Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
В Службах ранней помощи, широко создающихся сейчас, многие семьи, имеющие детей с задержкой психического развития или риск задержки, получают необходимую поддержку специалистов.
Однако мы в нашей работе столкнулись с нехваткой методических материалов для этой категории детей. Программы, разработанные для детей раннего возраста, в основном, адресованы детям с нормативным развитием, не имеющим выраженных когнитивных и эмоциональных нарушений. Кроме того, дети, поступающие в Службу ранней помощи, не являются однородной группой. В нашей работе мы встречаем широкий спектр нарушений развития, требующий как универсального подхода, так и специально разработанных для каждой категории детей методик.
Для всех наших детей характерно дезадаптивное поведение: неэффективность саморегуляции, конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности, хронический эмоциональный дискомфорт, сниженная обучаемость, депривация. Также и у родителей, имеющих ребенка с нарушением развития или риском нарушения, имеются характерные эмоциональные проблемы, патологические паттерны внутрисемейного взаимодействия.[4, 6, 10]
Поэтому акцент программы сделан на социокультурной абилитации ребенка [9] и гармонизацию отношений родитель – ребенок [5], что делает ее, по нашему мнению, пригодной для работы с различными категориями детей, в том числе, в инклюзивных группах.
Многие из наших детей при условии своевременной помощи способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Однако коррекционно-воспитательная работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование базовых психических процессов - той системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями, повысить адаптивность в меняющихся условиях внешней среды. [10]
Эта программа была разработана нами для обобщения принципов, содержания, методов и форм коррекционно-воспитательной работы в Службе ранней помощи.
Программа групповых занятий адресована педагогам, работающим в Службах ранней помощи, Лекотеках, ЦИПРах, учреждениях дополнительного образования с детьми раннего и дошкольного возраста, от 1 года до 7 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, инклюзивных группах.
Широкий возрастной диапазон программы обусловлен тем, что при диагностике состояния познавательной сферы у ребенка с задержкой психического развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом. При этом мы учитываем, что ее содержание зависит от возраста, характера нарушений, актуального психического развития, состояния здоровья детей данной группы, их интересов и мотивации.
Программа является комплексной, предполагает гибкое планирование педагогического процесса, выбор наиболее актуального материала для конкретной группы детей, позволяет педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
Рекомендуется проводить занятия одновременно двумя специалистами. Возможно участие разных специалистов: педагога-психолога, учителя–дефектолога, учителя–логопеда, социального педагога.
Апробация программы происходила на базе Службы ранней помощи ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2607 СЗУО г. Москвы.
Цели работы.
- Целью данной программы является психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Задачи работы.
- Коррекция нарушенного и искаженного развития ребенка, профилактика вторичных нарушений развития.
- Формирование представлений о себе, других, окружающем мире.
- Адаптация ребенка в коллективе сверстников.
- Подготовка ребенка с нарушениями психического развития (риском нарушения) к обучению в дошкольном учреждении.
- Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком. Формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания.
Педагогические принципы работы.
Программа построена на гуманистических принципах личностно – ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для его активности и инициативности, формирование положительных ценностных ориентаций и установок родителей ребенка. [11]
Этот принцип ярче всего проявляется в работе с ребенком в предметной среде и предполагает акцент на непроизвольные виды деятельности. Следуя за ребенком, педагог всегда предоставляет ему возможность выбрать то, что наиболее актуально в данный момент, поэкспериментировать с предметами, вообразить что-то свое и осуществить свой план. Самостоятельность в выборе, в открытии новых действий развивает у ребенка особое отношение к этому действию как к своему личному. Выделение ребенком себя, как субъекта предметного действия отличного от взрослого, приводит к усилению самостоятельности ребенка. Формирование мотивации к ориентировочной и исследовательской деятельности – важная часть нашей работы. [4, 11]
Принцип деятельностного подхода. Мотивационная сфера ребенка, его практические умения и способы действия формируются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую деятельность раннего возраста — предметно-практическую. [15]
При этом формирование конкретных навыков и умений — моторных, сенсорных, речевых — не является самоцелью, они выступают в качестве средства реализации деятельности. В соответствии с этими представлениями, содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные с взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, вовлечение в разнообразные игры, в процессе которых у малышей развиваются познавательные способности, речь, мелкая и крупная моторика, разнообразные умения и навыки. [11, 15]
Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с дидактическими, сюжетными игрушками, природным материалом, в инсценировках, разыгрываемых педагогами, в занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение коррекционно - воспитательных задач.
Принцип адекватности и своевременности внешних требований. Своевременность и адекватность предъявляемых внешних требований применительно к раннему возрасту будет работа с базовыми уровнями, формирующими предпосылки становления более высоких психических функций: познавательных и речевых.
Наиболее важным базовым психическим процессом для ребенка с выраженными нарушениями развития раннего или дошкольного возраста вне зависимости от его психических возможностей является формирование схемы тела, внутреннего пространства. Развитие схемы тела происходит за счет: взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром; разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, соприкосновений с другими людьми, собственной двигательной активности.
