Одним из путей улучшения качества обучения является повышение эффективности контроля знаний. Основными видами контроля являются устная проверка знаний, письменная теоретическая работа, практическая проверка, тестирование письменное и компьютеризированное.
К методам контроля знаний первого уровня относятся фронтальный устный экспресс-опрос для оценки ориентировки обучающихся в теме, контроль на основе тестов. К методам контроля второго уровня относятся: устный опрос, письменные теоретические работы, решение типовых ситуационных задач, тестирование с помощью тестов соответствия и множественного выбора. К методам контроля третьего уровня относятся: решение нетиповых ситуационных задач, практический тренинг для отработки профессиональных навыков.
Контроль знаний имеет контролирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, методическую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи и учет результатов контроля. Обучающая функция обеспечивает обобщение, закрепление, формирование знаний, умений и навыков. Развивающая функция способствует развитию личности обучающегося, формированию его познавательных способностей. Воспитывающая функция формирует личностные качества учащегося. Методическая функция позволяет в процессе контроля совершенствовать работу преподавателя.
Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью обучающихся:
- Индивидуальность контроля, его осуществление за работой каждого обучающегося
- Систематичность, регулярность контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности обучающегося
- Разнообразие форм проведения контроля, повышение интереса обучающегося к его проведению и результатам
- Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений.
- Объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя
- Дифференцированный подход при контроле, учитывающий особенности предмета и способности обучающегося
- Единство требований педагогов
Результаты исследования эффективности различных методов контроля показали, что наиболее эффективными являются методы устного опроса (экзамен, зачет) – позволяет контролировать усвоение знаний на любом уровне, выявляет способности обучающихся логически мыслить, приводить свои аргументы, делать обоснованные выводы; и тестирование – позволяет без больших погрешностей проверить весь объем знаний по предмету за короткий срок.
Тестовый контроль
Положительные моменты
– объективность результатов
– высокая оперативность
– охват всего учебного материала
– демократичность формы контроля
– достоверная информация об уровне усвоения
материала
– возможность установления четкого рейтинга
каждого обучающегося группы по предмету
– возможность компьютеризации
– нравится обучающимся
Некоторые негативные моменты
– значительные временные затраты в подготовке
тестов
– вероятность угадывания ответов
– бессловесность
– определенный формализм в оценке знаний
При оценивании рекомендуют следующую систему оценивания «2»– 53%; «3»– 54-66; «4» – 67-83; «5» – 84-100%.
Весь пакет материалов по тестовому экзаменуявляется собственностью разработчика и в этом качестве может являться предметом купли-продажи, обмена и т.п., поэтому авторство на эти документы должно быть соответствующим образом защищено.
Виды тестов
– тест с закрытыми ответами
– тест творческий (впиши пропущенное слово,
закончи предложение, ответь на вопрос и т.п.)
– тест с обратной связью (решение теста, там, где
учащиеся не знают ответ они должны поставить
прочерк, затем учащиеся выставляют степень
уверенности, затем появляется эталон ответов,
учащиеся сравнивают эталон со своими ответами,
подсчитывают свою отметку – если вопросов 5, то
сумма баллов превращается в отметку, если 10, то
делить на два и т.д.), затем педагог просит поднять
руки у кого пятерки, четверки, тройки фиксирует
на доске или в журнале. Данный вид опроса
предоставляет возможность быстро узнать свои
результаты, а учителя разгружает от рутинной
работы проверки тетрадей.
– тест «малая группа – обратная связь»: учитель
предъявляет вопрос ученик отвечает, ответы
записываются в табличку: Я, ГРУППА, ЭТАЛОН. После
того как они записали свои ответы, они
обсуждаются в группе, и записываются во
второй колонке; затем предъявляется эталон
исправления фиксируются в третьей колонке. Затем
выставляется оценка за первую, потом за вторую
колонку. От 0 до 1.
Опорный контроль знаний
- Конспектный контроль. Обучающийся опирается полностью на содержание своего конспекта по предмету. Контрольные вопросы составляются не только с учетом объяснения учебного материала, но и выходят за пределы содержания конспекта.
- Учебный контроль, при котором обучающийся работает с основным учебным пособием по предмету по изученным параграфам темы. Этот вид контроля направлен на систематическую работу обучающегося с учебником. Излагая новый материал, некоторые вопросы опускаются для самостоятельной подготовки. Учебный контроль мобилизует обучающегося на постоянную работу с книгой.
- Справочно-нормативный контроль, при котором обучающиеся ведут поисковую работу по сбору необходимой информации по справочникам и нормативной литературе на конкретно заданный вопрос. При таком виде контроля развивается интуиция, умение работать с литературой.
