Система работы с одаренными детьми на примере деятельности Белгородского Дворца детского творчества

Разделы: Внеклассная работа


Перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, поставили перед Дворцом детского творчества новые задачи, изменив ориентацию его деятельности, в центре которой – создание условий для самореализации личности.

В последние десятилетия особое внимание обращалось на разработку образовательных программ для наиболее одарённых воспитанников с очень высокой учебной и творческой мотивацией. Программы направлены на развитие творческого потенциала детей и совершенствование их в своих областях. Диагностируя уровни усвоения образовательных программ, педагоги определяли и продолжают определять динамику развития творческих личностных качеств воспитанников. Педагоги отмечают, что чем больше ребёнок внёс собственного творчества, чем меньше он копировал образец, тем выше его результат в шкале оценок. Оценка успехов обучающегося – основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической и практической подготовки воспитанника, педагоги продумывают форму оценки результата деятельности ребёнка: она должна быть понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки.

В городе Белгороде одарённым детям уделяется особое внимание. В рамках реализации городской программы «Одарённые дети», в соответствии с планом реализации проекта «Успех в твоих руках» по выявлению и поддержке талантливой молодёжи Дворец детского творчества, используя большие возможности дополнительного образования, разработал свою систему занятий с одарёнными детьми, в основу которой положено создание условий для обучения, воспитания и развития детей, проявивших интерес и способности к определенному виду деятельности.

К группе одарённых детей педагоги относят кружковцев по следующим критериям:

  • дети имеют более высокие, по сравнению с большинством кружковцев-сверстников, интеллектуальные и творческие способности, восприимчивость в учении;
  • воспитанники испытывают радость от творческой деятельности;
  • учащиеся характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.

Система работы с одарёнными детьми во Дворце творчества включает в себя следующие моменты.

  • Выявление способностей ребёнка в раннем возрасте. Для этого во Дворце были созданы «Академия для самых маленьких», «Центр развития личности», кружки хореографии, художественной гимнастики, плавания, кик-боксинг, которые принимают детей в возрасте четырёх-пяти лет.
  • Проведение конкурсов по различным видам творческой деятельности, позволяющих выявить талантливых детей в масштабах города и привлечь их в студии, объединения и кружки Дворца творчества.
  • Создание условий для оптимального развития способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей (реализация программ дифференцированной и индивидуальной работы; привлечение к участию в конкурсах, концертах, соревнованиях; проведение «мастер-классов» по различным видам творческой деятельности с привлечением педагогов музыкальных, спортивных школ, института культуры, музыкального колледжа и специалистов других учреждений).
  • Создание банка данных о способных, талантливых кружковцах.
  • Система стимулирования учащихся.

Социально-педагогическая система администрации города Белгорода «Одарённые дети» открывает большие возможности, прежде всего для самих детей, и позволяет им узнать о своем потенциале, о внутренних силах человека, о своём «Я»; изменить свои представления о жизни, отношение к учёбе, изменить ценностные ориентации, взяв за основу высококультурные и нравственные образцы; получить возможность самореализации.

Педагоги Дворца, работающие по данной системе, имеют возможность развить и реализовать в полной мере своё педагогическое мастерство; шире раскрыть творческий потенциал детей; проанализировать и оценить их успехи в сравнении с другими родственными коллективами; быстрее достичь результата и закрепить его.

Успешная реализация задач социально-педагогической системы «Одарённые дети» положительно сказывается на всей образовательной системе учреждения и предоставляет педагогам Дворца следующие возможности:

  • максимально использовать условия Дворца для развития способностей каждого ребёнка;
  • получить богатый инновационный методический материал по организации досуга детей и их деятельности в различных областях творчества;
  • обеспечить развитие системы воспитательной работы в целом и способствовать снижению противоречивых действий среди несовершеннолетних;
  • противодействовать духовному экстремизму в подростковой среде.

Доказательством успешной работы с одарёнными детьми служат высокие результаты, которые демонстрируют кружковцы Дворца творчества, участвуя в конкурсах, выставках, соревнованиях. Высокие показатели, достигнутые кружковцами, состоялись благодаря эффективной работе всего педагогического коллектива Дворца.

Так, в 2008 году воспитанники детских объединений БДДТ в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выставках различного уровня заняли 265 призовых мест:

  • муниципальный уровень – 49 призовых мест,
  • региональный уровень – 41 призовое место,
  • всероссийский уровень – 130 призовых мест,
  • международный уровень – 45 призовых мест.

