Цели урока:
- продолжить формирование представлений детей о разнообразии животного мира на примере птиц:
- расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых ) птицах;
- продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга),умения выдвигать аргументы при доказательстве;
- содействовать воспитанию чувства любви к Родине, родному краю, братьям нашим меньшим.
Оборудование:
- слайды о птицах;
- рисунки детей;
- карточки для работы в группах;
- выставка книг по теме урока.
Ход урока
1. Психологический настрой
- Покажите ваше настроение. А какое настроение у меня? Как узнали? Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы нам стало теплее в этот зимний день.
2. Повторение пройденного материала
На прошлом уроке мы говорили с вами о хвойных деревьях.
- Какие хвойные деревья вы знаете?
- Какие хвойные леса вы знаете?
- Чем похожи и чем различаются ветки ели и сосны?
- Есть ли на них листья?
- Какие шишки у сосны, а какие у ели?
- О каких деревьях говорят: зимой и летом одним цветом? Почему?
(Исключение составляет лиственница сибирская .Она сбрасывает свои листья-хвоинки на зиму.)
3. Сообщение темы и целей урока
Тема нашего урока спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
Поговорим мы сегодня о птицах.
Тема нашего урока так и звучит “Жизнь птиц”.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать.
Давайте перечислим знакомых вам птиц. (Дятел, синица, дрозд, ворона, скворец, кукушка, снегирь, сорока, воробей, сова, голубь, галка, грач, иволга, свиристель)
Какое время года сейчас? (Зима)
Да у нас сейчас идет зима. Холодная, морозная. Но жизнь в лесу продолжается. Сегодня мы поговорим о том, как зимуют птицы, где зимуют? Как они выживают в это трудное время года? Можно ли помочь птицам? В конце урока мы постараемся ответить на эти вопросы.
4. Работа над новым материалом
- На какие группы делятся птицы?
1) Перелетные и зимующие. (Оседлые)
2) Домашние и дикие
Отгадывание загадок.
Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор.
Раскрывает с шумом крылья
И садится на забор. (Петух)Ей на месте не сидится
Это бойкая …(Синица)Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
- Кто лишний? (Петух)
Почему петух лишний?
Это птица домашняя.
Каких еще домашних птиц вы знаете? (Утка, гусь, индюк)
- А какие птицы встречаются в природе?
Показ слайдов.
- Догадайся, почему перелетные птицы улетают на зиму в теплые края?
- Почему зимующие птицы остаются зимовать в наших краях?
Работа по учебнику Что умеет делать клюв? (Курица – клевать зерно. Клёст – шелушить шишки .Нектарница – высасывать сок. Дятел – долбит кору и вытаскивает насекомых. Показ слайдов. С. 100. Вывод!
С. 101.Соображалки.
- Чем питаются эти птицы? (Сова – мышами, клёст – шишками, цапля – лягушками,чайка – рыбой, дрозд-рябинник – рябиной, дятел – насекомыми). Показ слайдов..
- Какие из них насекомоядные? (Дятел)
- Хищные? (Сова, чайка, цапля)
- Растительноядные? (Дрозд)
5. Физкультурная минутка
Какая птица стоит на одной ноге? (Цапля)
Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться, за соседа не держаться.
6. Индивидуальная работа в тетрадях.
Работа по тетради, по карточкам.
Определи о каких птицах идёт речь? Чтение детьми стихов о птицах.
Показ слайдов “ Нелетающие птицы”. (Пингвины, цапля, страус – развивает скорость 50 километров в час)
7. Закрепление изученного материала.
- Какое сейчас время года?
- Зимующим у нас птицам очень трудно зимовать. Почему? (Они нуждаются в заботе и помощи людей.)
- Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
А зачем птицам надо помогать? (Спасают огороды от вредителей.)
Висит кормушка на окне на радость нам и птицам
И каждый день по сто друзей в окно моё стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –
Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры,
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек..
- У вас на столе есть карточка. Отметьте знаком птиц, которые прилетали к вашим кормушкам.
- Кто что любит? (Снегири, дрозды - рябину, синички - сало, семечки, воробьи - крошки хлеба, зерно)
Для различных видов птиц нужны различные корма. Запомните, кокой корм едят какие птицы и запасайте его летом и осенью.
8. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
Ребята, давайте оценим свою работу. На столе у каждого из вас лежит карточка, выберите для себя подхолящую, которая наиболее отражает результат вашей деятельности. (Сами всё знали о птицах, узнали многое на уроке, нужно и дальше ещё узнавать о птицах самостоятельно)
Наше знакомство с птицами будет продолжаться. Наш школьный библиотекарь помогла оформить для нас выставку книг о птицах. А сейчас вас ждёт сюрприз. Как награда за урок – рисунок одной из знакомой нам птицы. Отгадайте загадку:
Хоть я не молоток - по дереву стучу;
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
- Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел)
- Правильно, это дятел – лучший друг леса. Какое разнообразие красок в его костюме! Вряд ли у кого найдёшь такое сочетание. Раскрасьте картинку и возьмите себе на память. Спасибо за урок!