С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости…
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя, морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Сегодня нет, наверное, ребёнка, который бы не катался на велосипеде. Но ведь мало только держаться в седле и крутить педали, надо в совершенстве знать правила дорожного движения. Многие дети с этим не считаются.
Работники Государственной автомобильной инспекции установили закономерность: больше всего несчастных случаев с детьми происходит весной и летом. Самые не счастливые в этом отношении месяцы: апрель, май и июнь. А самое опасное время – с 16 до 17 часов. За один только этот час летом происходит 13% всех несчастных случаев с детьми за сутки.
В возрасте от 5 до 9 лет мальчики в 5 раз чаще получают травмы, чем девочки. Все-таки мальчишки остаются мальчишками. Они больше, чем девочки, проводят времени на улице, а часто и на её проезжей части: играют в футбол, бегают, гоняют на велосипедах. Резкое движение, неосторожный толчок, и ребёнок оказался под колёсами…
Следует указать основные причины дорожно-транспортных происшествий с детьми:
- незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.
- недисциплинированность или невнимательность детей на улице;
- различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги;
- недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
- нарушение водителем прав дорожного движения: превышение скорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т. д.
В школе ребят знакомят с правилами дорожного движения, но, как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, немало несчастных случаев происходит потому, что дети не выполняют элементарных правил безопасности движения пешехода.
Именно недисциплинированность детей на улице приводит к несчастным случаям. Ребячество, неправильное понимание геройства, игры вблизи дороги – всё это чревато печальными последствиями.
Несчастные случаи происходят не только по тому, что дети сознательно нарушают правила дорожного движения, но и в силу отвлекаемости. Что-то заинтересовало на улице, увидели знакомого, окликнул друг – и сразу забыл, где находятся, не замечают ни сигналов светофора, ни указателей, ни дорожных знаков, ни мчащихся на больших скоростях автомобилей. Дети ещё не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности: себя они считают и более быстрыми, и более ловкими, и более смелыми, чем есть на самом деле.
К сожалению, немало несчастных случаев с детьми происходит по вине водителей автомобилей.
Мы строго наказываем нарушителей – шофёров. Но вот дети, по вине которых произошло дорожное происшествие, часто остаются безнаказанными. Да и можно ли наказывать ребёнка, если виновен, прежде всего, взрослый. Да, взрослый: отец, мать, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель – все те, кто отвечает за ребёнка. Это они не приучили детей строжайше соблюдать правила поведения пешехода на улицах и на дорогах, не воспитали дисциплинированность, осторожность, осмотрительность.
Но чему могут научить детей те родители, которые вместе с детьми перебегают улицу или шоссе в неположенном месте. Понимают ли они, какой опасности подвергают жизнь ребёнка, свою жизнь, жизнь водителей, пассажиров, пешеходов?.. Чаще всего – нет.
Предупреждению несчастных случаев с детьми на улицах наших городов и посёлков, на шоссейных дорогах должно уделяться самое серьёзное внимание и в семье, и в школе, и в дошкольных учреждениях, и на предприятиях, и в государственных и в общественных организациях.
Обучение детей правилам дорожного движения должно проходить интересно, увлекательно, в игровой форме, чтобы ребята как можно лучше усваивали все параграфы правил. Главное же – внушить детям необходимость выполнения правил, воспитать в них потребность быть на улице особенно дисциплинированными и внимательными.
Поэтому перед собой мы поставили единую цель:
Сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать
формированию осознанного поведения в
дорожно-транспортных ситуациях.
Для решения данной цели нами были
поставлены следующие задачи:
- повышение профессионального уровня работников СОШ по ПДД;
- формирование у детей младшего школьного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге, с учётом возрастных особенностей;
- организация совместной деятельности СОШ с родителями по формированию у детей потребности в соблюдении ПДД;
- взаимодействие органов образования с ГИБДД по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Для достижения поставленных задач были определены этапы организации педагогического процесса.
