С проблемой пространства человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значительно выросло. Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной помощи.
Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью.
С воспитанниками школы педагогом-психологом ведётся коррекционный курс по формированию и развитию пространственных представлений у детей с ДЦП.
Цель: развитие пространственной ориентации.
Задачи:
- Умение ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
- Закреплять умение определять стороны на самом себе (правая, левая нога, рука, плечи и т. д.).
- Умение сравнивать изображения предметов по форме, размеру.
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать положительные эмоции и чувства.
- Развитие мелкой моторики.
- Улавливать и удерживать инструкцию.
Оборудование:
- цветная бумага (зеленый, коричневый), клей ПВА, ножницы;
- заранее изготовлены шаблоны елочек;
- полоски из коричневого цвета различной толщины;
- картинки с птицами, две корзины, мячи разного цвета.
Ход занятия
Разминка «Шалтай-Болтай».
Цель: снятие напряжения.
Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада Вас видеть! Какие Вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как Вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да Вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем ещё раз: покажем их ещё раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются как у тряпичной куклы.
Психолог демонстрирует плакат с изображением трех прямоугольников коричневого цвета.
- Скажите, как называются эти геометрические фигуры? (Прямоугольники.)
- Сколько нарисовано прямоугольников? (Три.)
- Чем отличаются эти прямоугольники? (Разного размера.)
- А чем они похожи? (Они одного цвета «коричневые».)
- Давайте вспомним русскую народную сказку. В ней говорится о девочке, которая забрела в лес и попала в избушку, где жили три... – Медведя.
- Кто из медведей был самым большим? (Михаил Потапович.)
- Посмотрите на большой . Это Михайло Потапович.
- А Настасья Петровна? Она средний .
- Как зовут медвежонка? – Мишутка.
- Для Вас ребята семья медведей приготовила различные игры, и мы с Вами будем играть.
- Первым начинает играть с вами Михайло Потапович.
Игра «Загадка».
Цель: умение ориентироваться в собственной схеме.
Задачи:
- Умение ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
- Закреплять умение определять стороны на самом себе (правая, левая нога, рука, плечи…).
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы
В этих норам воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)И не сеют, не сажают,
Они сами вырастают. (Волосы.)Есть у каждого лица
Два красивых озерца
Между ними есть гора
Назови их детвора. (Глаза, нос.)Если ты удивишься,
Они поднимутся
Если ты рассердишься,
Они сдвинуться. (Брови.)Возводят дома, засевают поля
И косят, и держат штурвал корабля
Из струн высекают чудесные звуки,
И хлеб выпекают умелые... (Руки.)Мы на ним стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут,
Подскажи как их зовут? (Ноги.)Пять братьев -
Годами равные
Ростом разные. (Пальцы.)
- Молодцы! Медведица, Настасья Петровна не смогла к вам прийти, но она прислала письмо и я его вам сейчас прочту.
Игра «Птицы прилетели».
Цель: формирование навыков определения удаленности изображений предметов
Задачи:
- Умение различать удаленность предметов.
- Развивать внимание, сосредоточенность.
Ход игры. Педагог размещает на доске изображение проводов различной толщины, раздается детям вырезанных из бумаги разных птиц и дает задание:
- посади птицу на самый дальний провод;
- посади птицу на самый близкий провод;
- посади птицу на самый толстый провод;
- посади птицу на самый тонкий провод;
- посади птицу между синицей и вороной;
- посади птицу перед синицей.
Гимнастическое упражнение «Мы топаем ногами»
Цель: формировать у детей пространственные понятия «верх» и «низ».
Ход упражнения. Предварительно педагог вместе с детьми определяет эти пространственные направления. Затем педагог-психолог читает стихотворные строчки, а дети выполняют названные движения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем вверх,
Мы руки опускаем вниз.
Мы руки подаем.
И вертимся кругом,
И вертимся кругом.
Упражнение «Елочка».
Цель: учить сравнивать изображения предметов по длине и ширине.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики.
- Координация движений.
Содержание. Психолог раздает детям вырезанные из бумаги треугольники зеленого цвета различной длины и ширины, а на доске размещается макет елки из аналогичных треугольников (см. рисунок). Учащимся нужно собрать из имеющихся у них треугольников такую же елку.
Рисунок
- А Мишутка придумал для вас самую подвижную игру.
Игра «Разложи мячи».
Цель: закреплять умения находить правую и левую руку у самого себя.
Задачи:
- Умение закреплять правую и левую сторону.
- Улавливать и удерживать инструкцию.
- Развивать внимание и память.
Ход игры. В центре зала ставятся две корзины, рядом лежат мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен добраться до корзин и разложить мячи следующим образом: красные мячи правой рукой в левую корзину, зеленые левой рукой – в правую.
Кроме этого, с детьми проводятся игры, направленные на дифференциацию понятий «справа-слева» и умение правильно называть данные пространственные направления. Перед проведением игр проводится обучение. Привлекая внимание детей, педагог поднимает правую руку, а затем указательным пальцем показывает положение справа и при этом говорит: «Правое – справа». Затем называет предметы, расположенные справа. То же самое он делает левой рукой. Потом упражнение повторяют дети.
Итог занятия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам было интересно?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что было не интересно? и т.д.