Внеклассная работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма у учащихся начальных классов

Разделы: Внеклассная работа


С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости…

Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя, морщится от выхлопных газов.

В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам.  Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.

Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.

Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных  происшествий значительный процент составляют дети.

Сегодня нет, наверное, ребёнка,  который бы не катался на велосипеде. Но ведь мало только держаться в седле и  крутить педали, надо в совершенстве знать правила дорожного движения. Многие дети с этим не считаются.

Работники Государственной автомобильной инспекции установили закономерность: больше всего несчастных случаев с детьми происходит весной и летом. Самые не счастливые в этом отношении месяцы: апрель, май и июнь. А самое опасное время – с 16 до 17 часов. За один только этот час летом происходит 13% всех несчастных случаев с детьми за сутки.

В возрасте от 5 до 9 лет мальчики в 5 раз чаще получают травмы, чем девочки. Все-таки мальчишки остаются мальчишками. Они больше, чем девочки, проводят времени на улице, а часто и на её проезжей части: играют в футбол, бегают, гоняют на велосипедах. Резкое движение, неосторожный толчок, и ребёнок оказался под колёсами…

Следует указать основные причины дорожно-транспортных происшествий  с детьми:

  • незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.
  • недисциплинированность или невнимательность детей на улице;
  • различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги;
  • недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
  • нарушение водителем прав дорожного движения: превышение скорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т. д.

В школе ребят знакомят с правилами дорожного движения, но, как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, немало несчастных случаев происходит потому, что дети не выполняют элементарных правил безопасности движения пешехода.

Именно недисциплинированность детей на улице приводит к несчастным случаям. Ребячество, неправильное понимание геройства, игры вблизи дороги – всё это чревато печальными последствиями.

Несчастные случаи происходят не только по тому, что дети сознательно нарушают правила дорожного движения, но и в силу отвлекаемости. Что-то заинтересовало на улице, увидели знакомого, окликнул друг – и сразу забыл, где находятся, не замечают ни сигналов светофора, ни указателей, ни дорожных знаков, ни мчащихся на больших скоростях автомобилей. Дети ещё не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности: себя они считают и более быстрыми, и более ловкими, и более смелыми, чем есть на самом деле.

К сожалению, немало несчастных случаев с детьми происходит по вине водителей автомобилей.

Мы строго наказываем нарушителей – шофёров. Но вот дети, по вине которых произошло дорожное происшествие, часто остаются безнаказанными. Да и можно ли наказывать ребёнка, если виновен, прежде всего, взрослый. Да, взрослый: отец, мать, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель – все те, кто отвечает за ребёнка. Это они не приучили детей строжайше соблюдать правила поведения пешехода на улицах и на дорогах, не воспитали дисциплинированность, осторожность, осмотрительность.

Но чему могут научить детей те родители, которые вместе с детьми перебегают улицу или шоссе в неположенном месте. Понимают ли они, какой опасности подвергают жизнь ребёнка, свою жизнь, жизнь водителей, пассажиров, пешеходов?.. Чаще всего – нет.

Предупреждению несчастных случаев с детьми на улицах наших городов и посёлков, на шоссейных дорогах должно уделяться самое серьёзное внимание и в семье, и в школе, и в дошкольных учреждениях, и на предприятиях, и в государственных и в общественных организациях.

Обучение детей правилам дорожного движения должно проходить интересно, увлекательно, в игровой форме, чтобы ребята как можно лучше усваивали все параграфы правил. Главное же – внушить детям необходимость выполнения правил, воспитать в них потребность быть на улице особенно дисциплинированными и внимательными.

Поэтому перед собой мы поставили единую цель: Сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Для решения данной цели нами были  поставлены  следующие  задачи:

  • повышение профессионального уровня работников СОШ по ПДД;
  • формирование у детей младшего школьного возраста знаний  правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге, с учётом возрастных особенностей;
  • организация совместной деятельности СОШ с родителями по формированию у детей потребности в соблюдении ПДД;
  • взаимодействие органов образования с ГИБДД по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Для достижения поставленных задач были определены  этапы организации педагогического процесса.

