Задачи урока:
- Создание дидактических условий для непроизвольного запоминания состава числа 7;
- Совершенствование навыков табличного сложения; повторение состава изученных чисел;
- Формирование умений наблюдать, делать выводы, классифицировать, строить высказывания, слушать ответы других учащихся, работать в малых группах.
Оборудование:
Презентация к уроку; игрушки из картона для
украшения ёлки разной формы, в которых нарисованы окошечки в форме различных
геометрических фигур, ёлочка из картона; “домик” для числа 7, карточки для
индивидуальной работы, геометрические фигуры в конвертах для классификации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1 “Солнышко
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро ”
При встрече здороваться:
“Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!”
(Садятся за парты.)
Ребята! Наше путешествие в Новогоднюю сказку продолжается. И испытание на урок будет новое. Мы будем украшать ёлочку игрушками, да не простыми, а математическими. Они перед вами, у каждого – своя. Оценивать свою работу будете сами. За каждый правильный ответ – закрашивать одно окошечко на вашей игрушке. Наша задача – нарядить всю ёлочку. К концу урока увидим, чьими игрушками будет украшена ёлочка! А самые активные ребята вешают ещё готовые игрушки дополнительно!
Вы смекалку проявите.
Аккуратность покажите.
Как умеете считать, выражения составлять!
Вы – хороший, дружный класс.
Всё получится у вас!
2. Актуализация знаний.
Учитель. Урок начнём с математической разминки.
Задание № 1.
Я показываю карточки с выражениями, вы записываете их значения..
1-ый ряд 2-ой ряд |
3–2 9+1 |
2+1 6+2 |
1+4 3+3 |
5+2 3+1 |
Проверяем числа первого ряда 1, 3, 5, 7, … Слайд
– Что можете о них сказать?
– Установите закономерность и продолжите ряд на одно число.
– Какое число записали? Слайд – 9
Проверяем второй ряд чисел 10, 8, 6, 4,… Слайд
– Что заметили в этом ряду?
– Какое число дописали? Слайд – 2
Молодцы!
Кто записал правильно 2 ряда чисел, закрасьте 2 окошечка в игрушке..
Задание № 2.
Рассмотрите столбики. Чем они похожи?
На доске | 7+1 =…+2 3+…=4+4 |
4+…=5+3 6+2 =1+… |
(Это равенства, в них пропущены слагаемые.)
– Вставьте пропущенные числа так, чтобы эти равенства были верными
(Веером показывают числа по одному, доказывают.)
Слайд – 6,5,4,7
Итак, мы повторили состав числа 8.
Кто справился с этим заданием, закрасьте ещё 1 окошечко.
Задание № 3.
А сейчас задачи в стихах. Для их решения требуется внимание, умение слушать и считать.
* Пять листьев Вася сам собрал, один листок Алёша дал.
Скажите, сколько у него осенних листиков всего? (6)
(У кого другой ответ?)
* В шкафу на полочке шесть книг, я прочитала две из них
А сколько книг ещё читать, вы это можете сказать? (4)
(У кого другой ответ?)
* Три больших, три маленьких.
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? (6)
(У кого другой ответ?)
* У пяти братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (6)
Молодцы! Сейчас повторили состав числа 6.
Физкультминутка.
Вы считали, вы устали,
Дружно все тихонько встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели!
3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
Учитель. Продолжаем урок и смотрим на следующее задание.
Задание № 1.
Прочитайте выражения разными способами.
4+1 1+4 |
2+1+2 3+2 |
2+3 4+3 |
Слайд
Найдите “лишнее”
“Лишнее” 4+3 т.к. его значение равно 7
Кто определит тему урока?
(Состав числа 7.) Пустой домик 7.
Цели. Мы должны определить состав числа 7, будем учиться составлять и записывать равенства, совершенствовать свои вычислительные навыки, умения работать самостоятельно и в паре.
4. Решение учебной задачи
Вспомним, по каким признакам можно делить предметы на группы?
Сейчас вам предстоит выполнить очень интересную работу.
1) Классификация. На каждом столе конверт с геометрическими фигурами разного цвета, формы и размера. Нужно разделить фигуры на две группы, составить и записать равенства в тетрадь. Работу будете выполнять в паре – вместе обсуждать, помогать друг другу.
Проверка (зачитывают равенство, называют признак).
1+6=7 6+1=7 |
ф. |
2+5=7 5+2=7 |
р. |
3+4=7 4+3=7 |
ц. |
Проверка по образцу. Слайд
Молодцы!
Чья пара выполнила задание верно, закрашивает ещё 1 окошечко.
2) Закрепляем число 7 по учебнику “Математика” Н.Б.Истомина с.81 № 189.
Подумайте, как связаны числа с рисунками?
Самостоятельно составьте и запишите равенства:
В – 1 работает с первым рядом рисунков.
В – 2 работает со вторым рядом рисунков.
Проверка с комментированием.
(Читают, объясняют, как действовали.)
1в 2в |
4+2+1=7 3+2+2=7 |
1+3+3=7 2+4+1=7 |
2+3+2=7 1+2+4=7 |
Слайд Слайд |
Закрасить столько окошечек, сколько верных равенств составили.
Подведение итога:
– Состав какого числа узнали?
– Проверим себя.
Впишите числа в “окошки” т.п.о. с.52 №95(1)
Взаимопроверка Слайд “Домик” 7
Кто выполнил правильно? Закрасьте окошечко.
5. Итог урока. Оцените свою работу на уроке.
А сколько окошечек в каждой игрушке? 7
Что интересного можете рассказать о числе 7?
Число 7 – однозначное, занимает седьмое место в натуральном ряду чисел, стоит между числами 6 и 8.
С числом 7 связано много сказок: “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”, “Цветик – семицветик”…. Слайды 6, 7
А также пословицы и поговорки: “Семь раз отмерь, один отрежь”
“Семеро одного не ждут”, “Лук от семи недуг”…
Дома с родителями поищите ребусы с числом 7.
Нашей сказке не конец, кто работал – молодец!