Постепенно из многообразия этих ощущений у ребенка складывается пространственно-временная система координат, развивается эмоциональная сфера, формируются границы собственного тела. [7, 10]
Все упражнения, включенные в нашу программу, имеют основной своей целью тренировку разнообразных сенсомоторных навыков, инициацию и расширение тактильных контактов, выработку разнообразных жизненных стереотипов.
Необходимо также сказать и о формировании восприятия в раннем возрасте. Зрительно-пространственное восприятие тесно связано с предметными действиями. Богатая и разнообразная предметная среда, способная побудить малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы. [1, 2] Мы специально разработали и активно используем предметно-обогащенную среду, направленную на формирование сенсомоторных навыков для детей. Помимо развивающих игр и игрушек мы используем песок, крупы, природные материалы, воду. В помещении есть уголок с музыкальными инструментами.
Учитывая, что процесс становления слухоречевого гнозиса в развитии ребенка начинается с реагирования и узнавания неречевых звуков (бытовых, природных и музыкальных) [1, 2, 7, 10, 15], мы включили в программу нашей работы упражнения и игры с шумовыми музыкальными инструментами, простыми фольклорными песнями, имеющими кроме мелодической основы и ритмическую. Считаем очень важным включать в занятия ритмически организованные песни, игры, упражнения, поскольку ритмическая составляющая является базой для формирования пространственно-временных представлений, которые, в свою очередь, являются необходимой основой для успешного обучения ребенка письму, счету [7,10].
Принцип постоянства и стереотипности среды, а именно: средств, содержания и методов работы. До объединения детей в группу каждый ребенок проходит этап индивидуальных занятий – освоение помещения, разных его зон, знакомство с педагогом, ритуалами, сопровождающими занятие. После объединения детей в группу ритуалы становятся стержнем занятия. Постепенно выстраивается структура с четко фиксированным началом, переходами от одной игры к другой, концом занятия. Структура выдерживается и на индивидуальных занятиях, правда, несколько упрощенно, и в течение учебного года не меняется. Повторяющиеся элементы формируют основы произвольной регуляции собственного поведения, поскольку выступают как неизменное правило. Они создают у детей ощущение безопасности, помогают легче перестроиться на другой вид деятельности. Материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость. [5, 13]
Принцип этнопедагогического подхода. Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. [3, 5, 9] В соответствии с этим основным речевым содержанием программы является фольклорный материал — потешки, пестушки, сказки, песенки.
Принцип укрепления адаптивных возможностей семьи. Процесс психического развития ребенка в первые годы жизни невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов.
В связи с этим современный подход к семье, воспитывающий ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. [1, 4, 5]
Гармонизация внутрисемейных отношений через снижение родительской напряженности, формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания через обучение родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком – цель, к которой мы стремимся.
Требования к помещению и оборудованию.
1. Просторное помещение с санузлом или групповая ячейка детского сада.
2. Стол для рисования и чаепития.
3. Игрушки и игровое оборудование на стеллажах, ящики с крупами, природными материалами, песочница.
4. Шариковый бассейн, скамейки, вестибулярный тренажер, арка, кочки, мяч, красный нескользкий коврик диаметром ок. 25-35 см, и другое физкультурное оборудование, которое подбирается в зависимости от возраста и развития общемоторных навыков детей.
5. Стол, мольберт, ткани разных цветов; природные материалы, куклы “би-ба-бо”, мягкие игрушки естественных цветов для инсценировок, ветка дерева, закрепленная на подставке, небольшая елочка.
6. Шумовые музыкальные инструменты, пентатонические музыкальные инструменты.
7. Для продуктивной деятельности: бумага для рисования формата А3, пальчиковые краски, кисти, восковой пластилин, природные материалы, цветная бумага, фартуки для детей.
8. К чаепитию: скатерть, свеча в прозрачной вазе или стакане, печенье, чашки с блюдцами для детей, родителей и педагогов; салфетки бумажные, чайник с приготовленным чаем; желательно использовать травяной чай.
Занятия продолжительностью 1 час 30 минут проводятся 1 раз в неделю
Структура занятия
Занятие включает 7 этапов.
Все переходы от этапа к этапу проводятся с использованием песен – маркеров, помогающих ребенку структурировать занятие, запомнить последовательность этапов, быстрее перестроиться на другой вид деятельности.
1 Этап. Организационный момент. Зона общей моторики. 10 минут.
“Вход” в помещение для занятий. Приветствие, зарядка, хоровод, пальчиковая игра. Задачи этапа: формирование и закрепление навыков произвольной регуляции деятельности, представлений о себе, о других, формирование мотивации общения, умения производить действие по показу, развитие общемоторных и речевых навыков, развитие восприятия.
2 этап. Свободная игра. Игровая зона. 20 минут.
В игровой зоне к занятию подготовлена предметная среда, соответствующая задачам занятия, возрасту и уровню развития малышей.
