Решебник по дисциплине "Математика". Раздел: "Дифференциальные и интегральные исчисления"

Разделы: Математика


“Каждому, кто хоть когда-нибудь
изучал математические теории, знакомо
то неприятное чувство, когда … вдруг осознаешь,
что ровным счетом ничего не понял …”.
Альберт Эйнштейн

Общий курс математики является фундаментом математического образования специалиста любого профиля. Цель преподавания математики в колледже для студентов заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения - ознакомить студентов с основами математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач; привить студентам умение самостоятельно изучать учебную литературу по данной дисциплине и ее приложениям; развить логическое мышление и повысить общий уровень математической культуры; выработать навыки математического исследования прикладных вопросов и умение перевести задачу на математический язык.

Настоящее методическое пособие предназначено в помощь студентам заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения специальностей 190604 “Техническое обслуживание и ремонт автомобилей” и 190701 “Организация перевозок и управление на транспорте” для самостоятельного освоения основными практическими умениями по одному из разделов рабочей программы “Дифференциальное и интегральное исчисление”.

Пособие состоит из перечня умений, которыми должны овладеть студенты по данным специальностям, заданий для закрепления умений (тренинги) в соответствии с алгоритмом и глоссария, предназначенного для самостоятельного заучивания новых понятий. Понятие “Алгоритм” занимает одно из центральных мест в современной математике. Под алгоритмом понимается общепринятое и однозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Точное выполнение алгоритма всегда приводит к решению любой задачи из того класса задач, для которого он составлен. Умение формулировать и применять алгоритмы важно не только для развития математического мышления и математических умений: оно означает также и умение вообще формулировать правила и выполнять их, что особенно важной в любой сфере человеческой деятельности и имеет огромное воспитательное значение.

Существует два способа обучения алгоритмам:

  • Сообщение готовых алгоритмов (вариант самостоятельного изучения материала).
  • Подведение студентов к самостоятельному открытию необходимых алгоритмов и предполагает выявление отдельных шагов алгоритма, его формулировку и применение (изучение материала на занятии).

В данном пособии предложена следующая схема самостоятельного освоения основных практических умений:

Перечень умений —> алгоритм на каждое умение —> конкретное соответствие задания предложенному алгоритму (тренинг умений) —> задания для самостоятельного решения.

Рассмотрим работу алгоритма на одном из примеров:

Умение: (общая задача) Написать уравнение касательной к кривой в точке с абсциссой .

Алгоритм на каждое умение

1. Вычислить значение функции в точке

2. Вычислить значение производной в точке

3. Написать уравнение касательной: .

Конкретное соответствие задания предложенному алгоритму (тренинг умений).

1. Вычислить значение функции в точке
2. Вычислить значение производной в точке
3. Написать уравнение касательной

или

Задания для самостоятельного решения

Написать уравнение касательной к кривой в точке с абсциссой .

В помощь студенту в пособии размещен глоссарий для закрепления основных понятий раздела.

Зная последовательность действий общей задачи (алгоритм), студент всегда справиться с частной. Задачи для самостоятельного решения позволят закрепить изучаемый материал, тем самым восполнить пробелы в знаниях и умениях студента.

Приложение