В последнее время образование чутко реагирует на социальную ситуацию, появляются новые модели школ, детских садов, вводятся новые образовательные услуги, контакт педагогов с родителями становится более тесным и содержательным. Педагоги стремятся соответствовать требованиям внешней среды и, в свою очередь, активно менять её.
Современную жизнь можно оценивать по-разному, но то, что она весьма активна и непредсказуема, согласится каждый. Как сориентироваться ребёнку в этой непростой жизни? Как быть с той экономической информацией, которой дети овладевают самостоятельно на житейском, часто искаженном уровне. Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывая огромное воздействие на его формирующуюся личность. Наша с вами задача помочь нынешним дошкольникам жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно, чем предыдущие поколения. Убеждена, что в этом им поможет экономика.
Проблема экономического воспитания не нова. Ещё Я. А. Каменский в свою книгу “Материнская школа” включает “экономические познания”, т.е.доступное детям понимание управления домашним хозяйством. Начинать необходимо тогда, когда дети узнают своих близких. Уже на четвертом и пятом году детей следует приучать к бережливости. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, “постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми в больших”. Сколько житейской мудрости в его экономической программе для маленьких детей! Огромную роль Я. А. Каменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли “избегать ленивого досуга”. Наряду с решением многих задач, Я.А.Каменский ставит цель широкого ознакомления детей с богатством окружающего вещного, предметного мира на уровне чувственного и действенного его познания. Экономическое и трудовое воспитание он видит только в связи с нравственным и рекомендует воспитывать с детства мудрость, трудолюбие, умеренность, справедливость, щедрость.
Вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест и в педагогической системе А.С.Макаренко. В своей работе “Семейное хозяйство” он пишет, что из каждого ребёнка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин”. Для этого ребёнок обязательно должен приобщаться к хозяйственным делам. А.С.Макаренко указывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирование знаний о том, откуда берутся деньги, объяснения, что такое работа. Необходимо знакомить ребенка с семейным бюджетом, нуждами семьи, приучать разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили им.
Один из дискуссионных вопросов проблемы экономического воспитания – это возраст ребёнка.
Когда же следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
В изменившихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, – когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Опыт показывает: многие предпосылки будущие экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам.
Приобщение дошкольников к экономической деятельности, одна наиболее сложных и в то же время важных проблем настоящего времени. Только человек экономически грамотный способен адекватно оценивать себя, своё место в обществе с точки зрения материальных возможностей. Современный ребенок должен знать, что такое деньги, их ценность, назначение, должен понимать, что существуют экономические отношения в обществе и, что он тоже в свое время будет являться субъектом данного вида отношений. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности.
Свою работу я начала с изучения методической литературы, программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика”, экономической лексики, разработала перспективный план по ознакомлению детей с экономикой. На определенном этапе работы, поняла, что идея ознакомления дошкольников с экономикой требует более глубокого подхода, проработки. Поэтому возник проект “Экономика малышам”.
Цель проекта – формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей. Развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению. Побуждение деловой активности. Знакомство детей с современными рыночными отношениями.
Данный проект включает следующие этапы реализации:
1этап – начальный, понятийный.
Изучение методической литературы, обучение педагогов экономической лексики, выявление уровня знаний детей.
2этап – внедрение.
Введение доступных экономических понятий во всех возрастных группах. Разработка методических материалов по разделам “Деньги” ,“Труд” и “Бережливость”.
3этап – обобщающий.
Обобщение практического материала, оформление методических рекомендаций по проекту “Экономика малышам”.
Я выделила несколько компонентов осознанного отношения к экономике:
- Ценностно-смысловой (в чем смысл экономики)
- Когнитивный компонент (дается система экономических знаний, понятия о способах владения знаниями).
- Эмоционально – волевой компонент (принятие решений)
- Поведенческий компонент (конкретные поступки, действия, навыки).
Какие результаты экономического воспитания можно ожидать?
Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления; интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знания о новых профессиях, умение рассказать о них; приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша; общительность чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое до конца; здоровый интерес к деньгам, осознание их честного приобретения.
Вся работа ведется по четырём направлениям:
- Труд – продукт;
- Деньги, цена (стоимость);
- Бережливость – основа экономики;
- Реклама: желание и возможности.
Блок “Труд – продукт” предусматривает решение следующих задач: формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
Основа экономического воспитания – трудовое воспитание. При этом следует обратить внимание на мотивы, побуждающие ребенка к труду, его отношение к результату труда, заинтересованность в качественном выполнении порученной работы и своих обязанностей. Определяющим компонентом экономического воспитания является результат труда, благодаря которому создается предметный, “рукотворный мир”, поэтому важно на какой ступени дошкольного возраста у ребёнка возникает интерес и желание созидать, осознавать значимость своего труда и других людей. Целесообразно тщательно продумывать возможные варианты использования результатов всех видов предметно – продуктивной деятельности детей, что позволит убедить их в преимуществах качественно выполненной работы(её предпочитают, оценивают дороже). Особенность труда дошкольника это его близость к игре, связь с игрой. В игре дети “покупают”, “продают”, “меняют”, “работают”. Происходит формирование экономического поведения в игре. Связь реального и условного дает хорошие результаты при формировании экономического воспитания и развития детей. Дети правильно используют экономические понятия в игре, имеют представление о качестве товаров, их полезности для человека, могут рассказать почему был сделан выбор в пользу того или иного товара при покупке, расширяется представление детей о профессиях взрослых, расширяются математические представления детей. Работа по формированию экономических представлений обогащает игру, даёт толчок детям для новых сюжетов, новых тем в играх.
