I. Введение
Цели урока:
- Дидактические:
- создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся, сопоставляя известное, вывести новое.
- Общеобразовательные:
- Ввести новое понятие – плотность тел и рассмотреть ее характеристики. Познакомить учащихся с новыми единицами измерения. Показать практическую направленность изучаемого материала.
- Развивающие:
- Уметь заполнять в ходе беседы опорный конспект. Развивать логическое мышление, память, внимание. Работать с таблицами.
- Воспитательные:
- вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы:
- Словесные (вопросно-ответный, проблемно-поисковый)
- Практические (решение задач, постановка опытов)
Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная работа, взаимопроверка.
Оборудование:
- Доска: тема урока и вершины гор.
- Стол ученика: ОК, весы; тела одинакового объема, но разной массы; тела одинаковой массы, но разных объемов; карточки с таблицей для ответов, карточки с лицами.
- Стол учителя: весы, тела из разных веществ, ареометр .
- ПК, проекционный аппарат, экран, презентация.
II. Ход урока:
1. Оргмомент (Приложение 1, слайд 1)
– Добрый день ребята, садитесь.
2. Мотивация
На улице осень и все же
Не стоит друзья нам скучать.
Должны на уроке сегодня
Мы нового много узнать.
И в жизни, друзья, мне поверьте
Вы встретитесь с этим не раз,
– Готовы, ребята?
– Готовы!
Так в путь приглашаю я вас»
– Как вы думаете, почему я сегодня урок начала этим стихотворением?
3. Актуализация знаний (фронтальный опрос)
(Приложение 1, слайд 2)
Ребята отвечают на вопросы.
4. Новый материал
– А сейчас я загадаю вам загадку, думаю, что вы
ответ скажите сразу, потому что многие ее уже,
наверное, слышали (Приложение 1,
слайд 3). А почему массы их одинаковы, хотя объемы
различны?
– Вторая проблема. Кто-нибудь видел, что
происходит с наполненной полностью флягой,
бачком, если их оставить поздней осенью на улицу?
... Верно, она «раздувается». А почему?
– Вот на эти ответы мы должны с вами получить
ответы.
(Приложение 1, слайды 4,
5) Ребята отвечают на вопросы о том какие массы
и какие объёмы у тел. Проводят соответствующие
опыты.
(Приложение 1, слайд 6)
– Почему же, если объемы разные, то массы могут
быть одинаковые и наоборот. Найдите, что
объединяет, и чем различаются эти рисунки? (Учащиеся
дают ответ, что взяли различные вещества).
(Приложение 1, слайд 7)
– Совершенно верно, все окружающие нас тела
состоят из разных веществ. А у различных веществ
разная… И вот тема нашего урока.
(Приложение 1, слайд 8)
Плотность вещества.
(Приложение 1, слайд 9)
– В ходе нашей работы вы должны будите заполнить
выданный вам опорный конспект (ОК).
– Каковы же цели нашего урока? (Приложение
1, слайд 10).
– А изучать новую физическую величину мы будем
как обычно. (Приложение 1,
слайд 11).
(Приложение 1, слайд 12).
– Внимательно прочитаем, в чем же физический
смысл плотности. Это нам потом пригодится.
– Как же вычислить плотность. Давайте
порассуждаем. (Приложение 1,
слайд 13).Ваши предложения. … Молодцы.
– Так что же такое плотность? (Приложение
1, слайд 14) Каждый читает про себя
определение и думает как же вычислить плотность.
– Плотность равна массу поделить на объём.
– Как обозначается масса?
– Как обозначается объём?
– Плотность мы будем с вами обозначать буквой (потерялась
– найдите) ,
и читается ро.
– И наша формула будет выглядеть (ОК) (Приложение
1, слайд 15)
– Запишем формулу в волшебный треугольник.
– Выведем единицу плотности.
– Запишем вспомогательные формулы.
(Приложение 1, слайд 16)
– Запомним, что в СИ единица измерения кг/м3.
