"То, что ребенок слышит, это то, чем он станет"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Осознание педагогами роли установок в воспитании ребенка.

Формирование мотивационной готовности к созданию доброжелательной атмосферы общения. Снятие эмоционального напряжения.

“Словом можно убить, Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести”

Уважаемые педагоги! В течение 1,5 месяцев я посещала занятия. Целью наблюдений служило: определение взаимоотношений

педагогов с детьми и измерение воспитательских установок. Из наблюдений и определилась проблема: мы не всегда обращаем внимание на то, что и как мы говорим детям. От того, какие мы  даем установки детям в саду, нашим собственным детям, зависит  их успешность в будущем. Сегодня мы попробуем разобраться осознать роль установок. Наша встреча пройдет в форме познавательно – информационного занятия. Оно называется “То, что ребенок слышит,– это то, чем он станет”.

I. Понятие “установки”. Роль директивы в воспитании детей.

Что же такое установки? Это те слова, сила тех слов, которые влияют на нашу жизнь и жизнь наших детей. Слова обладают мощным влиянием по одной простой причине – любое слово или фраза, обращенное к ребенку, несут в себе скрытое сообщение о ребенке и его отношениях с миром. К несчастью, дети не успевают развить в себе способность фильтровать то, что вводиться в их ментальный компьютер. Они не могут сказать: “Эту похвалу я принимаю, а эту критику я отвергаю”.

В Африке есть одно племя, где детей называют по дням недели, в которые они родились. Половину преступлений в поселении совершают люди, родившиеся в среду, т.к. в их языке слова “среда” и “жестокий” – омонимы. Многие заключенные в США говорят, что первое сообщение, которое они получили от родителей “Ты кончишь свои дни за решеткой”.

Давайте поэкспериментируем. Вспомните свое детство и воскресите в памяти негативное слово или фразу, которые вам сказал родитель, родственник, учитель, а может быть другой ребенок. Например, ты такой-то: растяпа, толстая, сама виновата, ну почему ты не как твой брат или сестра, когда ты, наконец, станешь учиться? И др. Ну а теперь мысленно себе задайте вопрос: “Влияют ли эти слова на мою нынешнюю жизнь? Может быть, я до сих пор переживаю их негативные последствия”.

Почему так получается с взрослыми людьми: всякий раз, когда нужно начать важное дело, оно откладывается на последний момент и выполняется без особого удовольствия, либо в спешке; или человеку не составляет труда что-то сделать для другого, а себе он не в состоянии помочь; или человек трудолюбив, старателен, но в жизни чрезвычайно “невезуч”: все лопается в последний момент как будто по независящим от него причинам; или во взаимоотношениях с другими человек постоянно оказывается в роли жертвы, которую все обманывают и бросают; или человек постоянно жалуется на головную (другую) боль, а когда ему предлагают помощь (отпускают домой, предлагают лекарства, совет врача), он отказывается, оставаясь при своем?

Это результат скрытого родительского “обучения”. Впервые описали их американские психотерапевты Гоулдинги, и назвали их “родительскими директивами”. Директива – это скрытое приказание, сформулированное словами или действиями взрослого. Директивы отличаются от морали тем, что последняя, т.е. мораль, сознательна, а к директивам взрослые прибегают потому что

а) их так воспитали;
б) не умеют по-другому управлять ребенком;

Директив избежать трудно, но изменить ситуацию можно.

Выделяют 12 директив

Такие высказывания как

“Глаза бы мои на тебя не глядели”;
“Мне не нужен такой плохой мальчик” – директива, Не живи”

“Что ты ведешь себя как маленький?”;
“Пора стать самостоятельнее”;
“Ты уже не ребенок, чтобы…” – “Не будь ребенком”

“Ты еще мал, чтобы…”
“Мама тебя никогда не бросит”
“Не торопись взрослеть” – “Не расти”

“Не рассуждай, а делай то, что говорю”
“Не умничай” – “Не думай”

“Как тебе не стыдно бояться….”
“Как ты смеешь злиться на….”
“Не сахарный, не стеклянный и пр.” – “Не чувствуй”

“Дай, я сам”
“У тебя все равно ничего не получится” – “Не достигай успеха”

“Будь как все”
“Не высовывайся, не выделяйся” – “Не будь лидером”

“Ты ведь у меня не такой как все” – “Не принадлежи”

“Кроме меня, ты никому не нужен” – “Не доверяй / не будь близким”

“Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я”
“Не делай сам, подожди меня” – “Не делай сам”

“Смотри, как делает (тот-то)…”
“Будь похожим на ….”
“Почему Саша может, а ты нет?” – “Не будь самим собой

“Хоть он у меня и слабенький, а сам…(далее описывается действие ребенка)” – “Не чувствуй себя хорошо”

II. Психологическая игра “Девочка Вера”

Для того чтобы лучше понять, что такое установки, осознать их роль в воспитании ребёнка мы проиграем ситуацию. Нам необходимо распределить роли.

Кто будет “мама”?

Распределяю роли между членами группы: “папа”, “девочка Вера”, “воспитатель детского сада”, “учительница”, “юноша”, и раздаю им карточки с фразами, которые должны произнести персонажи. Кроме того, нужно выбрать шесть человек, которые будут играть роли “установок”. Им раздаю карточки, на одной стороне каждой из них проставлены номера 1, 2, 3, 4, 5, 6, и написаны фразы негативных установок, а на другой стороне позитивных.

