Депривация и ее предупреждение

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков. Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию. Длительное воздействие на маленького ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

На сегодняшний день, тема депривации, недостаточно изучена. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте, в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Для ликвидации последствий депривации и дезадаптивного поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.

Понятие депривации на сегодняшний день широко используется медиками, психологами, педагогами, социологами. Этимологически данный термин восходит к латинскому слову deprivatio, означающее — потерю, лишение чего-либо.

Депривация – состояние, когда отсутствует то, что необходимо более всего, без чего жизнь теряет устойчивость и смысл. Чаще всего этот термин применяют для обозначения тяжёлого, угнетающего состояния в раннем детстве при недостатке материнской любви. Депривация может быть частичной или тотальной, явной или скрытой. Это психическое состояние, возникающее в результате тех жизненных ситуаций, где субъекту не предоставлена возможность для удовлетворения его основных (жизненно важных) психических потребностей, причём в течение достаточно длительного времени. Депривация – это состояние психического “голодания”, блокада основной потребности. Это блокада самого необходимого, доводящая до предела, до чувства безысходности, до отчаяния. Так, для своего здорового развития ребёнок в первую очередь нуждается в теплоте чувств, в любви. Подобно тому, как возникают серьёзные нарушения развития организма в результате биологической недостаточности (общего недостатка питания, витаминов, кислорода и т.п.), серьёзные нарушения возникают и по причине психического недостатка, психической депривации (недостатка любви, социального контакта, воспитания и т.п.).

Понятие материнской депривации является комплексным понятием, объединяющим целый ряд различных явлений: Это и воспитание ребенка в детских учреждениях (приютах, интернатах), психическое нездоровье родителей, недостаточная забота матери о ребенке (родители целый день на работе, большое количество детей в семье (5-6 детей)), снижение внимания к каждому ребенку, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери. В основе всех перечисленных социальных явлений, провоцирующих материнскую депривацию, лежит полное отсутствие привязанности к взрослому человеку или же подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся подрывом доверия к миру. Такого рода привязанность является с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой, – базовым психологическим основанием для развития личности ребенка. Самым важным человеком для младенца является тот человек, который осуществляет уход за ним, начиная с первых моментов жизни. Поэтому, наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать (или ухаживающий за ребенком человек). Ситуация, при которой ребенок страдает от нарушения такой эмоциональной связи, серьезно подрывает его психическое здоровье. В зависимости от степени и стойкости депривации, искажения психического развития могут быть в разной степени тяжелыми, а порой и непоправимыми. Основные психотравмы и страхи возникают в детстве. Самый главный из них – “меня не любят”. Как следствие, у таких детей с раннего детства часты тонзиллиты, хронический ринит, бронхит, энурез.

Можно выделить следующие виды депривации:

Социальная, интеллектуальная депривация – лишения опыта необходимого для развития эмоций.

Интеллектуальная депривация – если у ребенка недостаточно игрушек, познавательного опыта.

Социально-эмоциональная депривация – лишен ласки, контакта, поглаживания – нарушения в эмоциональном ключе. У девочек, которые потеряли контакт с матерью в возрасте 9 месяцев, впоследствии в эмоциональном плане развивается склонность к депрессии

Депривация тактильного контакта – когда не берут на руки, говорят мальчику, что настоящие мужчины – сильные они не плачут, их не берут на руки. Вырастает эмоционально холодным, но интеллектуально развитым.

Одинаковые депривационные условия различно действуют на детей различного возраста. С возрастом меняются потребности ребенка, а также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению. С годами ребенок становится более зрелым и выносливым в отношении разлуки с матерью, но тут уже большую роль начинает играть наличие других родственников (Н-р, бабушек). Если нет частого и длительного общения с социально положительными родственниками, то у ребенка – особенно у мальчика – могут возникать трудности поведения.

Что-же необходимо делать для предупреждения депривации?

Для каждого возраста ребенка следует специально создавать разнообразную, насыщенную и развивающую среду. Необходимо, чтобы к детям поступали разнообразные стимулы из внешней среды в надлежащем количестве и качестве (слуховые, зрительные и т.д.); чтобы ребенку были обеспечены условия для учения уже на самом элементарном уровне; создать условия для развития положительных, стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями (особенно первыми), средой его дома. Все используемые для воспитания ребенка приемы должны быть эмоционально окрашены, пробуждать в нем чувство радости и спокойной уверенности в общении с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Необходимо облегчить ребенку включение в общество (например, в специальной игре) для того, чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли, обусловливающие впоследствии возможности взрослой общественной жизни. Без взаимодействия воспитателей с родителями достигнуть этого невозможно.

Приложение