настраивает каждую клеточку в организме на правильную работу, именно это повышает иммунитет.

Лот № 11.

Стартовая цена – 20 рублей. Тема: Химические свойства веществ.
Оксид серы (4) или сернистый газ с резким удушливым запахом. Этот газ убивает многие микроорганизмы, его используют в качестве консервирующего средства при производстве из свежих фруктов фруктовых сиропов и сухих фруктов. Где в домашних условиях используют это свойство сернистого газа.

Ответ: Сернистый газ используется для уничтожения плесневых грибков в сырых
помещениях, подвалах, погребах. Для этого в данных помещениях сжигают серу.
Чтобы сохранить собранные плоды и фрукты длительное время их окуривают горящей серой.

Лот № 12.

Стартовая цена – 15. рублей. Тема: Химические свойства веществ.
Оксид серы (4) образуется при сжигании серы, обжиге сульфидов металлов на металлургических предприятиях. Сернистый газ попадает в атмосферу и служит источником кислотных дождей. Они пагубно влияют на строительные материалы. Это приводит к разрушению памятников архитектуры. Объясните, почему это происходит?

Ответ: Кислотные осадки, содержащие сернистую кислоту, реагирует с карбонатами
(мрамор, известняк), поэтому мраморные статуи и другие памятники искусства и старины разрушаются. Выбросы сернистого газа в настоящее время увеличилось, поэтому активизировался процесс разрушения.

Лот № 13.

Стартовая цена – 20 рублей. Тема: Решение задач.
Вашему папе необходимо поменять электролит в аккумуляторе. Для этого потребуется 5 литров электролита с массовой долей серной кислоты 36% (плотность 1,27 г\мл).
Помогите папе выполнить расчеты, используя текст задачи.

Ответ: Масса 98% серной кислоты равна 2286г, масса воды 4074 г.

Лот № 14.

Стартовая цена – 15. рублей. Тема: Качественные реакции.
Даны пробирки с соляной и серной кислотами. Опытным путем определите, в какой пробирке находится серная кислота.

Ответ: В обе пробирки нужно добавить хлорид бария. В пробирке с серной кислотой выпадет белый осадок, образуется «химическое молоко».

Лот № 15.

Стартовая цена – 10 рублей. Тема: Физические свойства веществ.
Если стаканчик с концентрированной серной кислотой зимой поставить между рамами, стекло не замерзнет. Почему?

Ответ: Концентрированная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ.

Лот № 16.

Стартовая цена – 20 рублей. Тема: Химические свойства веществ.
Жили – были старик со старухой, и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко – не простое, а серебряное. Дед бил, бил – не разбил, бабка била, била – не разбила, бежала мышка, несла склянку с жидкостью. Упала мышка, склянка разбилась. Попала жидкость на яйцо, и оно исчезло. Что было в склянке?

Ответ: В склянке была налита концентрированная серная кислота.

По окончании игры, когда все лоты – вопросы выкуплены, учитель подводит итог. С помощью секретаря подсчитываются баллы каждого участника аукциона, выставляются оценки. Обсуждается с учащимися возможность добавления баллов некоторым участникам за более полные ответы, глубокие знания; а также снятия баллов за некорректное поведение на аукционе.

3. Рефлексия:

– У вас на партах имеются карточки трех цветов, выберите одну из них, ту которая соответствует вашему сейчас настроению.

  • Красная – радостное, удовлетворение от удачно вложенных сил и средств.
  • Желтая – небольшое разочарование, не все получилось, так как вы хотели.
  • Синяя – раздражение увеличилось, так как мне все не понравилось.

– Спасибо за урок!

Приложение 1