Работа по изучению ПДД строилась по такой схеме:
Работа с детьми; Работа с родителями; Работа с
педагогами.
Работа с детьми подразделялась по 3-м
направлениям: Ребёнок – пешеход; Ребёнок
– пассажир; Ребёнок – водитель. Эта работа
проводилась, через внеклассные мероприятия,
подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые
игры; целевые прогулки; выставки; создание мини
музея.
Работа с родителями тоже велась по 3-м направлениям:
1. Планирование работы с семьёй, в которую входила
1.1. Знакомство с ПДД.
1.2. Анкетирование и опросы.
1.3. Родительские собрания.
1.4. Дни открытых дверей.
1.5. Помощь родителей учреждению.
2. Совместные мероприятия:
2.1. Работа над проектами «Я пешеход»; «Я
пассажир» и т.д.
2.2. Организация и проведение выставок;
2.3. Конкурсы и викторины;
2.4. Внеклассные мероприятия с участием
родителей;
2.5. Выполнение домашних заданий;
3. Педагогическое просвещение:
3.1. Рекламная информация;
3.2. Наглядная информация;
3.3. Памятки;
3.4. Консультации.
Работа с педагогами: начиналась с подбора методической и художественной литературы, к её подбору мы подходили очень тщательно и осторожно. Бывали случаи, когда пособие содержит материалы, не соответствующие самим правилам дорожного движения. Поэтому нами было тщательно подобрана литература для педагогов, родителей и детей.
Внеклассное мероприятие по ПДД
(проведенное совместно с родителями)
(Под музыку дети заходят в класс и рассаживаются).
1 ребёнок:
Рассаживайтесь поудобнее,
Места занимайте скорей.
На праздник «Красный, желтый, зелёный»
Мы приглашаем скорей!
2 ребёнок:
В нашем городе большом
Помнить правила движенья
Все должны без исключенья!
Под музыку входит Светофор, раскладываются «пешеходные дорожки», «островок безопасности».
Ведущая: Ребята! Сегодня мы пригласили на праздник гостей и наших друзей – героев из сказок. Гости заняли места? Конечно же, вы соблюдали правила уличного движения, когда шли к нам на праздник? Правда? А вот наши друзья что-то опаздывают..
Под музыку в зал на «машине» въезжает Незнайка
Дети: Незнайка.
Незнайка:
Приобрёл машину я,
Буду ездить в ней, друзья!
Винтик, Шпунтик, давайте быстрее,
Садитесь быстрее, поедем скорее!
Винтик: А ты прошёл школу светофорных наук? Ведь это азбука города….
Незнайка: Подумаешь, учитель, какой нашелся… Я и без этой азбуки обойдусь.
Шпунтик:
Что ты, Незнайка!
Город, в котором мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она азбука вдоль мостовой,
Знаки развешены над головой!
Азбука улиц, проспектов, дорог.
Город даёт нам все время урок.
Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилось с тобою беда.
Винтик:
Нужно слушаться без спора
Указанья светофора.
Нужно правила движенья.
Незнайка: Ну, вот ещё, я и так всё знаю.
Винтик и Шпунтик: Тогда мы с тобой не поедем, Незнайка.
Незнайка: Ну и не надо! Я один поеду!
Едет на машине и поёт «Песню Незнайки». Ведущая останавливает Незнайку.
Ведущая: Как же ты собираешься ехать по городу, если ты не знаешь правил дорожного движения?
Незнайка: Да вы что думаете, что я ничего не знаю? Я знаю все правила дорожного движения!
Ведущая: А это мы сейчас проверим. Отгадай загадки, тогда мы посмотрим, как ты знаешь правила уличного движения. Вот тебе первая загадка.
Светофор:
Дом по улице бежит,
Дом подушками шуршит.
Подбежит к остановке,
Всех желающих берёт
И опять бежит вперёд.
Незнайка: Это… это… избушка на курьих ножках!
Дети: Нет!
Незнайка: Ой, подождите, ещё подумаю.