Работа по изучению ПДД строилась по такой схеме:

Работа с детьми; Работа с родителями; Работа с педагогами.
Работа с детьми подразделялась по 3-м направлениям:  Ребёнок –  пешеход; Ребёнок – пассажир; Ребёнок – водитель. Эта работа проводилась, через внеклассные мероприятия,  подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры; целевые прогулки; выставки; создание мини музея.

Работа с родителями тоже велась по 3-м направлениям:

1. Планирование работы с семьёй, в которую входила

1.1. Знакомство с ПДД.
1.2. Анкетирование и опросы.
1.3. Родительские собрания.
1.4. Дни открытых дверей.
1.5. Помощь родителей учреждению.

2. Совместные мероприятия:

2.1. Работа над проектами «Я пешеход»; «Я пассажир» и т.д.
2.2. Организация и проведение выставок;
2.3. Конкурсы и викторины;
2.4. Внеклассные мероприятия  с участием родителей;
2.5. Выполнение домашних заданий; 

3. Педагогическое просвещение:

3.1. Рекламная информация;
3.2. Наглядная информация;
3.3. Памятки;
3.4. Консультации.

Работа с педагогами: начиналась с подбора методической и художественной литературы, к её подбору мы подходили очень тщательно и осторожно. Бывали случаи, когда пособие содержит материалы, не соответствующие самим правилам дорожного движения. Поэтому  нами было тщательно подобрана литература для педагогов, родителей и детей.

Внеклассное мероприятие по ПДД

(проведенное совместно с родителями)

(Под музыку дети заходят в класс  и рассаживаются).

1 ребёнок:

Рассаживайтесь поудобнее,
Места занимайте скорей.
На праздник «Красный, желтый, зелёный»
Мы приглашаем скорей!

2 ребёнок:

В нашем городе большом
Помнить правила движенья
Все должны без исключенья!

Под музыку входит Светофор,  раскладываются   «пешеходные дорожки», «островок безопасности».

Ведущая: Ребята! Сегодня мы пригласили на праздник гостей и наших друзей  – героев из сказок. Гости заняли места? Конечно же, вы соблюдали правила уличного движения, когда шли к нам на праздник? Правда? А вот наши друзья что-то опаздывают..

Под музыку в зал на «машине» въезжает Незнайка

Дети: Незнайка.

Незнайка: 

Приобрёл машину я,
Буду ездить в ней, друзья!
Винтик, Шпунтик, давайте быстрее,
Садитесь быстрее, поедем скорее!

Винтик: А ты прошёл школу светофорных наук? Ведь это азбука  города….

Незнайка: Подумаешь, учитель, какой нашелся… Я и без этой азбуки обойдусь.

Шпунтик: 

Что ты, Незнайка!
Город, в котором мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она азбука вдоль мостовой,
Знаки развешены над головой!
Азбука улиц, проспектов, дорог.
Город даёт нам все время урок.
Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилось с тобою беда.

Винтик:

Нужно слушаться без спора
Указанья светофора.
Нужно правила движенья.

Незнайка: Ну, вот ещё, я  и так всё знаю.

Винтик и Шпунтик: Тогда мы с тобой не поедем, Незнайка.

Незнайка: Ну и не надо! Я один поеду!

Едет на машине и поёт  «Песню Незнайки». Ведущая останавливает Незнайку.

Ведущая: Как же ты собираешься ехать по городу, если ты не знаешь правил дорожного движения?

Незнайка: Да вы что думаете, что я ничего не знаю? Я знаю все правила дорожного движения!

Ведущая:  А это мы сейчас проверим. Отгадай загадки, тогда мы посмотрим, как ты знаешь правила уличного движения. Вот тебе первая загадка.

Светофор: 

Дом по улице бежит,
Дом подушками шуршит.
Подбежит к остановке,
Всех желающих берёт
И опять бежит вперёд.

Незнайка: Это… это… избушка на курьих ножках!

Дети: Нет!

Незнайка: Ой, подождите, ещё подумаю.

