Урок проводится в 2 академических часа (90 минут) по теме “Австралия и Океания” (4 часа) курса “География” (46 часов) согласно программе дисциплины “География”.
Учебно-воспитательные цели:
- расширение кругозора учащихся и формирование логического мышления;
- формирование познавательных интересов;
- развитие эмоциональной сферы личности учащихся;
- воспитание ответственности, организованности, самостоятельности;
- формирование умения работать в коллективе.
Методы и формы учебной деятельности:
Урок проводится в виде брейн– ринга. Такая форма позволяет решать поставленные учебно-воспитательные цели, привлечь к участию в подготовке к занятию 100% обучающихся. Соревновательный элемент дает возможность увеличить интерес студентов к изучаемому материалу, повысить уровень внимания, активизировать деятельность каждого. Командная форма проведения учебного занятия способствует вовлечению в процесс тех студентов, которым порой не хватает смелости, активности, целеустремленности, когда урок проходит в обычной форме.
Организация работы. (Приложение 1)
Оборудование. (Приложение 2)
Ход урока
1.Организационный момент.
Слово учителя: Уважаемые друзья! Мы сегодня с вами собрались для того, чтобы поговорить об изумительной и интересной стране Австралии.
В начале нашего занятия попрошу студентов группы подойти ко мне и принять участие в жеребьевке. (Студенты берут со стола карточки с цифрами 1, 2. Те, у кого карточка с цифрой 1, – образуют первую команду, если цифра 2 – вторую команду. Команды садятся за столы, на которых обозначен соответствующий номер).
Итак, команды у нас сформированы, прошу вас обратить внимание на членов жюри (представление членов жюри).
Команды готовы, жюри готово, гости готовы, и мы отправляемся в Австралию.
Слово предоставляется студентам, подготовившим сообщения об Австралии.
1 студент. Вот что говорит про Австралию поэт Усов.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют…
Австралия – уникальная, единственная в мире страна, которая занимает целый континент, отличающийся разнообразием природных комплексов и многочисленными видами присущих только ей эндемиков.
Австралия – это все самое, самое…
Во-первых – это самый маленький материк, его площадь вместе с о. Тасмания составляет 7,7 млн. км.2.
Во-вторых – на ее территории расположены только 2 крупные реки – Муррей и Дарлинг.
В-третьих – это самый удаленный материк, расположенный в десятках километров от других государств.
В-четвертых – самый малонаселенный материк, его население составляет всего около 18 млн.человек.
2 студент.
Во время изучения Австралии, я думаю, вы убедились, насколько это удивительная и завораживающая страна, с ее необыкновенным животным и растительным миром, с неслыханными богатствами недр, с развитой промышленностью и сельским хозяйством. Здесь нет живописных руин, мало следов древней культуры, нет величественных красот природы. Но в некотором отношении эта страна – самая необычная и самая интересная из всех государств мира, и если представить ее такой, какой она была до появления белого человека, можно подумать, что это совсем другая планета.
Австралия имеет федеративное устройство и включает в себя 6 штатов:
– Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Тасмания, Западная Австралия и 2 территории : Северная территория и Австралийская столичная территория.
Австралия имеет только морские границы и занимает материк Австралия, о. Тасмания и серию мелких островов. Берега изрезаны незначительно. Исключение составляет лишь северное побережье, изобилующее бухтами, островами и полуостровами. Эта часть омывается водами Арафурского и Тиморского морей. Подходы к суше затруднены из-за сложного рельефа дна, обилия подводных скал, коралловых рифов и мелей. Берега либо слишком крутые и обрывистые, либо заболоченные и покрытые мангровыми зарослями.
Западные берега Австралийского континента преимущественно низменные. На многие тысячи километров здесь вряд ли найдется с десяток удобных естественных гаваней. Важнейшая из них расположена в устье реки Суон.
Южная часть континента омывается водами Большого Австралийского залива. Берега здесь слабо изрезаны, только на востоке имеются удобные естественные гавани, такие как залив Порт-Филипп.
На северо-востоке побережье Австралии омывается водами Кораллового моря. Свое название оно получило из-за обилия коралловых сооружений. Одно из них – уникальное творение природы, самое крупное в мире коралловое образование – Большой Барьерный риф. Это плотное скопление коралловых островов и рифов, протянувшееся на 2000 км вдоль северо-восточного побережья Австралии, достигающее в ширину от 2 км на севере до 150 км на юге. Большой барьерный риф занимает территорию, равную 200 тыс. км 2.
Юго-восточное побережье Австралии омывается водами глубокого и бурного Тасманова моря. Хотя побережье и не отличается особой расчлененностью, именно здесь находятся самые удобные естественные гавани, среди них залив Порт-Джэксон, где расположен крупнейший и старейший город Австралии – Сидней.
Слово учителя. Это была визитная карточка Австралии, а теперь мы приступаем к игре. Слово предоставляется жири. которое ознакомит вас с условиями игры.
2.Объявление условий игры. (Приложение 3)
3. Вопросы брейн-ринга.
(Ведет брейн-ринг преподаватель)
Команды у нас уже сформированы, но нет ни капитанов, ни названий, ни девизов. Поэтому: Первый конкурс “ Визитная карточка”. Командам необходимо выбрать капитана, придумать название и девиз. При выборе названия прошу учесть особенности изучаемой на уроке темы. Время на подготовку 5 минут. Максимальная оценка 5 баллов.
Подведение итогов конкурса.
Второй конкурс “Вопрос – ответ” (Приложение 4)
(Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.)
Подведение итогов конкурса.
Третий конкурс “Конкурс капитанов” – черный ящик. (Приложение 5)
(Капитаны по очереди вытаскивают из черного ящика карточки с вопросами. Каждый правильный ответ-1 балл.)
Подведение итогов конкурса.
Четвертый конкурс “Угадай-ка”. (Приложение 6)
Каждая команда получает кроссворд с заданиями. Максимальное время на разгадывание кроссворда 5 минут. Критерии оценки – каждое правильно угаданное слово 1 балл
Подведение итогов конкурса.
Пятый конкурс “Рифмоплет”.
Используя слова: Австралия, кенгуру, Джеймс Кук, абориген сочините четверостишье про Австралию. Максимальная оценка 3 балла.
Подведение итогов конкурса.