Ведущая: Незнайка, ты, оказывается, хвастунишка, а говорил, что всё знаешь. Такой простой загадки отгадать не смог.
Дети дают правильный ответ.
Ведущая: Слушай, Незнайка, следующую загадку…
Светофор:
Дорогу как переходить,
Под транспорт чтоб не угодить?
Незнайка: Знаю, знаю! Надо быстрей перебежать!
Бежит, слышится свисток. Выходит дядя Стёпа и становится на свой пост.
1-й ребёнок:
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Едут «машины», Постовой жезлом указывает путь «машинам». Поднимает жезл – «машины» останавливаются.
1-й ребёнок:
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовик.
Ведущая:
Под солнцем ранним, на мостовой.
Вдруг видит ребят-малышей постовой.
Весёлым и ласковым стал его взгляд.
Постовой: Идите ребята, спокойно в детсад!
Дети идут по «тротуару» до светофора…
Ведущая:
Наши ребята идут в детский сад,
Наши ребята очень спешат.
Останавливаются около светофора.
Постовой:
Хоть у вас терпенья нет.
Подождите – красный свет!
Жёлтый свет на пути:
Приготовьтесь в путь идти.
Свет зелёный впереди –
Вот теперь переходи!
Дети идут по «переходной дорожке», по «тротуару» и садятся.
Ведущая: Так, Незнайка, отгадай ещё одну загадку…
Светофор:Что такое островок безопасности? Для чего он нужен?
Незнайка: Знаю! Знаю! На этот вопрос я вам сразу отвечу. Островок безопасности… Это остров, где нет пиратов и разбойников. И там безопасно жить. Вот!
Ведущая: А вот и нет!
Незнайка: Ну, тогда… Островок безопасности – это остров, где можно съесть бутерброд с сосиской, а может мороженое.
Ведущая: А вот и неправильно! Дети, помогите Незнайке! Ну что же, Незнайка, ничего ты не знаешь…
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить тебе не мешало…
Выносится дом, входят Коза и семеро козлят.
Коза:
Новый ставлю знак дорожный,
Будьте, дети, осторожны.
Этот знак знаком всем нам,
Как приду – отвечу вам.
Волк запутается сразу –
Он не видел их ни разу.
Уходит и ставит знак «Осторожно, дети». Появляется волк.
Волк:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отопритесь.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Козлята:
Что за знак стоит у дома?
Наша мама с ним знакома?
Волк:
Может, стал я слишком стар?
Может быть, в лесу пожар?
Здесь бегут все без оглядки…
Я спасу и вас козлятки!
Козлятки:
Уходи от нас скорей,
Не откроем Волку дверь.
Волк (детям):
Что за знак стоит у дома,
Вы, наверно, с ним знакомы?
Дети отвечают, Козлята ставят знак «Подача звукового сигнала запрещена»
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся.
Ваша мать пришла.
Молока принесла.
Козлята:
Не кричи здесь, страшный зверь,
Не откроем Волку дверь.
Волк (детям):
Что за знак стоит у дома.
Вы, наверно, с ним знакомы?
Дети подсказывают, Козлята ставят знак «Стоянка запрещена».
Волк:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла
Козлята:
Ты напрасно здесь шипишь,
И напрасно здесь стоишь.
Уходи от нас скорей,
Не откроем волку дверь.
Волк (детям):
Что за знак стоит у дома,
Вы, наверно, с ним знакомы?
Время близится к обеду…
Дети отвечают, Коза трогает волка за плечо.
Коза:
Это всем должно быт ясно,
Даже тем, кто ходит в ясли.
Должен знать ты каждый знак.
Он стоит не просто так.
Ведущая:
Даже волк из сказки
Со знаком столкнулся.
Он козляток съесть не смог,
Только облизнулся.
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Незнайка:
Дай вам на прощанье
Такое обещанье:
Выучить правила движения
Без промедления!
Выходят все персонажи и кланяются. Под музыку все уходят.