Плотность вещества

Разделы: Физика


I. Введение

Цели урока:

  • Дидактические:
  • создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся, сопоставляя известное, вывести новое.
  • Общеобразовательные:
  • Ввести новое понятие – плотность тел и рассмотреть ее характеристики. Познакомить учащихся с новыми единицами измерения. Показать практическую направленность изучаемого материала.
  • Развивающие:
  • Уметь заполнять в ходе беседы опорный конспект. Развивать логическое мышление, память, внимание. Работать с таблицами.
  • Воспитательные:
  • вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

  • Словесные (вопросно-ответный, проблемно-поисковый)
  • Практические (решение задач, постановка опытов)

Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Оборудование:

  • Доска: тема урока и вершины гор.
  • Стол ученика: ОК, весы; тела одинакового объема, но разной массы; тела одинаковой массы, но разных объемов; карточки с таблицей для ответов, карточки с лицами.
  • Стол учителя: весы, тела из разных веществ, ареометр .
  • ПК, проекционный аппарат, экран, презентация.

II. Ход урока:

1. Оргмомент (Приложение 1, слайд 1)

– Добрый день ребята, садитесь.

2. Мотивация

На улице осень и все же
Не стоит друзья нам скучать.
Должны на уроке сегодня
Мы нового много узнать.
И в жизни, друзья, мне поверьте
Вы встретитесь с этим не раз,
– Готовы, ребята?
– Готовы!
Так в путь приглашаю я вас»

– Как вы думаете, почему я сегодня урок начала этим стихотворением?

3. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

(Приложение 1, слайд 2)

Ребята отвечают на вопросы.

4. Новый материал

– А сейчас я загадаю вам загадку, думаю, что вы ответ скажите сразу, потому что многие ее уже, наверное, слышали (Приложение 1, слайд 3). А почему массы их одинаковы, хотя объемы различны?
– Вторая проблема. Кто-нибудь видел, что происходит с наполненной полностью флягой, бачком, если их оставить поздней осенью на улицу? ... Верно, она «раздувается». А почему?
– Вот на эти ответы мы должны с вами получить ответы.
(Приложение 1, слайды 4, 5) Ребята отвечают на вопросы о том какие массы и какие объёмы у тел. Проводят соответствующие опыты.
(Приложение 1, слайд 6) – Почему же, если объемы разные, то массы могут быть одинаковые и наоборот. Найдите, что объединяет, и чем различаются эти рисунки? (Учащиеся дают ответ, что взяли различные вещества).
(Приложение 1, слайд 7) – Совершенно верно, все окружающие нас тела состоят из разных веществ. А у различных веществ разная… И вот тема нашего урока.
(Приложение 1, слайд 8) Плотность вещества.
(Приложение 1, слайд 9) – В ходе нашей работы вы должны будите заполнить выданный вам опорный конспект (ОК).
– Каковы же цели нашего урока? (Приложение 1, слайд 10).
– А изучать новую физическую величину мы будем как обычно. (Приложение 1, слайд 11).
(Приложение 1, слайд 12). – Внимательно прочитаем, в чем же физический смысл плотности. Это нам потом пригодится.
– Как же вычислить плотность. Давайте порассуждаем. (Приложение 1, слайд 13).Ваши предложения. … Молодцы.
– Так что же такое плотность? (Приложение 1, слайд 14) Каждый читает про себя определение и думает как же вычислить плотность.
– Плотность равна массу поделить на объём.
– Как обозначается масса?
– Как обозначается объём?
– Плотность мы будем с вами обозначать буквой (потерялась – найдите) , и читается ро.
– И наша формула будет выглядеть (ОК) (Приложение 1, слайд 15)
– Запишем формулу в волшебный треугольник.
– Выведем единицу плотности.
– Запишем вспомогательные формулы.
(Приложение 1, слайд 16) – Запомним, что в СИ единица измерения кг/м3. но можно ее записать и в кг/см3. С переводом вы должны разобраться дома с помощью учебника.
– Посмотрите, у меня в руках маленький кубик из пластилина. Если вы измерите его ребра, то увидите, что они все 1 см. Этот кубик показывает плотность пластилина. Она равна 910 кг/м3.
– Как узнать у тела его плотность? Ее можно вычислить или измерить.
(Приложение 1, слайды 17, 18) – Вот приборы для определения плотности. Разберем устройство одного из них.
Ареометр — прибор для измерения плотности жидкости

Ареометр представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой заполнена дробью для удержания ареометра в вертикальном положении во время измерений. В верхней, узкой части находится шкала, которая проградуирована в значениях относительной плотности. Иногда ареометр снабжен термометром, для измерения температуры. На каждом ареометре имеется обозначение, при какой температуре необходимо проводить измерения.
– К следующему уроку будут необходимо подготовить доклад о плотномере. Желающие подойдите после урока.
– Мы сказали, что у различных веществ плотность различна. В этом мы можем убедиться, посмотрев таблицы в учебнике на 50 стр. (работа с таблицей)
– А что же означают эти цифры. Поработаем с доской.(Приложение 1, слайд 19)
(Приложение 1, слайд 20) Ребята, на доске три надписи лед, вода, водяной пар.
– Что объединяет их?
– Почему вещество одно, а слова три?
– Найдем плотности их по таблице?
– Почему вещество одно в разных агрегатных состояниях имеет разные плотности? В чем различие? Значит при переходе из одного агрегатного состояния в другое, плотность вещества меняется. Например лед превратился в воду. Масса вещества осталась та же, кристаллическая решетка разрушается, и объем уменьшается. Значит, плотность увеличится, так это обратно пропорциональные величины.

4. Закрепление

– Поработает вместе устно (где нужно используют калькулятор) (Приложение 1, слайд 21)
– Поясните ответ загадки.
– Так почему же «раздувается» фляга с водой на морозе.
– Опыт объяснить. В воде находятся тела с разными плотностями (пробка и аллюминевый цилиндр), попробуйте сделать вывод используя таблицу плотностей.
– А еще у меня есть морковь и яблоко. У какого из этих тел больше плотность?..
– А сейчас проверим усвоение материала с урока, ответив на вопросы теста (листочки с таблицей на столе). Работаем каждый самостоятельно (Приложение 1, слайд 22)
– Проверяем в парах ваши ответы. (Приложение 1, слайд 23). Каждый возьмите свой листочек и попробуйте составить слово из полученных в таблице букв.
– Молодцы. Мне ваша работа понравилась. Но вот у меня есть ощущение незаконченности нашего урока, как будто мы что-то забыли. Посмотрите, пожалуйста, на ваши планы. Все ли мы рассмотрели.
Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.

– Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.

5. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 24)

6. Рефлексия (Приложение 1, слайд 25)

– Давайте оценим нашу работу.
– У вас на столе лежат картинки с тремя лицами, вы должны выбрать соответствующее усвоению вами материала и уходя прикрепить на гору.
– Спасибо за работу, можете быть свободны.

III. Литература

  1. Физика 7 класс:учебн. Для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин. – 10-е изд., М.дрофа, 2006 г.
  2. Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для общеобразовательных учреждений А В Перышкина «Физика 7 класс». – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.
  3. Физика 7 класс:учебн. Для общеобразовательных учреждений/ С.В.Громов. – 4-е изд., М. «Просвещение», 2002 г.
  4. Г.Роуэлл, С. Герберт Физика М. «Просвещение», 1993 г. стр 41.

IV. Приложение 2