Решение задач блока “Деньги, цена(стоимость):формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением начинается уже в младших группах. Ребятам дается представление о том, что деньги являются средством оплаты труда человека, средством , при помощи которого приобретаются предметы. Играя в “Туристическое агентство” дети знакомятся с деньгами (валютой) других стран, историей денег, а значит и с историей страны. В каждой группе были созданы свои денежные знаки: репки, фрутолины, почемумбрики и тд. В детском саду проходят традиционные встречи в клубе выходного дня “Весёлые субботы”. Возникла необходимость единой валюты детского сада. Был объявлен конкурс среди детей, родителей и сотрудников. Так появилась валюта “Улыбка”.
3 блок “Реклама: желания и возможности” и его задачи: развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе; дать представление о рекламе её назначении, учить детей правильно воспринимать рекламу; воспитывать разумные потребности. Эта тема наиболее интересна для ребят старшего дошкольного возраста. Дети слушают её и запоминают, с удовольствием цитируют, оценивают данное явление так, как они понимают его. И тут взрослый должен помочь скоординировать отношения ребёнка между желаемым и возможным, нужным и ненужным. Взрослые должны поддерживать разговоры детей о рекламе, интересоваться, осознают ли дети смысл рекламы, приучать детей к тому, что сразу всё рекламируемое купить нельзя. Важно также знакомить с профессиями людей, которые делают рекламу (текстовики, художники, дизайнеры, программисты и др.) рассказывать о разнообразных печатных, электронных средствах информации. И наконец приобщение детей в игровой форме к “процессу производства” рекламы. Дети “рисуют своё собственное дело” и придумывают к нему рекламу. Создают рекламу в форме рисунков, прозы, рекламу группы и детского сада. Дети стали наблюдательнее, приносят в детский сад рекламные буклеты, вырезки из газет и журналов, с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них. Могут рассказать о людях, создающих рекламу. И сами играют в сюжетно-ролевую игру “Делаем рекламу”.
4 блок “Бережливость – основа экономики” направлен на решение задач: воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, формировать представление о том, что предметный мир – это рукотворный мир, так как в каждый предмет вложен труд человека, заслуживающий уважения. С возрастом становятся актуальными такие качества как экономность, бережливость, рациональность, аккуратность, т.е.качества экономической деятельности, в основе которых заложено “отношение к вещи”.
Для реализации проекта созданы необходимые условия – создана специальная предметно-развивающая среда. Разработаны перспективные планы работы на всех возрастных группах, подготовлено методическое сопровождение: картотека сюжетно – ролевых и дидактических игр, словарик экономических терминов, пособия “Экономика для малышей” с ребусами, вопросами, логическими задачами, загадками, подборка пословиц и поговорок, кроссворды, каталог художественных произведений.
В ходе реализации проекта произошло методическое обоснование различных этапов работы, диагностического материала, материал был систематизирован и возникла система работы по формированию экономических представлений.
По всем четырём направлениям были разработаны задачи, содержание и формы работы для всех возрастных групп. Учитывая , что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление и основной вид деятельности – игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приёмах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал. Основными формами работы в 1 и 2 младших группах стали: использование фольклора, бытовых ситуаций, личный пример взрослых, трудовые поручения, игровые ситуации, дидактические игры. Огромный материал находим в сказках.(“Курочка ряба”, “Лисичка со скалочкой”, “Бобовое зернышко”, и т.д.) В старшем возрасте основные формы работы: занятия по ознакомлению с профессиями, встречи с представителями этих профессий, чтение произведений, беседы, рассуждения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, интеллектуальные игры, КВН, ярмарка-продажа детских работ, и т.д.
Все это дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.
Чтобы определить в правильном ли направлении идет моя работа, для выявления уровня знаний экономических понятий были разработаны критерии диагностики, которую проводили в форме бесед, наблюдений за детьми, игровых ситуаций, бесед с родителями, рисования по теме. Предварительно разработали вопросы к детям, чтобы беседа была более последовательной.
Начиная работу по экономическому воспитанию дошкольников, мы поставили в известность родителей о предстоящей работе, заручились их поддержкой. Первые шаги в экономику ребёнок делает в семье. Именно в семье он познает цену труда близких, принимает участие в покупках, видит настоящие деньги, начинает понимать преимущество материального благополучия или его отсутствие. Семья – это реальная экономика.. В семье ребёнок усваивает не только и не столько правила ведения домашнего хозяйства, сколько образ своей семьи, её стиль жизни, отношения взрослых по поводу ведения ими домашнего хозяйства, их ценностные ориентиры. Посещение магазинов с родителями – ещё один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Это один из первых путей знакомства детей с назначением денег, понятиями “покупать”, “продавать”, “сдача”, “кассир”, “продавец” ит.д. у родителей есть возможность познакомить детей с настоящими деньгами и дать разнообразную полезную информацию о них.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Перед педагогами стоит трудная, но благородная задача: дать представление детям, что через создание материальных и духовных благ формируется человек, гражданин общества и отношение к нему окружающих людей. Познавая мир и самих себя, дети одновременно приобретают чувство ответственности за материальные и духовные ценности, которые создаются старшим поколением.