Представьте себе ситуацию: будущие родители ждут ребёнка. Мама хочет его, а папа – нет (произносят свои фразы.) Ребёнок получает первую установку (Участник тренинга, у которого в руках карточка с № 1, произносит свою фразу; “Ты не нужна”). Мама ждёт сына, родилась дочь, Вера. Девочка получает установку, произносится следующая фраза с карточки № 2: “мальчики лучше, чем девочки”. Веру унесли от мамы. Установка №3 (“Ты беспомощна”). В детском саду девочка не может адаптироваться. Воспитательница говорит ей: “Вера, ты не садовский ребёнок” Опять установка № 4 (“Ты хуже других”).

Как-то Верочка говорит маме: “Я хочу косичку, как у Кати”. “С твоими – то волосами? ...” – отвечает мама. И девочка получает следующую установку. (“Ты некрасивая”.) И вот наша Верочка идёт в первый класс. В школе учительница говорит ей: “У тебя палочки хуже, чем у Пети”. Для Веры это звучит, как У тебя ничего никогда не получится”...

Вера заканчивает школу. Мама говорит ей: “Иди в политехнический институт”. Но тут её установки говорят ей: “Ты не нужна”, “мальчики лучше, чем девочки” и т.д. И Вера идёт ... в пединститут.

Встречает Вера юношу. Он признается ей “Я люблю тебя, Вера”. А тут снова подают голос установки: “Ты не нужна”, “Мальчики лучше, чем девочки” и т. д. Поверит ли Вера юноше? Но всё-таки девушка выходит замуж. Будет ли она счастлива? Как сложится её семейная жизнь? Либо Вера уйдёт в подчинение, либо в защиту. Неизбежно возникнет неудовлетворённость браком, велика угроза распада семьи.

Вера! Что ты чувствуешь? Что можно сказать “Вере”? Звучат позитивные установки: “Ты нужна всем, тебя любят”, “В тебе есть такие качества, которые есть у мужчин и у женщин” и т.д.

Предлагаю проиграть эти же сцены из жизни Веры в позитивном ключе, произнося каждый раз позитивные установок “Изменим ситуацию: будущие родители ждут ребёнка. Мама и папа желают его (произносят свои фразы.) Ребёнок получает первую установку (Участник тренинга, у которого в руках карточка с № 1, произносит свою фразу; “Ты нужна всем, тебя любят”). Мама ждёт сына, родилась дочь, Вера. Девочка получает установку, произносится следующая фраза с карточки № 2: “В тебе есть такие качества, которые есть у мужчин и у женщин”. Вера находится в палате рядом с мамой. Установка №3 (“Ты под защитой”). В детском саду девочка не может адаптироваться. Воспитательница говорит ей: “Вера, ты скоро привыкнешь и с удовольствием будешь ходить в наш детский сад” Опять установка № 4 (“Тебя принимают такой, какая ты есть”).

Как-то Верочка говорит маме: “Я хочу косичку, как у Наташи”. “У тебя получится другая косичка ...”– отвечает мама. И девочка получает следующую установку. (“Ты индивидуальная”.) И вот наша Верочка идёт в первый класс. В школе учительница говорит ей: “У тебя палочки в следующий раз получатся красивее”. Для Веры это звучит, как Ты сможешь все”...

Вера заканчивает школу. Мама говорит ей: “А если в политехнический институт?”. И тут её установки говорят ей: “Ты нужна всем”, “Ты под защитой” и т.д. И Вера идёт ... в политехнический институт, куда и задумала.

Встречает Вера юношу. Он признается ей “Я люблю тебя, Вера”. И тут подают голос установки: “Ты нужна”, “Ты индивидуальна” и т. д. Поверит ли Вера юноше? Девушка выходит замуж. Будет она счастлива? Как сложится её семейная жизнь?

Что теперь чувствуешь, Вера?

Не всегда мы задумываемся над тем, что говорим и как говорим. Наблюдая и анализируя занятия, я выделила фразы, которые характеризуют негативные установки для детей, к ним добавили еще дополнительно другие. Сейчас мы попробуем определить какую негативную установку они несут, и перефразировать на позитивную.

1. Ты мог бы сделать это намного лучше.

Ты делаешь это очень хорошо.

2. Мальчики не плачут.

Поплачь легче будет.

3. Если будешь так поступать, с тобой никто не будет играть.

Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе.

4. Ты не такая как твой брат.

(Меня не любят) Ты индивидуальна. Ты не такая как все.

5. Ну, как ты села? Я специально поставила так стул.

(Не чувствуй себя хорошо) Удобно тебе так сидеть? Садись как тебе удобно.

6. Он не умеет говорить.

(Я никогда не смогу говорить) Ты сможешь сказать что захочешь, попробуй.

7. Как тебе не стыдно обижать девочек?

(Личность не достойна, падение личности, “не чувствуй”)

8. У кого не получится, я помогу.

(“Не достигай успеха”, “не делай сам” Я верю, что у тебя все получится, рисуй (считай и др.))

III.

Закончим нашу встречу психологическим упражнением “Улыбаться!”, целью которого является формирование мотивационной готовности к созданию доброжелательной атмосферы общения.

Инструкция: “Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утрами чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Давайте попробуем. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не “казенное лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу. Попробуйте и вы почувствуете, что у вас хорошее настроение сохранится намного дольше и отношения с другими людьми и к самой себе будет положительным”.

IV. Рефлексия

Какие положительные стороны вы отметите в проведенном занятии?

Какие минусы вы отметили в проведенном занятии?

Что по-вашему можно изменить на занятии? Ваши пожелания.