Ведущая: Незнайка, ты, оказывается, хвастунишка, а говорил, что всё знаешь. Такой простой загадки отгадать не смог.

Дети дают правильный ответ.

Ведущая: Слушай, Незнайка, следующую загадку…

Светофор: 

Дорогу как переходить,
Под транспорт чтоб не угодить?

Незнайка: Знаю, знаю! Надо быстрей перебежать!

Бежит, слышится свисток. Выходит дядя Стёпа и становится на свой пост.

1-й ребёнок: 

Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Едут «машины», Постовой жезлом указывает путь «машинам». Поднимает жезл – «машины» останавливаются.

1-й ребёнок:

Никто на свете так не может 
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовик.

Ведущая:

Под  солнцем ранним, на мостовой.
Вдруг видит ребят-малышей постовой.
Весёлым и ласковым стал его взгляд.

Постовой:  Идите ребята, спокойно в детсад!

Дети идут по «тротуару» до светофора…

Ведущая:

Наши ребята идут в детский сад,
Наши ребята очень спешат.

Останавливаются около светофора.

Постовой:

Хоть у вас терпенья нет.
Подождите – красный свет!
Жёлтый свет на пути:
Приготовьтесь в путь идти.
Свет зелёный впереди –
Вот теперь переходи!

Дети идут по «переходной дорожке», по «тротуару» и садятся.

Ведущая: Так, Незнайка, отгадай ещё одну загадку…

Светофор:Что такое островок безопасности? Для чего он нужен?

Незнайка: Знаю! Знаю!  На этот вопрос я вам сразу отвечу. Островок безопасности… Это остров, где нет пиратов и разбойников. И там безопасно жить. Вот!

Ведущая: А вот и нет!

Незнайка: Ну, тогда… Островок безопасности – это остров, где можно съесть бутерброд с сосиской, а может мороженое.

Ведущая: А вот и неправильно! Дети, помогите Незнайке! Ну что же, Незнайка, ничего ты не знаешь…

Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить тебе не мешало…

Выносится дом, входят Коза и семеро козлят.

Коза:

Новый ставлю знак дорожный,
Будьте, дети, осторожны.
Этот знак знаком всем нам,
Как приду – отвечу вам.
Волк запутается сразу –
Он не видел их ни разу.

Уходит и ставит знак «Осторожно, дети». Появляется волк.

Волк:

Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отопритесь.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.

Козлята:

Что за знак стоит у дома?
Наша мама с ним знакома?

Волк:

Может, стал я слишком стар?
Может быть, в лесу пожар?
Здесь бегут все без оглядки…
Я спасу и вас козлятки!

Козлятки:

Уходи от нас скорей,
Не откроем Волку дверь.

Волк (детям):   

Что за знак стоит у дома,
Вы, наверно, с ним знакомы?

Дети отвечают, Козлята ставят знак «Подача звукового сигнала запрещена»

Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся.
Ваша мать пришла.
Молока принесла.

Козлята: 

Не кричи здесь, страшный зверь,
Не откроем Волку дверь.

Волк (детям):

Что за знак стоит у дома.
Вы, наверно, с ним знакомы?

Дети подсказывают, Козлята ставят знак «Стоянка запрещена».

Волк:

Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла

Козлята:

Ты напрасно здесь шипишь,
И напрасно здесь стоишь.
Уходи от нас скорей,
Не откроем волку дверь.

Волк (детям):

Что за знак стоит у дома,
Вы, наверно, с ним знакомы?
Время близится к обеду…

Дети отвечают, Коза трогает волка за плечо.

Коза: 

Это всем должно быт ясно,
Даже тем, кто ходит в ясли.
Должен знать ты каждый знак.
Он стоит не просто так.

Ведущая: 

Даже волк из сказки
Со знаком столкнулся.
Он козляток съесть не смог,
Только облизнулся.
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.  

Незнайка: 

Дай вам на прощанье
Такое обещанье:
Выучить правила движения
Без промедления!

Выходят все персонажи и кланяются. Под музыку все уходят.