Цели урока:
- Начать формировать знания о своеобразии и неповторимости материков (на примере Африки); Формировать понятие о физико-географическом положении материка.
- Способствовать формированию компетентностно-ориентированных умений: умение сбора, систематизации и обобщения информации из картографических источников.
- Способствовать формированию научной картины мира. Воспитание интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный и частично-поисковый.
Форма: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
- Приложение №1;
- “Физическая карта полушарий”;
- “Физическая карта Африки”;
- Приложение №2;
- Атласы и контурные карты;
- Презентация “Африка”.
Этапы урока:
- Организационный;
- Подготовка к основному этапу урока (обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебной деятельности);
- Усвоение новых знаний;
- Первичная проверка понимания, закрепление знаний;
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
Слайды 1– 11.
Вступительное слово учителя: Введение: На этом уроке мы начинаем изучение материков. Первый материк – материк великих пустынь и экваториальных лесов. Материк – великих рек Нила и Конго; материк удивительных озёр и диковинных растений и животных; материк алмазов и золота; материк – несметных богатств, чудес, которые с давних времён влекли к себе самых отважных людей, путешественников, пиратов.
Александр Дюма сказал как-то: “В слове “АФРИКА” есть какое-то очарование, которое влечёт нас к ней больше, чем к другим частям света”.
Считают, что слово “АФРИКА” происходит от латинского слова “АФРИА”, что значит “БЕЗМОРОЗНАЯ”. Слайд 12.
Вопрос классу: почему материк получил такое название? (беседа с обучающимися и подведение их к мысли, что особенности природы материка зависят от его местонахождения)
Вместе с обучающимися формулируется цель урока: а) выявить особенности географического положения Африки; б) установить возможное влияние ФГП на особенности природы.
Этап изучения ФГП Африки: учащимся предлагается план характеристики и форма в которой будет вестись запись. (Приложение № 1). Слайд 13.
План характеристики. Положение по отношению: |
Особенности ФГП | Предполагаемые следствия в особенностях природы материка |
К экватору | ||
К 00 меридиану | ||
К тропику (какому?) | ||
К тепловым поясам | ||
К другим материкам | ||
К морям и океанам | ||
Определение крайних точек и их координат |
Обучающиеся вместе с учителем, используя, карты составляют характеристику ФГП Африки и данные заносятся в таблицу. Слайд 14.
На этапе закрепления знаний обучающимся предлагается выполнить ряд заданий: 1) На к/к Африки отметьте географические объекты, отражающие особенности ФГП материка. Слайд 15. 2) Проверь себя! Заполни кроссворд (данное задание выполняется в парах). Приложение № 2.
Слайд 16.
После выполнения заданий подводятся итоги и выставляются оценки за урок.
Домашнее задание: §24, записи в тетради и номенклатура урока.