Подростковые проблемы как отражение детско-родительских отношений

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


“Я думаю, что там, где речь идет о воспитании детей, к жизни надо подходить как к чему-то в высшей степени серьезному, ответственному и высокому”.
Макс Мюллер

Подростковые проблемы чаще всего становятся важной причиной изменения поведения подростков. Поэтому вовремя замеченные отклонения в поведении школьников и правильно организованная психолого– педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая в свою очередь способна привести к правонарушениям и преступлениям.

В психологической и педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющего поведения:

неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;

предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.);

противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Нравственная деформация личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Сегодня мы с вами рассмотрим наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребёнок, а в последствии и подросток сталкивается в семье. Как известно, “Ребенок – есть отражение внутрисемейных отношений” благоприяных для его развития либо неблагоприятных.

Неблагоприятные условия семейного воспитания есть ничто иное, как нарушение детско-родительских отношений.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически нездоровым, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, что чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека – заботливости, желания добра и блага во спасение, – она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко “слепая” родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец – это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Подростковые проблемы чаще всего приводят подростков к таким социально опасным последствиям как:

  • Преступность,
  • Алкоголизм,
  • Наркомания,
  • Проституция,
  • Суицид.

Просмотр фильма Ролана Быкова “Я никогда сюда больше не вернусь…” (Видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

Рекомендации родителям:

– Негативные поступки детей огорчают отца и мать, хотя нередко именно они своими ошибочными действиями вызывают их. Часто такие родители – отчаявшиеся, растерянные люди, поэтому если школа станет предъявлять им претензии, пропасть между семьей и школой только углубится. Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем имеется реальная возможность помочь практически каждому ребенку .

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. К каждому трудному подростку нужен особенно внимательный индивидуальный подход, основанный на принципах гуманистической педагогики.

Принципы психолого-педагогического сопровождения “трудных” подростков:

  • Безусловное принятие каждого подростка;
  • Понимание своеобразия его психического развития и самочувствия;
  • Видение реальных возможностей каждого подростка, а не предъявление ему завышенных требований;
  • Проявление гибкости в воспитательной тактике, которая должна быть подчинена индивидуальным особенностям подростка, а не личным воззрениям, привычкам, настроениям;
  • Уважение личности каждого подростка;
  • Готовность к диалогу на равных.

Трудные дети на птиц похожие,
Они к теплу и свету летят,
Ярко сверкают их перья!
Трудные дети хотят, чтобы в мире
Было больше добра и доверия!

В заключение мне хотелось бы напомнить одну притчу.

Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть широкую реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: “Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опустить весла”. И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он взглянул в темноту и увидел еще одно небольшое суденышко, плывущее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже, будучи на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту русла реки становились все сильнее и сильнее… это был водопад...

Очень не хотелось бы, чтобы наши с вами дети плыли по течению. Очень хочется, чтобы у них были мудрые советчики: родители и учителя, способные нацелить их на правильные жизненные ориентиры. А это возможно только с ситуации доверительного взаимодействия семьи и школы во благо самого подростка.

Педагогически запущенные дети, как правило, мало видят ласки, а чтобы дарить ребенку искорку любви и заботы, каждому родителю и учителю надо впитать море света…

Мы, взрослые: и родители, и учителя, не должны оставаться равнодушными к детским проблемам даже только для того, чтобы уберечь их от противоправного поведения: преступлений, алкоголизма, наркомании, проституции, суицида.

Благодарю за внимание!

Приложение 1, Приложение 2