В 2009 году прослеживается тенденция к увеличению количества призовых мест (284), что подтверждается следующими данными:

  • муниципальный уровень – 46 призовых мест,
  • региональный уровень – 48 призовых мест,
  • всероссийский уровень – 141 призовое место,
  • международный уровень – 49 призовых мест.

В 2010 году также прослеживается тенденция к увеличению количества призовых мест (335), что подтверждается следующими данными:

  • муниципальный уровень – 20 призовых мест,
  • региональный уровень – 69 призовых мест,
  • всероссийский уровень – 199 призовых мест,
  • международный уровень – 47 призовых мест.

В 2010 году мероприятия, проведенные во Дворце, были посвящены 65-летию Великой Победы. Так, например, на городской выставке декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья» были экспонированы работы воспитанников Дворца творчества. Работы ребят оценивались компетентным жюри. В городской выставке приняли участие 41 общеобразовательное учреждение города, православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла и восемь учреждений дополнительного образования, в том числе БДДТ.

Школы города предоставили более 500 творческих работ в различной технике исполнения, такой, как панно, вышивка крестом, вышивка гладью, вышивка лентами, бисероплетение, лепка из глины, тестопластика, вязание крючком, макраме, рисунок акварелью, выжигание по дереву, аппликация, батик, бумагопластика, фото, витраж, изонить, стендовое моделирование, папье-маше, оклады для икон, флористический коллаж, а также кружевоплетение, мозаика, литьё из гипса, ковроткачество.

Необходимо отметить высокий эстетический уровень оформления экспозиции. Наиболее интересные работы представил Дворец детского творчества.

Посетители высказали свою точку зрения о высоком уровне исполнения работ и о необычном творческом подходе к заданной теме. Довольны увиденным были и ветераны, присутствовавшие на выставке.

Они отметили, что автор инсталляции «Фронтовое письмо», где на фоне карты боевых действий лежало настоящее письмо военного времени, сумел заглянуть в душу каждого воина и показать важность таких писем, оказывавших моральную поддержку солдатам в суровые годы войны.

На областную выставку «Рукотворная краса Белогорья», посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, были отобраны лучшие работы, которые достойно представили образовательные учреждения г. Белгорода.

Коллективы, известные за пределами Российской Федерации: образцовый детский коллектив ансамбль народного танца «Калинка» (руководители Опришко Р.А., Опришко М.П.; ансамбль народного танца «Забава» (руководитель Шарабарина М.В.), ансамбль народного танца «Сувенир» (руководители Мигачёва С.К., Козлитина Е.Ж.), танцевальный клуб «Импульс» (руководители Донская В.А., Губарева С.В.), танцевально – спортивный клуб «Нюанс» (руководители Самыгина О.А., Птицын Р.Н., Петров Д.В.), спортивный клуб «Гладиатор» (руководитель Киселев О.Ю.).

С 2007 года 23 воспитанника Белгородского Дворца детского творчества стали стипендиатами мэра г.Белгорода В. Н. Потрясаева: Верепейко Михаил, Морозова Анна, Галкин Максим, Толпегин Владислав, Иванова Маргарита, Зайцева Маргарита, Опришко Ростислав, Верепейко Дарья, Святченко Дарья, Пашенцев Владимир, Опришко Егор (п.д.о. Опришко Р.А., Опришко М.П.); Ищенко Руслан, Винакова Анастасия, Черных Мария (п.д.о. Самыгина О.Ф.); Осанина Оксана, Огурцова Елена, Мартынова Наталья, Смирнов Григорий, Пахомова Елизавета, Приходько Лилия (п.д.о.Пахомова Г.И.); Сабылинская Ольга (п.д.о. Березовская В.А.); Аблаева Эллина, Сергеев Сергей (п.д.о. Бабьяк – Позднякова Е.В.).

Деятельность Белгородского Дворца детского творчества является очень важной, актуальной и востребованной. Благодаря успешной реализации городской программы «Одарённые дети» во Дворце создаются все условия для патриотического и духовно – нравственного воспитания, интеллектуального и физического развития детей, реализации их научно – технического, творческого, инновационного потенциала; для адаптации в современном техногенном, информационном, гражданском обществе, для того, чтобы каждый воспитанник в последующем стал настоящим патриотом, гражданином и Человеком.