но можно ее записать и в кг/см3. С переводом
вы должны разобраться дома с помощью учебника.
– Посмотрите, у меня в руках маленький кубик из
пластилина. Если вы измерите его ребра, то
увидите, что они все 1 см. Этот кубик показывает
плотность пластилина. Она равна 910 кг/м3.
– Как узнать у тела его плотность? Ее можно
вычислить или измерить.
(Приложение 1, слайды 17,
18) – Вот приборы для определения плотности.
Разберем устройство одного из них.
Ареометр — прибор для измерения плотности
жидкости
Ареометр представляет собой стеклянную трубку,
нижняя часть которой заполнена дробью для
удержания ареометра в вертикальном положении во
время измерений. В верхней, узкой части находится
шкала, которая проградуирована в значениях
относительной плотности. Иногда ареометр
снабжен термометром, для измерения температуры.
На каждом ареометре имеется обозначение, при
какой температуре необходимо проводить
измерения.
– К следующему уроку будут необходимо
подготовить доклад о плотномере. Желающие
подойдите после урока.
– Мы сказали, что у различных веществ плотность
различна. В этом мы можем убедиться, посмотрев
таблицы в учебнике на 50 стр. (работа с таблицей)
– А что же означают эти цифры. Поработаем с
доской.(Приложение 1,
слайд 19)
(Приложение 1, слайд 20)
Ребята, на доске три надписи лед, вода, водяной
пар.
– Что объединяет их?
– Почему вещество одно, а слова три?
– Найдем плотности их по таблице?
– Почему вещество одно в разных агрегатных
состояниях имеет разные плотности? В чем
различие? Значит при переходе из одного
агрегатного состояния в другое, плотность
вещества меняется. Например лед превратился в
воду. Масса вещества осталась та же,
кристаллическая решетка разрушается, и объем
уменьшается. Значит, плотность увеличится, так
это обратно пропорциональные величины.
4. Закрепление
– Поработает вместе устно (где нужно
используют калькулятор) (Приложение
1, слайд 21)
– Поясните ответ загадки.
– Так почему же «раздувается» фляга с водой на
морозе.
– Опыт объяснить. В воде находятся тела с разными
плотностями (пробка и аллюминевый цилиндр),
попробуйте сделать вывод используя таблицу
плотностей.
– А еще у меня есть морковь и яблоко. У какого из
этих тел больше плотность?..
– А сейчас проверим усвоение материала с урока,
ответив на вопросы теста (листочки с таблицей на
столе). Работаем каждый самостоятельно (Приложение 1, слайд 22)
– Проверяем в парах ваши ответы. (Приложение
1, слайд 23). Каждый возьмите свой
листочек и попробуйте составить слово из
полученных в таблице букв.
– Молодцы. Мне ваша работа понравилась. Но вот у
меня есть ощущение незаконченности нашего урока,
как будто мы что-то забыли. Посмотрите,
пожалуйста, на ваши планы. Все ли мы рассмотрели.
Знания о плотности понадобятся вам в жизни.
Потому что величина очень важна и для
промышленности и для строительства и для
сельского хозяйства.
– Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.
5. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 24)
6. Рефлексия (Приложение 1, слайд 25)
– Давайте оценим нашу работу.
– У вас на столе лежат картинки с тремя лицами, вы
должны выбрать соответствующее усвоению вами
материала и уходя прикрепить на гору.
– Спасибо за работу, можете быть свободны.
III. Литература
- Физика 7 класс:учебн. Для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин. – 10-е изд., М.дрофа, 2006 г.
- Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для общеобразовательных учреждений А В Перышкина «Физика 7 класс». – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.
- Физика 7 класс:учебн. Для общеобразовательных учреждений/ С.В.Громов. – 4-е изд., М. «Просвещение», 2002 г.
- Г.Роуэлл, С. Герберт Физика М. «Просвещение», 1993 г. стр 41.
IV. Приложение 2