Пояснительная записка
Сегодня, согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффективным средством развития способности к самостоятельности и творчеству.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся знаний, умений, навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения цели данного курса решаются следующие задачи:
- формирование первоначального представления об исследовательской деятельности;
- формирование базовых понятий и представлений о научно-исследовательской работе старшеклассников;
- привитие первоначальных навыков исследовательской деятельности;
- социально-профессиональное самоопределение школьников, содействие саморазвитию;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.
Цели проектно-исследовательской деятельности:
- развивать у учащихся исследовательские умения;
- обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
- способствовать повышению личной ответственности, уверенности в себе у каждого учащегося;
- развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать.
Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности:
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- развитие творческого потенциала учащихся.
Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различными. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Учащиеся могут выбирать любой объект исследования: вода, воздух, почва, живые организмы, вопросы химии, экологии,
Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретённые в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Таким образом, главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдением, измерением, моделированием процессов в окружающей среде. Программа курса подразумевает, кроме собственно экспериментальной работы, участие в семинарах, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов.
Исследовательская работа способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам, вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся, формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач, развивает личностные качества ученика, влияет па выбор будущей профессии учеников.
Основу такой организации учебного процесса составляет совокупность методов и приёмов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности. Ведущими выступают индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы (приёмы и средства стимулирования учения), а также общедидактические приёмы (анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования).
Их реализации способствуют учебные ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, требующих от учащихся чтения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования. Учащихся необходимо ставить в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера, пробуждать их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу и оценке собственных работ.
Научно-исследовательская работа нацелена на выработку у учащихся навыков применения методов научного познания и методов, соответствующей науки, в изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ. Она ставит ученика в роль исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности школьников: оригинальность мышления, творческие способности, одарённость.
Формы представления конечного результата проектно-исследовательской деятельности: письменный отчет; доклад; статья; фильм; презентация; выставка и т.д.
Содержание курса
I. Введение. Термины и понятия, используемые в курсе (1 час)
__. Методы научно-исследовательской работы (3 часа)
Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования. Формулировка цели исследования, определение задач. Формулировка исходной гипотезы. Метод эксперимента. Метод анализа и синтеза. Метод анкетирования. Метод наблюдения. Метод математического моделирования. Метод физического (технического) моделирования. Метод мысленного эксперимента. Творчество как метод исследования.
___. Организация и проведение исследований (1 час)
Порядок действий при проведении научно-исследовательской работы.
IV. Формы представления результатов научно-исследовательской работа (2 часа)
Учебно-научный доклад. Реферат. Отчёт по исследовательской работе. Статья.
V. Практическая работа по отработке элементарных навыков исследования (15 часов)
Урок-диспут по выбору темы исследования. Урок - групповая игра по выработке умения формулировать цель и задачи исследования. Урок-беседа по выбору метода исследования. Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования. Непосредственное проведение эксперимента. Работа с литературой. Виды рационального чтения специальной литературы. Составление реферата. Отчёт по научно-исследовательской работе.
V_. Работа над собственными исследованиями (12 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | ||
1 | Термины и понятия, используемые в курсе | ||
2 | Проблема исследования, тема исследования. цели и задачи исследования. Формулировка исходной гипотезы | ||
3 | Методы исследования | ||
4 | Методы исследования | ||
5 | Порядок действий при проведении научно-исследовательской работы | ||
6 | Реферат. Статья. Учебно-научный доклад. | ||
7 | Отчет по исследовательской работе | ||
8 | Урок-диспут по выбору темы исследования | ||
9 | Урок - групповая игра по выработке умения формулировать цель, задачи исследования | ||
10 | Урок - беседа по выбору метода исследования | ||
11 | Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования | ||
12 | Эксперимент | ||
13 | Работа с литературой. Виды рационального чтения специальной литературы | ||
14 | Самостоятельная работа в библиотеке | ||
15 | Работа над реферата | ||
16 | Разбор типового учебно-научного доклада | ||
17 | Разбор типового реферата | ||
18 | Разбор типового отчета по научно-исследовательской работе | ||
19 | Тренировка в изложении основной части реферата | ||
20 | Составление заключения реферата | ||
21 | Урок - игра в семинар | ||
22 | Работа над исследованиями | ||
23 | Работа над исследованиями | ||
24 | Работа над исследованиями | ||
25 | Работа над исследованиями | ||
26 | Работа над исследованиями | ||
27 | Работа над исследованиями | ||
28 | Работа над исследованиями | ||
29 | Работа над исследованиями | ||
30 | Работа над исследованиями | ||
31 | Работа над исследованиями | ||
32 | Защита работ | ||
33 | Защита работ | ||
34 | Защита работ |
Ожидаемые результаты
По окончании изучения данного курса учащиеся будут знать:
1. Терминологию научно-исследовательской работы.
2. Этапы НИР. Порядок проведения научного исследования.
3. Методы проведения исследований.
4. Правила работы с источниками научной и публицистической литературы.
5. Правила и виды отчётности о научно-исследовательской работе
уметь:
Анализировать содержания учебного материала.
Выделить актуальную проблему будущего исследования.
Выбрать актуальную, нетривиальную тему для исследовательской работы.
Сформировать цель и задачи исследования.
Спланировать проведение эксперимента.
Организовать работу по проведению эксперимента
Провести наблюдения. Скорректировать эксперимент
Сделать анализ результатов исследования
Сформировать выводы по результатам проведённого эксперимента.
Оформить результаты научно-исследовательской работы в виде отчёта, доклада, статьи или реферата.
Представить результаты исследовательской работы на рецензирование, на научно-практическую конференцию школьников.
Учебно-методическое обеспечение
Анкеты.
Методики проведения исследований.
Список рекомендуемой литературы.
Для учителя:
- Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Издательский дом "Федоров" изд-во "Учебная литература", 2007
- Данилова. А,Г. Как организовать и. провести урок-исследование . Химия в школе. 1999. №7.
- Иодко Л.Г., Емельянова Е.О.Волков А.В. Учим учиться рассуждать. Химия в школе 2000. №6.
- Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Библиотечка "Первого сентября", № 27
- Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. Библиотечка "Первого сентября", № 28
- Русецкий В.Ф. О работе над текстом выступления рассуждения. Химия в школе 2000. №6.
- Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
Для учащихся:
- Астафуров В.И. Основы химического анализа. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся IX - X классов М.: Просвещение 1977г.
- Бархатова Е.В. Ведение научно-исследовательской работы: Пособие для уч-ся 10-11-х кл. Школа сибирской тайги. Учим творчеству. Усть-Илимск Маркет Студия Восемь, 2001.
- Голуб Г. Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Комплект рабочих тетрадей 5-9 классы. Издательский дом "Федоров" изд-во "Учебная литература", 2007
- Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Библиотечка "Первого сентября", № 27
- Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. Библиотечка "Первого сентября", № 28