На этом этапе ребенку предоставляется возможность свободного выбора заинтересовавших его предметов и игрушек, способов действия с ними. Педагог, следуя за ребенком, направляет его активность, демонстрирует маме эффективные способы взаимодействия с ребенком в предметной среде. Задачи этапа: формирование навыков мелкой моторики и решения практических задач, культурно-фиксированных действий с предметами, предпосылок к сюжетной игре, обогащение тактильных ощущений, формирование навыков недирективного эффективного взаимодействия взрослого с ребенком.
3 этап. Полоса препятствий. Зона общей моторики. 10 минут.
К моменту перехода в зону общей моторики здесь организовывается полоса препятствий из скамейки, вестибулярного тренажера, шарикового бассейна, цветных кочек и др. “Старт” обозначен красным кружком. Все упражнения этого этапа направлены на развитие сенсомоторной координации, умения производить действия по команде.
4 этап. Игра с мячом. Зона общей моторики. 5 минут.
Игра с мячом в кругу – важный элемент занятия. В этой игре мы формируем навыки общения, произвольной регуляции деятельности, принятие правил, стимулируем речевую активность.
5 этап. Приобщение к культуре. Семейная зона. 15 минут.
На этом этапе педагогами разыгрывается кукольная инсценировка, затем продуктивная деятельность по сюжету. Задачи этапа: развитие представлений об окружающем мире, произвольного внимания, восприятия, обогащение тактильных ощущений, умения производить действие по показу и образцу, навыков мелкой моторики.
6 этап. Чаепитие. Семейная зона. 15 минут.
Дети с помощью родителей и педагогов накрывают на стол, затем все вместе пьют чай. В ходе чаепития проходит формирование и закрепление навыков самообслуживания, правил социально приемлемого поведения, общение родителей с педагогом. Дети с помощью родителей и педагогов моют свою чашку или блюдце и ставят на место.
7 этап. Организационный момент. Зона общей моторики. 5 минут.
Упражнения с парашютом. Подведение итогов занятия. Прощание в кругу родителей и детей проходит с помощью музыкально-ритмических упражнений. Задачи этапа: развитие восприятия, навыков произвольной регуляции деятельности.
По окончании занятия педагоги в присутствии детей и родителей вывешивают работы на выставку, помогают родителям обучать детей самостоятельно одеваться.
Тематический план работы
№ п/п | Название темы | Содержание и задачи блока занятий | Кол. занятий |
1. | Осень. Знакомимся и изучаем друг друга |
Формирование и закрепление знаний о себе как “Я”, “других людях”, правил социального взаимодействия. Формирование мотивации общения, коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств. Изучение предметной среды, формирование предметно-игровых действий Формирование представлений об окружающем мире, навыка просмотра сказки, эмоционально-личностное развитие. Хороводы, сказки и продуктивная деятельность на тему “Осень”, сказка “Курочка Ряба” |
8 |
2. | Зима. Учимся играть |
Обучение эффективному социально-приемлемому
взаимодействию детей и взрослых в предметной
среде. Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий. Формирование представлений об окружающем мире, закрепление навыка просмотра сказки, эмоционально-личностное развитие. Хороводы, сказки и продуктивная деятельность на тему “Зима”, “Новый год”, русская народная сказка “Репка” |
12 |
3. | Весна. Учимся самостоятельности |
Обучение родителей способам передачи
общественного опыта, адекватным актуальному
уровню развития малыша, используя совместные и
частично-совместные действия. Формирование и закрепление навыков самообслуживания. Помощь младшим. Формирование представлений об окружающем мире, закрепление навыка просмотра сказки, эмоционально - личностное развитие. Хороводы, сказки и продуктивная деятельность на тему “Масленица”, “Весна”, “Скоро лето”, русская народная сказка “Колобок” |
10 |
Итого: 30 занятий (45 часов)
Литература
- Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Мы. Общение и игра взрослого с младенцем. – М:2002
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями/ ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – М.: Экзамен, 2006
- Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?/ - “Деметра” СпБ., 2003
- Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., , Перминова Г.А., Чугунова А.И., Пайкова А.М., Склокина Н.А. Материалы курса “Основы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями развития”, 2008
- Ларечина Е. В.. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие./ - СПб.: Речь, 2004.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/ – М: Просвещение, 2008
- Медникова Л.С. Концептуальные основы развития элементарной ритмической способности детей раннего возраста.// Дефектология, № 4 - М.: Школьная пресса, 2010
- Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998
- Попова Н.Т. Культурные механизмы развития человека // Теоретическая культурология. Сер. Энциклопедия культурологии - М.:Екатеринбург, 2005.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза/ - М: Генезис, 2007
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста/ - М.: Мозаика–Синтез, 2007
- Федорова Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша/ - СПб.: Паритет, 2007
- Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно – игровых занятий/ - М.: Теревинф, 2006
- Четвертаков К.В. Развивающие игры для малышей. От года до 3х лет/ - М.: Айрис – пресс, 2006
- Эльконин Д. Б. Детская психология./ – М: Педагогика, 2008