Цель занятия: формировать у детей навыки общения.
Оборудование:
- Карточки с названием профессий
- 1 листок бумаги на каждую группу
- Листочки для каждого участника
- Ручка для каждого участника
- Пластиковая бутылка
- Карточки с названием героев для сказки
- Карточки с цифрами от 1 до 8
- Цветные кружочки желтого, красного и синего цвета для каждого участника
ХОД ЗАНЯТИЯ
Общение определяется как взаимодействие между людьми, а формы взаимодействия бывают разные:
Взаимное сближение – контакт
Взаимное дополнение – диалог,
Взаимное расхождение – конфликт.
Как действовать в разных жизненных ситуациях и
усвоить правила общения – задача нашего
занятия. Сегодня мы поиграем в игры и выполним
ряд упражнений, которые помогут вам приобрести
умения правильно общаться с вашими сверстниками
и друзьями, родными и близкими.
Приглашаем всех встать в круг.
1. «Добрый день»
– Прошу вас внимательно следить за моей рукой. Когда взмахну правой рукой, те, кто стоит по правую руку от меня говорит: «Добрый», а левой рукой: «День»
2. «Пейджеры»
Каждая строчка сопровождается движением
Раз – мобила. Два – мобила.(левой рукой
изображают телефонную трубку, подносят к уху,
затем то же самое правой рукой)
Пейджеры, пейджеры (поочередно перекрестно
кладут руки на бедра)
За рулем автомобиля (изображают вождение
автомобиля)
Женщины, женщины (поправляют прическу)
Все отлично, все нормально! (повазывают большой
палец одной руки, затем второй)
Пальчики, пальчики(показывают большой палец и
мизинец на каждой руке)
Ну-ка дружно! Ну-ка вместе!
Девочки! (кричат только девочки)
Мальчики! (кричат только мальчики)
Речь пошла о водителях. Назовите профессии,
которые не требуют умения общаться. (Таких
профессий НЕТ)
– Каждый из вас сейчас выберет молча себе карточку с названием профессии (Приложение 1). С помощью жестов и мимики, не разговаривая между собой, найдите себе пару.
Трудно общаться не разговаривая?
3. «Смешное приветствие»
– Как вы приветствуете своих друзей? А сейчас придумайте смешное приветствие для людей той профессии, что указана в ваших карточках. Продемонстрируйте так, чтобы другие отгадали, о ком идёт речь.
Сравните, какое настроение у вас было до занятия, а какое стало после этого упражнения?
4. «Путешественники»
– Приглашаем занять места за столами:
1 стол – профессии, которые связаны с
творчеством (художник, поэт, скрипач, стилист,
дизайнер, …)
2 стол – работа с людьми (учитель, врач, клоун,
парикмахер, продавец,…)
3 стол – механизм, техника (оператор ЭВМ,
машинист, часовщик, связист, шофер, …)
Каждому человеку, любой профессии необходим
отпуск. Поиграем в следующую игру
«Путешественники». За считанные минуты вам
необходимо познакомиться с коллегами и
собраться в путешествие. Отвечая на вопросы всей
группой, придите к единому мнению и запишите
ответ на листочке:
– Куда вы поедите со своими друзьями?
– На какой срок?
– С какой целью?
– Распределите обязанности между собой.
– Каждому можно взять с собой по 1 необходимому
предмету. Обсудите с группой ваш выбор и запишите
его.
Каждая группа зачитывает своё решение и
обосновывает его.
Оцените свою работу в группе? Какие трудности возникли при обсуждении?
5. «Данетки»
Каждому участнику задается конкретный вопрос.
Правило игры: «Да» или «Нет» не говорить.
– Тебе понравилось работать в группе?
– Легко ли тебе было договориться с друзьями?
– В вашей группе работает 7 человек?
– На листочке записано 5 слов?
и др. …
Какое желание у вас возникало при ответе на вопрос?)
6. «Катастрофа»
Отправились вы в путешествие, но во время пути
попали в катастрофу и оказались на необитаемом
острове.
Напишите на листочках записки о помощи, не
называя себя, опустите их в бутылку и отправьте в
море. (В пластиковую бутылку опускаются листочки
с посланием). Бутылка попала в руки
мореплавателям. Они приплыли к вам на помощь и
ищут хозяина записки. Помогите им! Каждый
ребенок выходит к доске, достает записку из
бутылки, зачитывает вслух и отгадывает, кому она
принадлежит.
Удалось ли вам с первого раза отгадать о ком
идет речь? Почему?
7. «Теремок» (Приложение 2)
– Для кого исполняемая роль оказалась трудной?
Для кого лёгкой?
– Было ли для участников естественным следовать
указаниям инструкции при исполнении роли?
– Совпадало ли описание роли с обычным вашим
поведением?
– Какие способы убеждения своих партнёров вы
использовали?
– Почему вы сразу поверили одним, а не поверили
другим?
– Что в поведении зверей вызывало доверие?
– Какое поведение вам казалось подозрительным?
8. Рефлексия
– Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, какие правила общения мы усвоили:
- Работая в группах необходимо выслушать всех внимательно. Принимать правильно решение, обосновывая свой выбор.
- При общении с друзьями надо не перебивать их, внимательно слушать, а затем высказывать свое мнение
- Ответы на вопросы должны быть развернутыми.
- Не грубить! Не спорить с собеседником! Разговаривать спокойным голосом.
- Информация лучше принимается от человека с хорошим настроением.
И т.д. (Дайте детям возможность самим сделать выводы!)
– У каждого в руках кружочки, вручите их:
- красный – самому общительному;
- синий – самому вежливому;
- желтый – самому скромному.
Библиография
- Игротека вожатого. – Н.Новгород: Изд-во ООО «педагогичские технологии», 2008. – 100 с.
- Классный руководитель № 5, 2006 г. «Игровой тренинг общения в школьном классе»
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд., стер. – М. Генезис, 2001.