- Плакатный. Обучающемуся при ответе предлагается плакат, по которому на предыдущем уроке объяснялся н/м. ( кадр презентации)
- Макетный.
- Стендовый.
- Реферативный. Обучающемуся выдается ряд контрольных вопросов, на которые он отвечает письменно, а затем делает сообщение на уроке.
- Проектный контроль по предложенным предметным проектам обучающихся.
- Экскурсионный контроль. Обучающиеся отвечают на вопросы во время или после проведения экскурсии.
Игровой контроль знаний
- Кроссвордный контроль.
- Диктантовый контроль. Игра, в которой контрольные вопросы представлены в виде технического диктанта.
- Ребусовый контроль. И т.п.
Интерполяционный контроль знаний
При интерполяционном контроле знаний обучающемуся выдается специальный текст задания, после прочтения которого его надо изменить, дополнить, вставить слова, фразы, предложения, в корне изменить смысл прочитанного или просто его описать. Такой вид контроля проводится по учебной, нормативной или справочной литературе по специально разработанным заданиям, карточной системе заданий, техническим диктантам, абзацам из литературы, аудио и видеозаписям.
Методика такова. Каждый обучающийся получает индивидуальную серию контролируемого материала для внимательного прочтения и изучения, после чего материал собирается, а студент приступает к описанию изученной информации, т.е. изменяет, дополняет.
При устном контроле преподаватель диктует предложения, которые необходимо довести до смыслового конца, завершения или дает небольшой законченный объем, который после его прочтения следует изложить на бумаге. По завершении контроля анализируются ответы и выставляются оценки.
Рейтинговый контроль знаний
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки знаний. Рейтинговая система – система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых измерениях, отражает успеваемость обучающихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику.
Методика разработки рейтинга по предмету:
1-й этап – организационный, организация
творческой группы преподавателей смежных
предметов
2-й этап – разбивка предмета на модули
3-й этап – разработка перечня знаний, умений и
навыков по каждому модулю в соответствии с
образовательным стандартом.
4-й этап – разработка рейтинговых показателей по
каждой контрольной точке и по предмету в целом
Рейтинговая система контроля знаний имеет примерную схему:
– стартовый рейтинг – определение начального
уровня знаний
– текущий контроль – оценка работы обучающегося
преподавателем при выполнении заданий на
текущих занятиях, за выполнение домашней работы,
работы на уроках производственного обучения.
– промежуточный контроль – оценка обязательных
контрольных работ, зачетов и т.п.
– итоговый контроль – экзаменационная оценка по
предмету, квалификационным экзаменам (Если
обучающийся имеет итоговую сумму баллов по
рейтингу 86-100%, то он может быть освобожден от
экзамена)
– творческий рейтинг – участие в олимпиадах,
конференциях, выставках технического
творчества, конкурсах. Индивидуальное
творческое задание, рефераты.
Результаты фиксируются и у преподавателя, и на общем стенде в классе. Т.е. каждый видит свои результаты наглядно.
При внедрении рейтинговой системы контроля знаний очень важно разработать разнообразный дидактический материал: программа, перечень практических занятий, перечень основной и дополнительной литературы, лекции преподавателя, наглядные пособия, банк задач. Вопросов, тестов, вариантов контрольных работ и т.д.
Эта система заставляет нерадивых обучающихся усваивать минимальный объем знаний, позволяет им определить уровень своих знаний, затем дает возможность переходить к более высокому уровню знаний.
Нетрадиционный экзамен
Основная идея такого экзамена – определить уровень усвоения знаний, умений и навыков в ходе коллективной мыслительной деятельности.
Экзамен проводится в 5 этапов.
1. Контроль приобретенных умений и навыков.
Каждый обучающийся решал конкретную
практическую задачу с обязательными выводами.
Оценка выставлялась жюри из обучающихся на «4» и
«5» и из преподавателей.
2. и 3. оценивались теоретические знания по всем
разделам предмета. Группа делится на команды.
Работа идет в системе коллективной мыслительной
деятельности.
4. тестирование в течение 10 минут по темам, не
охваченным устным опросом.
5. Команда разбивалась на микрогруппы и получала
практическое задание.
При подведении итогов оценивается каждый шаг обучающихся, подсчитывается средний балл. Если есть сомнения, задаются вопросы.
Итоговая государственная аттестация (ЕГЭ)
является последним звеном в системе контроля.
Все виды контроля должны быть четко
спланированы, логически взаимосвязаны,
дидактически обеспечены. Отсутствие контроля
или формальное его осуществление наносит
непоправимый вред учебно-воспитательному
процессу. Контроль за качеством знаний,
позволяет выявить индивидуальный характер
усвоения, проблемы и наметить рациональные пути
их преодоления с учетом индивидуального подхода
к каждому ученику.