Цели:
I. Образовательно-развивающие:
1.1. Применение опорных понятий “звук”, “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”;
1.2. Развитие обще-учебных умений:
- выявлять особенности звука й и буквы й;
- писать букву й;
- записывать слоги, слова и предложения с буквой й;
1.3. Развитие специальных умений:
- определять и делить понятия;
- сравнивать и обобщать понятия;
- отвечать на проблемные вопросы двух типов (вопросы-понятия и вопросы-суждения);
- конструировать умозаключения;
II. Воспитательные:
2.1 Формирование умений:
- работать в паре;
- принимать мнения других и высказывать свои возражения;
- оказывать помощь одноклассникам в освоении нового материала;
2.2 Воспитывать
Тип урока: урок-исследование.
Характер деятельности: частично-поисковый.
Дидактические средства: проблемные вопросы двух типов (вопросы-понятия и вопросы-суждения) анализ, синтез, сравнение, исследование
Оборудование: доска, мел, картинка Мудрой Совы, волшебный сундучок, образные картинки букв, карточки, тетради.
Урок проводился в 1 классе по программе 1-4. УМК “Школа России”.
Ход урока
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I
I I 2.1
2.2
I I I 3.1
3.2 3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
IV
V
VI |
Организационный момент: - Долгожданный дан звонок, Начинается урок. - Сегодня к нам на урок пришла Мудрая Сова. У неё есть волшебный сундучок знаний. Сова поделится с нами своими знаниями, но взамен мы должны положить в этот сундучок свои новые знания. Актуализация темы и цели урока. Минутка чистописания: - Мудрая Сова принесла на урок буквы.
- Какие буквы принесла Сова? - Что такое буквы?
- Какие бывают буквы?
Игра “Третий лишний” - Среди букв Н, И, Й какая буква лишняя и почему?
- В минутке чистописания Мудрая Сова предлагает вам прописать буквы и их сочетания и, й, И, ий, Ии, Й. - Вспомним правила посадки при письме.
- Прочитайте стихотворение, написанное на доске.
- Хозяйкой нашего урока будет буква Й. Изучение нового материала Особенности буквы Й. - Почему буква так называется?
- В каком случае буква Й становится заглавной?
- Назовите слова, которые начинаются с буквы Й.
Физминутка (для глаз). Особенности звука й . - Назовите звук, который обозначается буквой Й. - Что такое звуки речи?
- Какие бывают звуки? - Что мы знаем о звуке й ? Физминутка: - Я назову слова. Если в них звук й встретится в середине, то встанут девочки, а если этот звук окажется в конце слова, то встанут мальчики. Май, война, думай, хитрый, зайка, змейка, музеи. - Почему никто не встал, когда было названо последнее слово? - Измените слово, чтобы в нём появился звук й . Роль буквы Й в слове. - У вас на парте лежат карточки со словами. В каждой строке написаны два одинаковых слова. Замените в одном из них букву И на Й. - Что произошло со словами?
Деление слов на слоги. - Разделите слова на слоги. - А теперь сверьте правильность своей работы с вариантом, предложенным Мудрой Совой на доске.
- Сколько слогов в слове бои?
- Почему есть слог, где стоит одна гласная И, и нет слога состоящего из одной буквы Й? Физминутка: Собрались слова с окончанием на “-ай”, Май, чай, лей, край, сарай, решай, зимой, урожай, большой, решай, читай, трамвай. Развитие речи - С любым из слов, написанных в карточке, составьте предложение. - Мудрая Сова предлагает записать в тетрадь предложение из стихотворения А. Барто: Зайку бросила хозяйка. - Как вы оцениваете поступок девочки? - Подчеркните букву Й в словах всего предложения. Итог урока -Какие знания мы сможем положить сегодня в умный сундучок Совы? Домашнее задание: - Нарисуйте дома рисунки, изобразив букву Й так, как вы её себе представляете. - Можете подобрать слова с буквой Й, составить предложения, где в словах будет буква Й. |
Дети читают стихотворение: Н надела поясок, Сова принесла буквы Н, И, Й. - Буквы - это специальные значки для обозначения звуков речи на письме. - Буквы мы видим и пишем. - Из букв составляют слоги, из слогов составляют слова. - Лишняя буква И, так как она гласная. - Лишняя буква Й, так как у неё есть сверху элемент, которого нет у двух других букв. - Лишняя буква Н, так как у неё посередине элемент пишется ровно, а у двух других букв – наискосок. - Тетрадь с наклоном положу. - Букву Й зовут “и кратким”. - Буква Й появилась в русском языке около 300 лет тому назад. - Буква Й была составлена из буквы И, над которой писали значок, называемый “кратка”. Отсюда “И с краткой”. Когда значение слова “кратка” было забыто, люди стали говорить “И краткое”. - Буква Й становится заглавной в том случае, если она стоит в начале предложения. - Буква Й становится заглавной в том случае, если с неё начинается имя собственное. - В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова 70000 слов. Но на букву Й всего 8. Все эти слова пришли к нам из других языков. Йог, йога (пришли к нам из Индии) – учение, по которому человек может научиться управлять своим организмом. Йота – название буквы греческого алфавита. Йод – химический элемент, раствор этого вещества в спирте используют в медицине. Йоркширы – порода свиней. Йемен – государство. Нью-Йорк – город в США. Йошкар-Ола – город в России. - Звуки - минимальные членораздельные элементы речи с присущими им физическими признаками. - Звуки мы произносим и слышим. - Звуки речи – это те, которые произносит человек, они складываются в слова и люди понимают смысл этих слов.
- В нём нет звука й . - Музей. бои – бой заика – зайка мои – мой - Изменилась форма слова, значение слов, многозначность. (Индивидуальная работа, затем проверка в парах.) бо и – бой за и ка – зай ка мо и – мой - Поскольку в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков, а в слове бои два гласных звука, следовательно, в слове бои два слога. - Звук й - согласный, поэтому слога не образует.
- Девочка поступила плохо, так как бросила зайчика. Она его хозяйка, а значит должна заботиться о нём. - Когда зайчик остался один, он, наверное, испугался. Мне жаль зайчика.
- Мы теперь знаем, почему буква “и краткая” так называется. - Мы узнали, что в русском языке имён собственных, начинающихся с буквы Й, всего 8. - Звук й – согласный, звонкий, мягкий. - Так как, звук й согласный, то он слог не образует. - Буква Й, появившись в слове, может изменить его форму, значение слова, многозначность. |